Вчера впервые по инициативе радиостанции "Русь" Ставропольской государственной телерадиокомпании в рамках клуба региональной журналистики "Открытая Россия" на вопросы корреспондентов ряда краевых СМИ отвечал статс-секретарь - заместитель министра Минэкономразвития РФ Александр Васильевич Маслов.
Визитная карточка. Окончил юридический факультет МГУ, заслуженный юрист Российской Федерации. 1985-1991 - стажер прокуратуры Краснопресненского района, аспирант Института государства и права АН СССР; 1991 - 1999 - заведующий сектором, заместитель начальника, начальник отдела, заместитель начальника Государственно-правового управления Президента РФ; 1999 - 20000 - директор по правовым вопросам отношений с государственными и административными органами ЗАО "ЮНИКОН/МС Консультационная группа".
То, что разговор состоялся весьма полезный, значит, не сказать ничего: А. Маслов - один из основных разработчиков нового, третьего по счету Федерального закона "О банкротстве", который в ближайшем будущем должен быть передан для окончательного голосования в Госдуму РФ. В чем, по словам Александра Васильевича, его главные отличия от прежнего? Действующий пока на сегодня был принят в 1998-м, когда проблема неплатежей стояла очень остро, потому, упрощенно говоря, и процедура банкротства предприятий была прописана таким образом, чтобы проблему "расшить". Определенную роль в этом закон сыграл, однако в итоге превратился в инструмент передела собственности, уничтожения конкурентов на рынке и т.д. (примеров чему и в нашем крае не счесть). Сама жизнь потребовала изменений. И, прежде всего, в сторону защиты интересов собственника, должника, который не редко в состоянии расплатиться с кредиторами, но зажат обстоятельствами, короче, поставить заслон фиктивным банкротствам. Скажем, после вынесения судом определения о начале процедуры банкротства исполнение его может быть отложено на два месяца - до погашения долга, если он невелик. Причем долг обязательно должен быть подтвержден судом. Важно и такое новшество: государство выступает полноценным, а не "усеченным" в правах кредитором. Есть изменения и в требованиях к арбитражным управляющим: до февраля текущего года они были обязаны получить лицензию, после же вступления нового закона в силу должен быть запущен механизм саморегулирования их деятельности. Иными словами, они должны создавать объединения с компенсационным фондом во имя страхования индивидуальной ответственности. Речь о своего рода "круговой поруке": если кто-то вместо финансового оздоровления предприятия активно занялся "оздоровлением" собственного кармана - из него же придется и платить под недреманным оком коллег, заинтересованных, естественно, избавляться от недобросовестных участников профессионального рынка...
Не превратятся ли такие объединения в "вещь в себе"? Не подомнет ли государство интересы мелких кредиторов? Будет ли работать новый закон, если в зачаточном состоянии судебная реформа, а от третьей власти зависит очень и очень многое? А.Маслов отвечал на эти и другие вопросы откровенно и обстоятельно, заметив, что без вдумчивого изучения нового Арбитражно-процессуального кодекса РФ в тонкости ФЗ "О банкротстве" не вникнуть. Идеальных же нормативных актов не бывает, а закон о банкротстве (разработка его длилась полтора года) сложен как раз тем, что затрагивает интересы многих: собственников, должников, менеджеров, госчиновников и проч. И нравиться всем не может по определению, отсюда и вал как справедливой, так и несправедливой критики в адрес его авторов. Кстати, по некоторым данным, депутаты внесли в текст проекта свыше трех тысяч поправок, принято было около 200. А желающих обойти любой закон, подчеркнул А.Маслов, было, есть и будет немало. Хотя в новом - "О банкротстве" наиболее болезненные моменты старались прописать, учитывая накопленный практический опыт, как можно детальнее, чтобы процедура была прозрачна и подконтрольна всем участникам процесса. Борьба же законодателей с чересчур хитроумными гражданами - штука перманентная.
Проинформировал А.Маслов журналистов и о том, в каких направлениях сейчас идет работа над проектом закона о государственном управлении природными ресурсами: его на сегодняшний день существует семь вариантов. По сути, вопросы можно разбить на четыре группы. Первая: как и какие элементы гражданско-правовых отношений внедрить в модель отношений государства и инвестора (адмдоговоры, договоры подряда, концессии и СРП), в том числе, скажем, арендной платы, заменяющей действующие налоги, закрепление обязательств инвестора по объемам и срокам освоения место рождений, порядок урегулирования споров и досрочного расторжения договоров. Вторая: регулятивные и контрольные полномочия по госуправлению природными ресурсами, включая исполнительно -распорядительные функции между РФ и ее субъектами. Третья: отделение разведки от добычи полезных ископаемых, причем есть мнение, что их разведку стоит проводить за счет бюджетных средств (речь об этом идет давно). И четвертая: каким быть механизму предоставления природных ресурсов в пользование на состязательной основе: через тендер, аукцион и так далее. Иначе говоря, нефть, газ ли достанутся тому, кто предложит лучшие условия. При этом сумма, затраченная на разведку месторождения, по идее, должна быть заранее заложена в арендную или другую плату за пользование природными ресурсами.
Вместо постфактума. Подобные радиомосты между журналистами краевых СМИ и руководителями федеральных министерств и ведомств на различные темы планируется проводить ежемесячно. 
Нина ГОЛОВИНА. "Вечерний Стврополь", №172 (2692), 20.09.2002г.

|
|