Права и обязанности журналиста, новости законодательства СМИ – об этом говорили на пресс-конференции директор российских программ Международного центра некоммерческого права Дарья Милославская и студенты отделения журналистики Амурского государственного университета, г. Благовещенск. Пресс-конференция организована при содействии клуба региональных журналистов «Из первых уст», г. Москва
- Почти год, как действует новый закон об информационных технологиях и защите информации, который сменил закон, действующий еще с 1990 годов, об информации, информатизации и защите информации. Вроде на первый взгляд закон просто внес уточнения в некоторые понятия. Но видна тенденция, что этот закон об информационной открытости власти не говорит. Теперь мы должны обосновывать запрос информации, у власти нет обязанности отвечать на наши запросы, хотя эта обязанность есть в законе о СМИ. Но закон о СМИ, как вы понимаете, на органы власти распространяется очень слабо. Поэтому, к сожалению, в сфере информации сейчас больше ограничительных, нежели положительных тенденций для средств массовой информации и для журналистики в целом.
Второй момент. 26 января вступил в силу закон о персональных данных. В соответствии с ним у журналистов тоже появились некоторые ограничения, связанные с распространением персональных данных тех или иных лиц. К персональным данным теперь отнесено практически все, что может идентифицировать человека по сравнению с другими людьми, вплоть до цвета глаз, религиозных и идеологических убеждений. Распространение любой информации, которая составляет тайну персональных данных, у нас теперь может являться основанием для судебных разбирательств. Третий аспект, который я хотела обозначить вам для размышления. Сейчас начались судебные процессы по поводу размещения различных материалов в интернет. Уже было одно дело, достаточно спорное, на мой взгляд, о размещении информации о персональных данных. Информация была связана с врачебной тайной. Журналист был в административном порядке приговорен к достаточно большому штрафу за нарушение закона о персональных данных и за нарушение тайны частной жизни. К сожалению, это одно из первых решений, которое связано вообще с распространением информации в интернет. Оно тоже было не в пользу журналиста.
- Имеет ли право журналист во время исполнения своих служебных обязанностей оказывать физическое сопротивление лицу, которое применяет к нему физическую силу?
- Любой гражданин, когда к нему применяется некое физическое сопротивление, имеет права отвечать. Единственная его забота – не превысить пределы необходимой обороны. С точки зрения правового регулирования деятельности журналиста норм никаких нет. Есть этические нормы, которые лежат вне правового поля. Журналист, конечно, не должен отвечать на насилие, брать в руки оружие, демонстрировать каким-либо образом свои взгляды при осуществлении своей профессиональной деятельности.
- Если работаешь внештатно, без заключения договоров с редакцией, то несешь такую же полную ответственность, как штатных корреспондент, за свои материалы?
- Работать без договоров опрометчиво и опасно. В таких случаях вы рискуете остаться без вознаграждения. Если будет спорная ситуация, вы рискуете оказаться один на один с ней. И от вас могут отказаться ваши работодатели. Я рекомендую выяснить, почему с вами не заключен никакой договор и все-таки заключить его. Иначе ваши надежды на вознаграждение и на дальнейшее сотрудничество могут не оправдаться.
- Не секрет, что в период выборов многие средства массовой информации отдают предпочтения какому-то одному кандидату и политической партии и ущемляют в эфирном времени остальных. Для вас такое положение - признак свободы слова или все-таки проявление политической ангажированности? Насколько это вообще приемлемо и нуждается ли в дополнительном правовом урегулировании?
- В законе очень четко написано, что государственные средства массовой информации не имеют права отдавать предпочтение тому или иному кандидату, той или иной партии, тому или иному избирательному блоку. За это существует наказание, которое применяется достаточно выборочно. Что касается частных средств массовой информации, у них нет обязанности говорить обо всех одинаково по времени, по содержанию. У частных средств массовой информации есть оговоренное законом право выбирать, о ком говорить, о ком – нет. Для них, если заявлено о том, что они будут участвовать в избирательной кампании, такое право обосновано, и они сами должны сделать выбор, участвовать или не участвовать, о ком писать, о ком не писать. Но для государственных средств массовой информации такое правило существует.
То, что происходит сейчас в средствах массовой информации в период избирательной кампании, это чистый беспредел. Закон это регулирует, но он соблюдается как средствами массовой информации, так и кандидатами, так и центральными избирательными комиссиями регионов. Такие примеры мы с вами видим не только на федеральном уровне, но и на уровне региональном.
- Хотелось бы поподробнее узнать о законах и структурах, контролирующих содержание тех сообщений, которые публикуются в сети Интернет.
- Интернет с правовой точки зрения никак не отрегулирован. Если страница в Интернет зарегистрирована как СМИ, то несет ответственность, что и печатное, электронное СМИ. Если страница как СМИ не зарегистрирована, то пока нет правил, кроме общих правил, по которым авторы, публикующиеся в Интернет, будут нести какую-либо ответственность. Сейчас, уже лет 5 или 6, разрабатываются разные проекты законов, которые бы регулировали российский сегмент Интернет. Если бы хотя бы один из этих проектов был бы принят, то мы бы с вами в Интернет ничего бы уже не нашли, и было бы бессмысленно туда заходить. Ни один закон не принят и думаю, что в ближайшее время принят не будет.
- Если во время интервью официальное лицо изобличает какую-то структуру, но при этом ссылается на третьих лиц и не называет их имена, можно ли в публикации ссылаться на этого человека, а не на третьих лиц, о которых он говорит?
- Можно, конечно. Только он вместе с вами будет нести ответственность за соответствие достоверности тех сведений, которые он распространяет. Он должен это прекрасно понимать. Если компания или лицо, о котором он говорит, через какое-то время после публикации обратится в суд, безусловно, будет нести ответственность средство массовой информации, а в соответчики пойдет должностное лицо.
- Телекомпания в своих выпусках новостей дает рекламные сюжеты под видом информационных. Это просто неэтично или это нарушение закона?
- Это нарушение закона, но констатировать это может федеральная антимонопольная служба. Телекомпанию можно привлечь к ответственности, если она не соберет соответствующих доказательств, что за это не было заплачено, что это ее позиция, что она действительно считает, что эта информация является не информацией рекламного характера, а справочно-информационного.
Существуют законы, право, но все-таки для каждого из нас существует мораль. Я, будучи юристом, все-таки признаю моральные, нравственные законы более высокими и более правильными, нежели законы права.

Наталья ПИДЖУКОВА, г. Благовещенск. Журнал "Деловое Приамурье", май, 2007 г.

|