У нас есть 15-20 лет для того, чтобы спасти чтение как навык, как способ поглощения информации. И если мы в эти 15-20 лет не примем меры, то окажемся в ситуации XIV века, когда читали только в монастырях, когда чтение было профессиональным навыком узкой горстки интеллектуалов, а все остальные жили в рамках устной истории. Такой неутешительный прогноз сделал главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов на встрече в Клубе региональной журналистики «Из первых уст» (г. Москва). О современных книгах и чтении — наша беседа с Александром Гавриловым.
— Александр Феликсович, то, что сейчас читают мало — печальный, но уже давно известный факт, с которым почти смирились. Каковы причины и можно ли спасти ситуацию?
— Когда я начинал работать в книжной журналистике, думал, что занимаюсь тихим-тихим делом, что это такая форма развлечения за чужие деньги. И только постепенно обнаружил, что мы уже больше не развлекаемся, а стоим на передовой линии довольно страшной войны. Я очень долго не мог сформулировать, за что воюем. В 2006 году мне подарил дивную фразу Дэйн Джои — человек, который возглавляет в Америке National Endowment for the Arts. Его должность обычно переводят на русский язык как «министр культуры Америки». Так вот он сказал о том, что у нас в запасе лет 15-20, чтобы спасти культуру чтения. Поверьте, это не страшилка для запугивания налогоплательщиков. Это грустный вывод из долгих исследований, которые проводились и в Европе, Америке и Советском Союзе. К сожалению, с падением Советского Союза эти исследования надолго прервались. А когда исследование в области чтения было, наконец, в России завершено, то мы вдруг обнаружили, что основной тренд изменений в чтении выглядит как траектория пикирующего самолета.
— Вы имеете в виду резкое снижение тиражей?
— Да, посмотрите тенденцию. Если в 1991 году наблюдалось небольшое снижение количества названий, но общий тираж летел в небеса, то уже в 1995 году — четырехкратное падение тиража. Средний тираж — 6200 экземпляров. В 1999 году 92% книг издавалось в Центральном регионе (Москва, Питер), причем 74% – в Москве, а 18% – в Петербурге. Во всей остальной стране произведено чуть меньше 8-6% книг!
Зато количество названий растет. В 2003 году было 80 тыс. названий, в 2004 – 90 тыс., почти 90, в 2005-2006 гг. – 100 тыс.
По разным оценкам, от 68% до 72% книг потреблено в том же самом Центральном регионе, От 28% до 32% книжек досталось всей остальной стране. Картинка эта, честно говоря, слегка пугающая, даже при всех огрехах официальной статистики.
Мы влетели в яму на полном ходу, как и принято в российской истории. К сожалению, в тот момент, когда почти все мировые державы вдруг обнаружили, что чтение уходит из обихода нормального человека, мы жали по газам так, что не до чтения было. Осмысливать проблему чтения на национальном уровне не могли.
Британцы и французы одними из первых довольно быстро догадались, что культура чтения — зона государственной ответственности. И к настоящему времени в этих странах создана мощная программа поддержки чтения.
— Примеры некоторых проектов можете привести, которыми мы тоже могли бы воспользоваться?
— Например, они организовали «Общенациональную неделю чтения перед сном». Главная мысль очень простая: «Ребята мы знаем, что вы любите читать, но мы также знаем, что ваша жизнь сложна и в этой жизни, быстрой, загружающей голову, отнимающей силы, нет времени для чтения». Но давайте все вместе будем читать 15 минут перед сном. Неделю по 15 минут, и уже глядишь, кое-что набежало.
Еще уникальный, на мой взгляд, пример. Сотрудники Reading Agency нашли дюжину мужиков, сидящих в тюрьме за преступления средней тяжести, у которых дома остались маленькие дети. Каждому из мужчин дали в камеру детскую книжку на выбор и диктофон. И они начитывали своим сынишке-дочке детскую книжку. И каждый вечер в назначенный час мама или бабушка включали магнитофон. Ребеночек смотрел в книжечку, а папа ему эту сказку читал.
Закончилось все огромной программой «Big Read», которая включала телепередачи, розыгрыши, огромный цикл документальных фильмов, посвященных книгам и авторам, всенародные выборы десятки главных книг и фактически сделала чтение национальным «видом спорта» в Англии.
— Как же объяснить людям, что читать необходимо, как приобщить детей к чтению, когда их досуг заполнен такими «легкими» вещами как телевизор и компьютер?
— Я хорошо знаю, как трудно объяснить людям, которые еще пока не читают, зачем вообще это нужно делать. Потому что образ чтения складывается из довольно жутких стереотипов: чтение – это одиночество, чтение — это тяжелый труд и т.д. Но всякий раз, когда мы говорим о тяжелом труде, мы вообще ничего не говорим о том, зачем мы это делаем.
А ведь книга — это общение, это возможность человеку социализироваться, войти в некоторый круг, почувствовать некое пространство, при чем довольно гибкое и довольно увлекательное. Книга – это высокий социальный статус. В России это надо объяснять особенно старательно, потому что действительность людям доказывает скорее обратное. Книга – это удовольствие. Вот это то, что мы забываем говорить. Книга – это яркое выражение духа современности. К сожалению, Россия всегда классиков любила больше, чем живых писателей. Нужно говорить о новых книжках, нужно говорить об актуальных проблемах современных книг.
Мы — газета «Книжное обозрение» — немножко в эту сторону двигаемся. Сделали программу, которая называется «Читают все». Мы предложили журналистам, пишущим о культуре в любых городах, кроме Москвы и Петербурга, включиться в нашу программу. Это просто. Надо зарегистрироваться на сайте www.knigoboz.ru/konkurs, получать по почте книжки и писать о них. В общем, никто не тратит каких-то огромных средств, но при этом мы получаем такую сеть людей, которые на этом же самом сайте могут обсуждать прочитанное, делиться друг с другом наработками, мыслями, текстами, в общем, не чувствовать себя одинокими.
У книг есть свое пространство, это пространство – дискуссии. Оно в России разрушено. Говорить о книге почти не прилично. Не говоря уже о том, что даже для профессионалов получить нормальную информацию о книжных новинках в 200-х километрах от Москвы – некоторая проблема, и получение ее – некоторое событие.
Для того чтобы люди не разучились думать о книге, говорить о книге и чтобы этот навык не становился экзотичным, нужно некоторое пространство раздумья. Вот его мы и пытаемся строить.

Регина КРАШЕНИННИКОВА, г. Магнитогорск. Газета «Открытая Газета Магнитогорска», 23 августа 2007 г.

|