На ближайших заседаниях Государственная Дума Российской Федерации вновь рассмотрит федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Законопроект был принят депутатами в конце весенней сессии - третье чтение состоялось 1 июля, одобрен Советом Федерации, а затем президент России Владимир Путин наложил на него вето.
На сегодня в документ внесены необходимые поправки, и статс-секретарь -заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации Александр Маслов уверен, что если все пойдет нормально, то через месяц закон уже будет подписан президентом и вскоре начнет работать.
В целом же работа над проектом федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" длилась практически полтора года, а необходимость его принятия была вызвана тем, что процедура банкротства в нашей стране была существенно искажена. Она была способом передела собственности, устранения эффективно работающего предприятия с рынка, и это не могло продолжаться долго. Задача банкротства все-таки не убить предприятие, а попытаться восстановить его платежеспособность путем введения специальных процедур - моратория на погашение долгов, льготных режимов уплаты долгов, реструктуризации задолженности. Первоначально ставилась задача перекрыть лазейки, содержащиеся в действующем законе и позволяющие недобросовестным людям осуществлять свои планы в отношении конкретных предприятий, но в итоге появилась практически новая редакция закона, содержащая много кардинальных нововведений. Эксперты уже говорят о том, что число банкротств в России после принятия закона сократится в разы.
Во-первых, существенно изменилась процедура входа предприятий в банкротство. Если по действующему закону кредитору можно было прийти с заявлением в суд и процедура банкротства запускалась сразу же, то сейчас сначала надо будет обратиться в арбитражный суд с иском для подтверждения задолженности. Если долг не признан, то должны быть проведены судебные процедуры и исследования доказательств в рамках нормального искового производства, получен и сдан в службу судебных приставов исполнительный лист.
Только если долг не уплачен в течение месяца, возможно вновь обращение в суд с заявлением о возбуждении процедуры банкротства, при этом она возбуждается не сразу, заседание назначается через определенный срок ожидания, в течение которого предприятие - потенциальный банкрот имеет возможность или оспорить долг, или расплатиться с кредитором. Сделано это исходя из двух соображений. Если долг копеечный, а кредитор просто пытается нанести ущерб нормально работающему предприятию, у должника есть возможность за это время (по оценкам экспертов, от первого обращения в суд до реального возбуждения дела о банкротстве пройдет 4-5 месяцев) найти деньги и расплатиться, не подпадая под процедуру банкротства. Кроме того, у нас достаточно много примеров, когда процедура банкротства начинается по фальшивым долгам в результате сговора якобы кредитора с недобросовестным менеджером предприятия - в этой ситуации за те же месяцы судебных разбирательств и исполнительного производства собственник имеет все возможности не только узнать о злоупотреблениях своего менеджера, но и вмешаться, навести порядок в делах предприятия.
Во-вторых, изменяется роль государства в осуществлении процедуры банкротства. По действующему сегодня закону представители государства его кредиторской задолженностью голосуют только на первом собрании кредиторов. Согласно предлагаемому законопроекту, теперь они практически приравниваются к конкурсным кредиторам на всем протяжении процедуры и имеют возможность голосовать своим пакетом кредиторской задолженности, имеют право избирать и быть избранными в состав комитета кредиторов. С учетом того, что на государство приходится очень значительная доля предприятий-должников, оно через своих представителей сможет оказывать существенное влияние на ход банкротства предприятий.
В-третьих, введена новая процедура финансового оздоровления, которая предполагает сохранение предприятия под контролем собственника и менеджмента при условии влияния кредитора на деятельность предприятия, чтобы под руководством собственника, но под контролем кредиторов предприятие в течение определенного срока могло улучшить свое финансовое состояние.
В-четвертых, кардинальные изменения предполагается внести в механизмы контроля за деятельностью арбитражных управляющих. Напомним, что до февраля 2002 года действовало их лицензирование, которое было отменено. В новом законе о банкротстве вводится механизм саморегулирования: речь идет о том, что на предприятие в качестве временного конкурсного управляющего может быть назначено лишь лицо, состоящее в саморегулируемой организации. Контроль за деятельностью этих организаций арбитражных управляющих будет осуществлять государство, а они сами будут устанавливать стандарты профессиональной деятельности своих членов, контролировать ее, в ряде случаев нести финансовую ответственность за ошибки или злоупотребления, допущенные их членами. Каждый арбитражный управляющий должен будет застраховать свою ответственность на случай возможного причинения ущерба другим участникам процедуры банкротства, причем эта страховка будет покрывать только часть возможных рисков. На тот случай, когда реальный размер ущерба превышает сумму полиса, саморегулируемые организации будут формировать дополнительные компенсационные фонды за счет взносов своих членов и покрывать часть ущерба, превышающую страховку. 
Дмитрий Винокуров, Ижевск. "Деловая Репутация", № 29, 1.10.2002 г.

|