К середине следующего года прекратит свое существование компания «РАО «ЕЭС России». Это важнейшая веха в развитии отечественной электроэнергетики. О проблемах, которые коснутся нас всех, о развитии розничного рынка электроэнергии, рассказал финансовый директор РАО ЕЭС Сергей Константинович Дубинин на семинаре Клуба региональной журналистики.
Суть стратегии государства состоит в том, что все энергосбытовые компании, которые выделились из АО «Энерго» в ходе их реорганизации, в течение этого и в начале следующего года будут проданы независимым, в преобладающем количестве частным инвесторам. Чтобы этот бизнес был эффективен, а на рынке развивалась конкуренция, менеджмент РАО «ЕЭС России» предпринимает определенные шаги.
В России происходит достаточно интенсивный экономический рост. Среднегодовой темп роста валового внутреннего продукта – 7 процентов в год. В этих условиях произошло фактически полное восстановление потребления электроэнергии на уровне 1990-1991 годов, но на совершенно новой основе. Это другая структура экономики, со значительно увеличившимся сектором коммерческих услуг. Она аналогична структуре экономики европейских стран, причем не только наших братьев по социалистическому лагерю.
Если рассматривать потребление электроэнергии, то его рост будет происходить в тех отраслях, где сконцентрирована не только промышленность, но и население, и это существенно меняет структуру спроса на электроэнергию по сравнению с той, какая была в советские времена (таблица 1). Как видим, самый интенсивный рост в этом смысле не в южных регионах, а в Западной Сибири, Центре - прежде всего в Москве и Московской области, на Урале и в Северо-Западном регионе, то есть Петербурге и Ленинградской области. Причем там, где концентрируется население, например, на Северном Кавказе, происходит значительное обновление товаров длительного пользования, а значит, отмечается повышенный спрос на электроэнергию.
Динамика необходимых установленных мощностей, которые нужны для того, чтобы удовлетворять этот спрос, показана в таблице 2. Причем, если будет происходить интенсивный рост электропотребления, потребуется увеличение мощности уже к сегодняшнему дню на 40 тыс. мегаватт. Программа ввода мощностей на эту пятилетку, доведение их до 249 гигаватт установленной мощности, чтобы удовлетворить спрос, - это производство и ввод в действие 41 гигаватта, из которых РАО ЕЭС должно обеспечить 34 гигаватта. Атомные мощности, которые в этой пятилетке будут наращены, по расчетам «Росатомэнерго», составят 2,4 гигаватта. Соответственно требуется достаточно значительное увеличение мощностей. Это очень непростая задача, и не столько финансовая, сколько чисто технологическая. Допустить ограничения ввода новых мощностей нельзя, иначе мы будем жить с ограничениями на потребление электроэнергии, причем прежде всего в тех регионах, где на нее наибольший спрос. Вопрос можно решить исключительно с привлечением инвесторов.
У многих есть ощущение, что Россия сегодня располагает каким-то бесконечным объемом финансовых ресурсов – Стабилизационным фондом. Но это меньше трех триллионов рублей, а инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» на период 2006-2010 годов - 3 триллиона 90 млрд. рублей. Этих денег хватит только на наши инвестиционные программы. А у нас еще есть программа дорожного строительства, скажем, на 20 млрд. долларов, программа доступного жилья, развития здравоохранения. И таким же образом каждое соответствующее министерство дало заявку примерно на 20 млрд. долл. в год. То есть сумму в 100 млрд. долл., которая есть в стабилизационном фонде, можно потратить за год, т.к. ее хватит в год на пять программ. И это тот ресурс, который у нас представляется чем-то безграничным. Помимо бюджетных инвестиций, которые логично направлять, как мы считаем, в те сектора, где по закону должна сохраняться государственная собственность, нам нужны другие источники инвестиций. Прежде всего это накопления в самой отрасли, затем частные инвестиции, привлеченные заемные средства (потом они должны быть погашены из собственности отрасли), прямые инвестиции сторонних инвесторов - российских и зарубежных.
Теперь что касается структуры. В государственной собственности должны остаться магистральные, распределительные сети, диспетчеризация, системные операторы, а генерация, возможно, и гидрогенерация, может быть частной (таблица 3). Тарифы определяются в сетевой части федеральной службой по тарифам и будут регулируемыми. Вся генерирующая часть будет работать в условиях централизованного рынка. И если следовать графику, который принят правительством, полный переход к свободному рынку должен быть в 2011 году. На этом свободном рынке возможны долгосрочные контракты между потребителями и производителями, рынок на сутки вперед, или так называемый спотовый, и балансирующий рынок.
В таблице 4 продемонстрирована программа ввода генерирующих мощностей РАО ЕЭС в 2006-2010 гг. Ввод вместо одного гигаватта в год 19-ти, как здесь показано, – задача сложнейшая. Это организация строительства, мобилизация кадров, закупка оборудования, его монтаж. Это уникальная задача, которую не решить, во-первых, без полного изменения работы нашего машиностроения, без привлечения в строительство новых фирм - российских и зарубежных. Нужны квалифицированные кадры, а в стране просто нет достаточного количества монтажников и наладчиков. В две ближайшие пятилетки требуется не только встретить спрос, но и провести технологическое перевооружение тепловой электроэнергетики. Надо одну ее половину переводить на уголь (и строить угольные станции), одновременно обновлять газовые, потому что сегодняшние устаревшие газовые станции съедают в 1,5 раза больше газа, чем при использовании современных технологий. Новые, более качественные станции потребуют затрат, а это неизбежно отразится на стоимости электроэнергии, в том числе и для конечного потребителя.
Таким образом, РАО ЕЭС разработана инвестиционная программа по технологическому перевооружению современной тепловой электроэнергетики и созданию рынка, продуманы механизмы инвестиций, которые вы можете увидеть на таблице 4. Созданы новые возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и в генерацию, и в сбытовой сектор, и в сервис, т.к. эти сектора уже начали работать на рыночных условиях. Монопольный, то есть государственный сектор будет развиваться прежде всего за счет собственных средств. Что касается рынка розничных услуг, которым пользуется население, то правительство поддерживает такую ситуацию, когда промышленность (оптовый покупатель) будет за электроэнергию платить больше, чем население. Либерализация цен для конечного потребителя, для населения, начнется только после 2011 года - постепенно, поэтапно. Какие-то слои населения будут получать государственную поддержку в виде бюджетных дотаций еще очень долго, а цены будут расти вровень с инфляцией.

Елена БАБИНОВА, г. Саров. Газета "Городской курьер", № 24, 13 июня 2007 г.

|
|