МАСШТАБНЫЕ ЭНЕРГОИНВЕСТИЦИИ
Автор: Дайн Тамара
Регион: Красноярск
Тема:  Энергетика
Дата: 04.04.2007

В феврале текущего года РАО «ЕЭС России» пересмотрело свою инвестиционную программу, первоначально рассчитанную на период 2006-2010 годов, существенно увеличив при этом не только параметры финансирования с 2-х до 3,1 трлн. рублей для обеспечения фактически двукратного роста по генерирующим мощностям и сетевому строительству, но и расширив сроки планирования. Пятилетний плановый цикл стал скользящим, смещаясь каждый раз на год, 2006-2010, 2007-2011, 2008-2112 и т.д. Неизменным осталось лишь то, что, основу программы должны составить частные инвестиции привлеченные через IPO.

Это при том, что сегодня государством принято, а Советом директоров компании одобрено, решение о реорганизации головной компании РАО «ЕЭС России». Согласно которому, 1 июля 2008 года она прекратит свое существование.

О том, что заложено в основных параметрах утвержденной инвестпрограммы холдинга, а также как его реорганизации может отразиться на отечественной энергетике и кто будет курировать выполнение намеченной холдингом программы мы беседуем с Членом правления, формально финансовым, а по сути инвестиционным директором РАО «ЕЭС России» Сергеем Дубининым.

- Сергей Константинович, каковы основные принципы и параметры инвестпрограммы? С чем связано изменение сроков программы? Какие проблемы возникли и какие успехи в процессе ее реализации?

- Сегодня в России происходит достаточно интенсивный экономический рост, характеризующийся примерно 7% среднегодовым темпом роста валового внутреннего продукта. В российской экономике завершился восстановительный период и сегодня ее структура аналогична европейской. Фактически уровень электропотребления в стране восстановлен на уровне 1990-1991 годов. Все чаще звучит тезис о том, что нам нужно провести интенсивную реанимацию отечественной промышленности. Если исходить из того, что прирост энергопотртебления к росту валового внутреннего продукта составляет 0,6% к 1% ВВП, то при подобных темпах к 2010 году мы выходим на уровень электропотребления в 1197 млрд. кВт/ч. При этом, следующая пятилетка по базовому сценарию, причем не самому максимальному с точки зрения роста ВВП и электропотребления, выводит нас уже на показатель 1400 млрд. кВт/ч. в год. А это уже в 1,5 раза превышает показатель 1990 года.

Если исходить из такой интенсивности роста электропотребления, то нам потребуется на 40 тысяч мгВт. увеличить установленные сегодня мощности. Мы считаем, и жизнь не оставила выбора: сначала завершить реформу, а потом поработать на рынке и посмотреть, как все это будет. Или сначала доказать эффективность действующих схем рыночного управления отраслью, а потом ждать инвесторов. Такой подход в принципе возможен так как не все инвесторы рвутся в эту отрасль, как нам бы хотелось. Но тогда это замедлит ввод необходимых энергомощностей. А что значит замедление ввода? Это значит, что мы будем жить с ограничениями на потребление электроэнергии, причем, прежде всего в тех регионах, где на нее существует наибольший спрос.

И если мы не хотим обострения этой проблемы, тогда завершение реорганизации отрасли у нас должно происходить уже в условиях инвестиционной стадии ее развития. А это сочетание очень непростое.

Кстати, в пятилетке 2011 – 2015 годов необходимо будет ввести уже не 41 гигаВт мощности как в нынешней, а уже порядка 55 – 70 гигаВт. И это жизненно необходимо для укрепления энергобезопасности страны.

Мы уверены, что без частных инвестиций, без привлечения инвесторов, как российских, так и зарубежных, мы эту задачу просто не сможем обеспечить требующихся объемов капиталовложений.

В ходе реформирования электроэнергетики мы создали новые возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, соответственно, в генерацию, в сбытовой сектор, в сервис. Дело в том, что эти сектора начали работать на рыночных условиях. Мы прибегли к дополнительной эмиссии акций наших оптовых генерирующих и территориальных генерирующих компаний в пользу частных инвесторов. Реально проведено 2 крупные сделки по выпуску дополнительных акций ОГК-5 и ОГК-3. Идет переговорный процесс о привлечении частных инвесторов на Богучанскую ГЭС, в совместные предприятия в электроэнергетике. Кроме того, стали широко привлекаться кредитные средства. Когда я пришел работать в РАО ЕЭС, то кредиты можно было получить лишь на головную компанию, предоставив соответствующие залоги. Дочерние общества – в обязательном порядке должны были заручиться гарантиями со стороны головной компании. В общем, деньги не давали банки. Сегодня наши ОГК, ТГК спокойно регулярно возмещают облигационные займы под 7,5-8,5% годовых на период в 3-4 года. Как принято говорить, идет процесс мобилизации или подъема денег.

К примеру, при продаже 16% акций допэмиссии ОГК-5 мы получили 459 млн. долларов. При продаже 37% акций ОГК-3 - больше 3 млрд. долларов. Получается, что инвесторы ОГК-3 через покупку акций заплатили по 480 долл. за киловатт установленной мощности. Правда, если брать показатели капитализации западноевропейских компаний, то это уровень 2 тыс. долл. за кВт. установленной мощности, для центрально-европейских ( чешских, венгерских) – 1 тыс. долларов. То есть нам еще есть, куда расти.

Отмечу, что монопольный, то есть государственный сектор, будет развиваться, прежде всего, за счет собственных средств. Из федерального бюджета будут осуществляться вложения, выпуск акций, использоваться кредиты и займы.

Для этого у них очень высокий рейтинг. Так, у Федеральной сетевой компании рейтинг – ВВ. Такой же, был недавно присвоен и РАО ЕЭС.

Ко всему прочему у нас есть программа дальнейшей продажи активов, прежде всего, в тепловой энергетике и сбыты. Эти деньги мы планируем вложить в сетевой сектор. Мы должны резко наращивать объемы инвестиций, причем, не просто привлекать деньги, но вкладывать их.

Поэтому перед нашими компаниями уже сегодня стоит задача, не дожидаясь гарантированного привлечения денег за счет дополнительных эмиссий, начать реализацию, по крайней мере, части проекта. Конечно, в этом есть доля риска, но страховкой является то, что компании располагают неплохим ресурсом – собственными средствами. Это текущие поступления от бизнеса - деньги из оборота: валовая выручка минус текущие расходы без учета амортизации. Это составляет треть всех источников. В ряде регионов мы уже сегодня практикуем и собираемся вводить плату за техническое присоединение. Плюс средства от продажи активов. Плюс какие-то деньги на монопольный сектор мы получим из федерального бюджета.

В принципе, это и есть механизм привлечения инвестиций, который мы рассчитываем создать и запустить. Потому что мы считаем, что и в следующей пятилетке он уже будет работать. Конечно, продажа активов – это нечто разовое. Продали, вложили в ФСК, и, собственно говоря, дальше ФСК работает уже на тех самых текущих поступлениях и займах. Но работа на финансовом рынке, опыт, который получают сегодня наши управленцы, опыт работы с нашими компаниями, который получает рынок, – это надолго. Люди теперь умеют и знают, как работать с банками. Они теперь набираются опыта, как работать на фондовом рынке, как работать с инвестиционными банками, как выходить на лондонский рынок и так далее. Так что, это такая инфраструктурная, можно сказать, программа, а не только программа решения текущих финансовых задач.

Но должен вам сказать, что привлечь этот объем, который мы для себя наметили – это эмиссия дополнительных акций, что в пересчете на доллары составляет сумму в 16 млрд. Фактически за 1,5-2 года поднять эти деньги трудно. Ведь еще не до конца ясно, как в дальнейшем будет складываться спрос на наши акции на рынке. Поэтому нужно вести разумную и взвешенную политику. Если мы не сможем добиться ко второй половине 2007- началу 2008 годов заложенных параметров цены, то, конечно, нужно будет скорректировать свои программы, не продавая и не размещая акций в этот период. Но пока дела идут неплохо.

Не думаю, что мы сможем продавать акции всех компаний по цене ОГК-3 - это отдельная покупка. Она была такой дорогой для покупателя, так как «Норникель» он фактически докупал контрольный пакет и, по сути, это была премия, которую он готов был заплатить, чтобы «выбить» конкурентов. Но будем стараться приблизиться к такому уровню и по другим компаниям.

На сегодняшний день, Советом директоров практически всем компаниям утверждены инвестиционные программы по размещению дополнительных эмиссий.

Помимо этого, еще на 15-16 млрд. долл. акций этих же компаний мы должны продать с баланса РАО – это то, что мы назвали «продажей активов». И эти 15 млрд. мы должны направить, как я сказал, в сетевую компанию.

Скорее всего, нам удастся продавать через совмещенное размещение. Ведь для большинства покупателей равнозначны, какие новые, так и старые акции. Во всяком случае, для портфельного инвестора, когда он покупает право на владение собственностью и получение дивидендов. Для тех же, кто хочет контролировать компанию, это, конечно, не все равно. Потому что новые акции пришли в саму компанию, а старые акции продает РАО «ЕЭС России», то есть деньги пришли на баланс РАО ЕЭС, откуда мы вкладываем их в другую компанию. В этом есть определенная разница для инвестора.

Тем не менее у нас разработана целая программа соглашений с стратегическими покупателями. Подписан меморандум о намерениях. Помимо того, будем подписывать соглашения о том, что мы будем осуществлять административный контроль затем, чтобы эти деньги были направлены на исполнение конкретной инвестиционной программы.

Порой высказываются опасения, что придет хозяин, посмотрит на это все, строить ничего не будет, будет работать на дефицитном рынке и вздувать цены, так как ему кроме прибыли ничего не нужно. Думаю, что данные опасения напрасны. Во-первых, слава Богу, собственники у нас изменились. Да, и энергетика не самый легкий из бизнесов, надеюсь, что я это доказал. Во-вторых, будет построена система договоров и подписаны соглашения «под ключ» по строительству, с финансовыми обязательствами. Помимо того, будут привлечены технические агенты со стороны акционеров для осуществления контроля за строительством. Все это международная практика. Целевые счета для использования – это не наше изобретение. Так делается во всем мире.

Если же говорить о влиянии энергетической реформы на экономику, в целом, то следует сказать о так называемой «мультипликации спроса». Мы определяем спрос на энергетическое оборудование. Причем, он будет нарастать пропорционально росту инвестиционных объемов. К примеру, когда строится генерация, то 50% затрат – это строительно-монтажные работы, вторые 50% – это машины и оборудование, а также закупка стройматериалов. Все это вместе начинает предъявлять спрос по принципу мультипликации к другим отраслям. И таким образом заказы стимулируют экономический рост, не только обеспечивая энергетическую базу, но и создавая эффект роста производства в смежных с электроэнергетикой отраслях.

- Кто, начиная со второго полугодия 2008 года и после ликвидации РАО ЕЭС, будет отвечать за реализацию инвестпроектов энергохолдинга?

- Перед нами стоит задача по передачи от РАО ЕЭС целого ряда государственных функций, которые достались компании в наследство от отраслевого принципа регулирования и планирования экономики еще с советского времени. Тогда система была подчинена определенному министерству. Вот это постепенно уходит из компании. Это не может быть деятельностью только частного сектора. Поэтому ответ на вопрос, который совершенно справедливо вы задаете, это министерство, в настоящий момент – Министерство промышленности и энергетики, оно должно следить за реализацией отраслевых программ. В этом и заключается его прямая задача, чтобы на основе имеющихся юридических документов принимать необходимые для этого меры. Другое дело, что министерство не сможет, в отличие от советского периода, пытаться скомандовать: эту стройку остановил, эту начал и так далее. Хотя, справедливости ради отмечу, что и в то время это было не так просто. Правда, и у многих молодых людей сегодня сохраняется иллюзия абсолютной управляемости при использовании методов советской системы: команду отдал, в Москве кнопку нажал – все побежали и сделали точно, как сказали. Не было никогда этого. Я человек немолодой и хорошо знал эту систему, работая с Госпланом по договорам. Поэтому абсолютно уверен, что, нужны методы обеспечения заинтересованности тех же инвесторов в приходе в отрасль. Честно скажем, что без цены, достаточной для окупаемости капитальных вложений, никакой инвестор свои деньги не вложит. По хорошему, и государственные деньги не надо вкладывать без оправданной окупаемости проектов. Другое дело, что есть заведомо убыточные программы, которые просто необходимо делать. В этом случае все понимают, что налогоплательщики всей страны платят за то, чтобы эту программу провести в жизнь. Деньги, как и ресурсы бесплатными не бывают. Это одно соображение.

Другое - мы сейчас стремимся «связать» нашу компанию и инвесторов, которые приходят реальными договорами по строительству станций – договорами «под ключ», в которых уже есть контракт с размещением заказов, подписаны соглашения о том, кто строит, в какие сроки, когда идут поставки. В этом случае, отказ от этой инвестиционной программы будет для таких компаний чреват финансовыми потерями. Поэтому они всегда будут бороться за окупаемость. С одной стороны, они будут пытаться контролировать затраты. Причем, не просто пытаться – это их святая обязанность как акционеров и как менеджеров, а контролировать и сдерживать рост этих затрат, чтобы было что покупать и чтобы это как можно быстрее окупалось. С другой стороны, они сами будут добиваться выгодных для себя условий как на рынке в отрасли, так и по налогам. В этом смысле, будет работать рыночный механизм.

- В конце марта «Енисейская ТГК(ТГК-13)» выходит с акциями на РТС. Как вы считаете, какова справедливая цена акций Енисейской ТГК-13? Какие перспективы ожидают регион в этом случае?

- Не готов прогнозировать цену. В нашей стране это самое неблагодарное занятие, какое можно себе позволить. Мы не знаем, как будет складываться спрос на бирже, какой будет рыночная оценка той или иной компании. Можно лишь назвать цифру дополнительной эмиссии акций – на 16 млрд. долларов. Откуда эта цифра взялась? Если говорить о примерном объеме пакетов, которые, как мы знаем, нам нужны для осуществления инвестиционной программы, то просчитав по всем ТГК мы исходили из 300 долл. за киловатт установленной мощности. Пока, нам удавалось продавать дороже этой цены. Будет ли эта цена справедливой, рыночной и так далее, выше или ниже 300, – гадать не хочу. Все определит рынок.

- Вы говорили о том, что у вас есть свое видение как привлечь частного инвестора в распределительные сети. В чем оно заключается?

- Вопрос о сетях – непростой вопрос, на самом деле. У нас сегодня сетевой комплекс принадлежит в основном государству, при этом его агенты есть как на федеральном, так и региональном и муниципальном. При этом у многих распределительных сетевых активах нет соответствующего бюджетного ресурса, чтобы полностью поддерживать распределительную сеть.

Каким может быть выход? Во-первых, государственные активы могут передаваться в концессию, Такой Закон уже принят. Он очень неплохой именно для сетевого сектора. К примеру, РАО «ЕЭС России» нельзя отдать в концессию, потому что оно - акционерное общество и лишено права передачи своих активов в концессию, тогда как государственные активы - могут быть переданы в концессию, и на этой основе привлечен частный капитал.

Кроме этого, сетевая компания отрабатывает такой подход, который называется английским RAP, то есть утверждением тарифа не на год, а, скажем, на 5 лет с учетом необходимого объема инвестиций и окупаемости. Пусть он и достаточно высокий, но зато стабильный. Тогда под этот тариф можно привлечь деньги – займы, прежде всего, и вложить эти деньги. Но, кроме этого, на уровне именно распредсетей на конкурсной основе можно передать частному инвестору, который сам найдет подрядчика, те или иные новые сетевые развязки, скажем, подстанции и сеть до определенного пункта. И ему тоже установить этот самый RAP. Мы говорим: по такой цене ты будешь получать от своей собственности доход. Но тот, кто запросит меньший RAP на конкурсе, тот выиграет. Это нормальная тендерная процедура, которую можно доработать, довести до ума. Соответственно, если вы строите коттеджный поселок или микрорайон, то такой инвестор найдется. Он понимает, что здесь он будет собирать деньги с жильцов. Вот его подстанция, его сеть, его разводка. Он будет дальше обслуживать этот кусок сети. Это вполне нормальная инвестиция, причем с гарантированной окупаемостью. Главное, ему дать нормальный тариф, который будет ему достаточен.

  

Тамара ДАЙН, г. Красноярск. Бизнес-приложение еженедельника "Красноярские новости", № 12, 04 апреля 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики