АНДРЕЙ ШАРОНОВ: «У НАС В РАБОТЕ ЦЕЛАЯ ЛИНЕЙКА ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ»
Автор: Макеенко Владимир
Регион: Новосибирск
Тема:  Экономика
Дата: 10.08.2007

О российской экономике и основных направлениях экономической политики заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрей Шаронов рассказал в беседе, организованной при содействии Клуба региональной журналистики «Из первых уст».

Обновленная экономика

- В минувшем году мы впервые превысили номинальный ВВП 1991 года в сопоставимых ценах. Правда, нам постоянно говорят о том, то мы пыжимся, бьем себя в грудь, а достигли лишь советского уровня производства. При этом критики забывают, что нынешний уровень, выражаемый в деньгах, базируется на совершенно другой структуре экономики. В ней существенно меньше товаров, которые в советское время производились, но никому не были нужны. В ней значительно возросла также доля услуг, а это признак более развитой экономики.

Про «локомотивы роста»

- Постоянно растет такой важный показатель, как оборот розничной торговли. Это один из двигателей, локомотивов роста экономики. Большая доля добавленной стоимости создается именно в розничной торговле.

Динамика инвестиций в основной капитал - другой двигатель развития. Темпы их роста высокие, существенно выше 10%. Они опережают рост ВВП, и это позволяет более оптимистично смотреть в перспективу. Потому что рост инвестиций сегодня означает рост ВВП завтра.

Что касается капитализации фондового рынка, то, с одной стороны, динамика неплохая. С другой, - капитализация как суммарная стоимость наших компаний чрезвычайно мала. Наши компании недооценены, а многие не выведены на рынок, не предлагаются в качестве актива, а значит, не являются инструментом привлечения дополнительных средств. Поэтому задача – удваивать и утраивать капитализацию фондового рынка.

О нас с вами

- Реальные доходы населения растут, и это хорошо. Но они растут быстрее производительности труда, это плохо с макроэкономических позиций. Это означает, что мы в некотором смысле кредитуем зарплату, которая возникает не оттого, что люди лучше работают, а оттого, что в структуре цены все большую долю занимает оплата труда. Конечно, тем самым мы компенсируем нищенские зарплаты. Но любое повышение зарплаты все-таки должно сопровождаться повышением производительности, качеством труда.

Инициатива правительства

- Правительство предложило линейку инструментов развития, с 2005 года они начали действовать. Например, речь идет об инвестиционном фонде - обособленной части федерального бюджета, которая в прошлом году составляла около 70 млрд. рублей и которая на принципе государственного и частного партнерства софинансирует крупные, величиной не менее 5 млрд. рублей, проекты. Такие проекты дают серьезный и экономический эффект, и социальный, и инфраструктурный.

О проектах

- Среди них - канал, платные дороги в европейской части России. В числе проектов в Сибири - развитие Нижнего Приангарья, создание комплекса комбинатов цветной металлургии в Читинской области, строительство железной дороги в Тыву. Всего на конкурсной основе отобрано 12 проектов. Их общая стоимость более 1 трлн. рублей, причем на 1 бюджетный рубль частные инвесторы дают 3. Реализация проектов – это дополнительные налоги, которые вдвое превысят объем вложений из инвестфонда, это 175 тыс. новых рабочих мест.

Про зоны

- Инструментом развития являются и особые экономические зоны (ОЭЗ). С прошлого года действуют 3 технико-внедренческих и 2 промышленно-производственных зоны, в том числе в Томске.

Кроме того, уже в конце прошлого года отобраны 7 проектов по созданию туристическо-рекреационных зон. В Сибири такие проекты будут реализованы в Иркутской области и Бурятии, в Алтайском крае и Горном Алтае.

Также будет создаваться четвертый тип зон – портовые. Причем это не только морские и речные порты, но и «сухие» - аэропорты.

Про малый бизнес

- Программа поддержки малого бизнеса продолжается третий год. Если в 2005 году мы вложили в нее 1 млрд. рублей, то в этом - уже 3,5 млрд. Речь идет и о создании бизнес-инкубаторов, и о поддержке экспорта малых предприятий, и о содействии их кредитованию, и об организации венчурных фондов.

Другие новации

- Отменены таможенные пошлины на технологическое оборудование, которое не производится в России. Отныне по 775 позициям такого оборудования пошлины «обнулили». И, думаю, количество позиций будет только увеличиваться.

Введена нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых на месторождениях Восточной Сибири. Кроме того, для всех месторождений, которые существенно выработали свой ресурс, также снижается налоговая нагрузка.

О социальной сфере

- Скажу больше: это очень важный момент не только с точки зрения социального самочувствия населения, но и с точки зрения экономики. К сожалению, в России традиционно относятся к этой сфере как к исключительно затратной и, с точки зрения развития экономики, малопривлекательной. Однако весь передовой мир научился превращать эту сферу в высокоинтересную и высокодоходную для бизнеса.

Автономные учреждения?

- Вышел закон об автономных учреждениях. Его идея состоит в том, чтобы создать новый класс бюджетных учреждений. Они остаются бюджетными, но в отличие от своих классических собратьев могут получать в собственное распоряжение средства, которые они зарабатывают, и расходовать их самостоятельно, без зачисления в бюджетный счет учредителя.

Реформировать сам «порядок вещей»

- У нас традиционно принято хвалиться огромными территориями, природными ресурсами, выгодным геостратегическим положением… Но при этом мы не можем ответить даже себе, как при таких огромных богатствах мы такие бедные. Что за сила, которая сжирает все наши преимущества, превращает их в наше проклятие? Это - система государственного управления, система гражданского общества и общественных институтов, которые все никак не позволяют нам совладать с нашими преимуществами и отодвигают нас, чуть ли не во вторую сотню стран по многим показателям.

Поэтому чрезвычайно важна административная реформа. Принцип ее состоит в том, чтобы четко определить и нормативно закрепить функции, которые выполняет государство вообще и конкретный уровень власти, конкретное ведомство, в частности. Нужно буквально прописать процессы, которые происходят каждодневно между гражданином и властью, между бизнесменом и властью. Из-за нечеткости, из-за не прописанных обязанностей и прав участников этих процессов и происходят злоупотребления, даются и берутся взятки.

Суд как инвестиционный фактор

- На мой взгляд, при всех недостатках судебная система меняется. Повышается и оснащенность, и информационная прозрачность судов. Повышается их независимость. Хотя проблемой остается отсутствие быстрой, справедливой и доступной судебной защиты. И это один из главных факторов низкой инвестиционной привлекательности России. Неслучайно, Министерство экономики занимается федеральной целевой программой развития российской судебной системы. Если нет возможности прийти в суд и пожаловаться на произвол чиновника, то мы серьезно девальвируем все наши действия и достижения в других сферах.

И немного эмоций

- Хотелось бы большего. Но мы - такие, мы ровно то сумели, что произошло. Есть ли упущенные возможности? Конечно, есть. Есть ли серьезные изменения? Конечно, есть!

От редакции «НП»:

Как стало известно, недавно А. Шаронов по собственному желанию подал заявление о своей отставке с должности замминистра. По его словам, он решил «поработать в бизнесе» и, видимо, испытать на практике один из «инструментов развития», разработанный в правительстве при его участии.

  

Владимир МАКЕЕНКО, г. Новосибирск. Новосибирская еженедельная газета «Николаевский проспект», № 29, 10 августа 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики