РАССТАВЛЯЕМ СЕТИ… ТОРГОВЫЕ
Автор: Голубцова Ольга
Регион: Северодвинск
Тема:  Торговые сети
Дата: 17.07.2007

Давно ли мы знали только два вида магазинов – продовольственные и промтоварные, тогда как сегодня свободно оперируем такими терминами, как бутик, салон, сток-центр, дискаунтер, интернет-магазин, гринфилд… Гастрономические бутики в Москве – это круто! Средняя покупка от 100 долларов, здесь найдешь любые эксклюзивные товары от бразильского мармелада до колбасы из мяса кролика. Торговые центры из стекла и бетона растут в регионах (и наш, северный, – не исключение) как грибы после дождя, и покупатели уверенно перемещаются с рынков в моллы и гипермаркеты, уже не опасаясь дверей на фотоэлементах и «болезни легионеров», якобы происходящей в основном от кондиционеров, обязательных для суперсовременных маркетов. В 2006-м рост магазинов нового формата в целом по России составил 30%, а в Петербурге, например, даже больше 60%! Сегодня в стране насчитывается более десяти номинаций сетевых магазинов (смесь федеральных и локальных сетей). Там, как правило, мобильные, организованные, современные технологии продаж. Магазины «Техно-сила» и «М-видео» невозможно отличить от западных. Торговые форматы пока размыты, но требования к ним уже сформулированы. Чем обусловлено «триумфальное шествие» розничных сетей в регионы? Подробный анализ с прогнозами на будущее в своем выступлении «Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в торговле» дал В.В. Радаев на состоявшемся в столице семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст».

Развитие. Рост оборота российской розничной торговли в 2006 году составил 13 %, а рост оборота ведущих розничных сетей – 50-70 %. Кто лет пять назад слышал об «Эльдорадо»? А в 2006-м выручка этой компании составила 3 млрд. рублей. Выход на миллиардные рубежи способствует продвижению в регионы, и конкуренция будет возрастать. Еще лет через пять региональных сетей, по прогнозу нашего эксперта, вообще не останется. Что явилось внешними предпосылками развития торговли? Повышение реальных доходов населения (на 10-12 % в год), низкая насыщенность современными торговыми форматами, рост доступа к финансовым ресурсам, задержка «входа» глобальных операторов (кстати, если бы «глобалисты» не пришли, то наши долго бы еще копошились), закрытие муниципальными властями открытых рынков. Из внутренних предпосылок роста можно перечислить следующие: интенсивное заимствование и распространение инноваций, формирование организационных стандартов, вытеснение традиционных форм торговли, субординация поставщиков, внедрение франчайзинговых схем, выход на IPO, рост слияний и поглощений (как тут не вспомнить «Копейку» и «Пятерочку», переходящие из рук в руки!).

ВРЕЗКА: Ликбез

Франчайзинг – система ведения бизнеса, состоящая из двух основных компонентов:

франчайзора, который лицензирует или продает свою торговую марку, бизнес-систему и ноу-хау, и франчайзи, который выплачивает франчайзору первоначальную франшизную плату и затем текущие роялти за право ведения бизнеса.

Конкуренция. Наряду с позитивными тенденциями наметились и ограничения роста (ухудшилась экономическая конъюнктура, четко прорисовались границы привлекательности территорий, снижается посещаемость торговых объектов, обострились внутренние проблемы торгового сектора, состоялся переход к новой стадии конкуренции).

По мнению В.В. Радаева, Россия пройдет три стадии конкуренции: 1. Новые организационные формы сосуществуют со старыми. 2. Новые организационные формы вытесняют старые. 3. Новые организационные формы конкурируют между собой, сталкиваются и давят друг друга. Мы пока на второй стадии, но волна поглощений, слияний и переплетений нарастает, и малые торговые формы серьезных перспектив не имеют. В Польше, к примеру, на одной площади уже можно встретить четыре разных современных торговых формата.

Политика. При активном строительстве капитализма в постсоветском пространстве торговля до поры до времени развивалась стихийно и никого «на верху» не интересовала. Но Agenda building (текущая повестка дня) построена на активном вмешательстве государства в дела торговли. Рынки, реально оффшорные зоны, которые сложно контролировать, вытесняются административно и закрываются (что, в общем-то, неплохо) десятками. Началось административное давление, и 2006-й был всего лишь разминкой. Принят Закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», разрабатывается ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», появились попытки установить порог доминирования в розничной торговле (введен антимонопольный стандарт) и регулирования отношений розничных сетей с поставщиками. Рост политического давления государства усилился, а определились ли с собственной линией в этих новых условиях ведущие участники рынка? Увы, они игнорируют возможность подачи законодательных инициатив. Увы, слишком слабо политическое профессиональное лобби. Увы, плох PR отрасли (если по сию пору не реже раза в день слышишь не к месту произнесенное пренебрежительное «торгаши»). Да и генеральная стратегия отрасли не выработана.

Кадры. Торговый сектор испытывает дефицит аналитического обеспечения и его разъедают проблемы противоречивости франчайзинговых схем, снижения рентабельности и медленного роста эффективности (маржа уменьшается, и к этому придется привыкать). Обостряются проблемы управляемости и поддержания стандартов новых форматов и брендов. Торговые форматы размыты (различия и колебания торговых площадей доходят до 15 %), низок уровень дифференциации от конкурентов. Ситуация разогревается нехваткой кадров. В объявлениях о поиске специалистов можно встретить приписки: «Кандидатуры с опытом советской торговли не рассматриваются». Но кто сформулирует современный курс, обучит и передаст новые технологии в массы? Хотим западных стандартов? Тогда придется вкладываться и готовить профессионалов новой волны.

Выгоды. Страна объявила: «Все бренды в гости к нам!» и усиленно заполняет свободные ниши. Французская сеть «Auchan» открыла в России 9 гипермаркетов и продолжает увеличивать свой потенциал. Крупнейшая в мире розничная сеть Wal-Mart, в которую входит 6792 промышленных и продуктовых магазина в 14 странах, неоднократно подчеркивала важность лично для себя российского рынка, но пока не спешит к нам. Такая нерасторопность на руку крупным и средним российским компаниям, наращивающим обороты. Развитие торговых сетей в России – необходимость. Чем больше у нас появится супермаркетов, гипермаркетов, брендовых магазинов, тем лучше для покупателя. Будет здоровая конкуренция, следовательно, будет снижение цен на товары.

Автор выражает благодарность организаторам семинара за предоставленную возможность участия в работе Клуба региональной журналистики

Детали

Вадим Валерьевич Радаев, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической социологии, первый проректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, главный редактор журнала «Экономическая социология»

  

Ольга ГОЛУБЦОВА, г. Северодвинск. Журнал "Centerum", 17 июля 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики