Франчайзинговые схемы в Ростове – явление редкое. Если выведение на региональные рынки московских брендов – дело обычное, то выход ростовских марок в соседние регионы случается нечасто.
Так, недавно объявила о своем «походе на регионы» сеть непродовольственных товаром «Зебра».
Ольга Деревянко, директор по рекламе и маркетингу ООО «ЮКК» (владельца торговой марки «Зебра»):
- На сегодня в Ростове действуют два магазина под торговой маркой «Зебра». Руководством было принято решение об открытии еще нескольких магазинов под нашей торговой маркой в городах Ростовской области. В будущем мы планируем выход в Краснодарский край, затем в другие регионы Южного федерального округа. Не исключен и выход в другой федеральный округ, но детали мы пока не готовы озвучить, это дело будущего. Мы ориентируемся на качество, а не на количество.
Сроки выхода и площадь магазинов, по словам Ольги Деревянко, пока называть рано. Однако некоторые цифры все же прозвучали. Так, размер магазинов по области – минимум 300 квадратных метров (для сравнения: магазины в Ростове – около 1000 кв. метров). Открываться они будут в городах с численностью населения не менее 100 тысяч человек. Первым городом, который уже принял «Зебру», станет Волгодонск.
Уже сейчас, по данным отдела маркетинга и рекламы «Зебры», среди клиентов в Ростове много иногородних.
- Мы «пересекаемся» с некоторыми компаниями по ассортименту представленной продукции, но только по некоторым кластерам. Весь ассортимент продукции – около 35 тысяч товаров – не представляет пока никто. В магазинах, которые будут открываться в других городах, также будут представлены все ниши и все сегменты наших товаров, единственное отличие – марок будет несколько меньше. Например, в Волгодонске достаточно 10 тысяч марок из имеющихся в ассортименте, - поясняет Ольга Деревянко.
«Зебра» - не первопроходец во франчайзинге. Первой ростовской маркой, распространившей свое влияние в ЮФО, является сеть магазинов бытовой техники «Поиск». В отделе маркетинга и рекламы группы компаний «Поиск» подтвердили, что несколько лет назад марка вышла за пределы Ростовской области. Теперь собственные сети под общим брендом «Поиск» есть не только в Краснодарском крае, Ставрополье, но и в Карачаево-Черкесии.
В целом, как пояснил «Р.Б.» первый проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев, франчайзинг относится к одной из проблемных тем в развитии российской торговли. По словам Вадима Радаева, среди российских компаний были примеры неудачного применения франчайзинговых схем и даже банкротств, поэтому компании не всегда охотно применяют этот метод: «В системе торговли наблюдается противоречивость франчайзинговых схем. Некоторые компании не применяют его принципиально. Она чревата иногда негативными последствиями, но тем не менее для многих удобна».
По словам же Льва Хасиса, председателя правления «Х5 Retail Group», франчайзинг приносит некоторым владельцам сетей магазинов до половины прибыли:
- Такие компании, как «Эльдорадо», декларируют большие цифры, чем мы, в объемах продаж по прошлому году, но значительная доля продаж у них приходится на франчайзинговые магазины. А мы показываем в отчетности только корпоративные, те, где мы сами осуществляем деятельность. По корпоративным магазинам мы растем быстрее, чем любая другая компания на территории Российской Федерации – на уровне 40-50% в год. В компании на сегодняшний день работает около 35 тысяч человек. Если сравнивать с Западом, в компании «Волмарт», самом большом ретейлоре мира, работает чуть меньше 2 млн человек. Это самый большой в мире частный работодатель.
Мы управляем 709 собственными магазинами. Еще у нас есть около 600 магазинов наших франчайзи, которым мы не консолидируем в своей отчетности.
Тяни-Толкай
На ручках двери офиса «Зебра» забавная надпись из «айболитовской эпопеи»: вместо банального «От себя» - «Тяни» и «Толкай». Именно так можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в ростовском ретейле. Московские марки, «подтягивающиеся» в Ростовскую область, «выталкивают» местных производителей в область – в крупные города и районные центры. В офисе фирмы «Торговый дизайн» пояснили, что эта картина наблюдается как в продовольственном секторе, так и непродовольственном.
- Мы сами работаем «под Москвой», - пояснил источник, не пожелавший себя называть. – Москве уже принадлежит от 50% до 60% ростовского рынка, а скоро, возможно, будет принадлежать и все 70%.
Ольга Деревянко:
- Основная проблема выхода на региональный рынок – отсутствие или нехватка квалифицированных кадров. Мы учим специалистов технологии ведения бизнеса, на данный момент у нас имеется несколько ноу-хау – технических разработок в этом направлении.
Из обеих столиц чаще всего приходят крупные марки в сфере строительства, стройматериалов, ретейла. Ростовским маркам тяжело конкурировать с московскими и питерскими технологиями. Однако на уровне региона им приходится это делать. Так, сеть продовольственных магазинов «Пятерочка» (Краснодарский край) есть, по словам источника, «в каждой деревне».
В сфере же бытовой техники и товаров «для дома» наблюдается перенасыщение, стагнация, отчего выход «в регионы» выглядит наиболее закономерным и разумным явлением. Но лишь небольшое количество компаний такую экспансию осуществляют. Тем не менее выход ростовских брендов на уровень ЮФО говорит о конкурентоспособности ростовских торговых марок.
СПРАВКА «Р.Б.»
Франчайзинг – это:
- сделка, по которой право пользования передаётся другому лицу за определённую плату;
- продажа ограниченных прав на пользование товарной маркой фирмы и ноу-хау обслуживания;
- деловое соглашение, согласно которому разработчик/владелец деловой концепции, или правообладатель, передаёт правополучателю лицензированное право на пользование деловой концепцией и связанной с ней торговой маркой.
Франчайзинг представляет собой один из способов выхода на рынок. Например, франчайзер поставляет франчайзи изделия и услуги, которые импортируются на рынок. Франчайзи при этом платит за право на продажу конкретных изделий. Также он должен составлять для франчайзера финансовые отчёты, от которых обычно зависит размер платы за франчайзинг (например, 4-8% от оборота). Финансовые отчёты являются одной из возможностей контроля для франчайзера. При этом франчайзинг нельзя понимать так, что франчайзи сам ничего не должен делать. По франчайзингу франшизополучатель всё же в первую очередь получает право на продажу изделий франчайзера и пользование интеллектуальным состоянием последнего (дизайн изделий, торговая марка и название изделия).

Наталья КОНДРАТЕНКО, г. Ростов-на-Дону. Журнал «Реальный бизнес», № 8, август 2007 г.

|