Чиновник и бизнесмен. Диалог пока не получается
Губернатор только что объявил о намерении областных властей создать свое министерство малого и среднего бизнеса, но сможет ли новая структура решить острейшие проблемы малого бизнеса России?
Уральские чиновники, судя по всему, не намерены прекращать дойку "малышей". И это несмотря на просьбы Президента Путина и на целый пакет свежих антибюрократических законов.
Болевые точки
Совсем недавно Владимир Путин заявил, что во избежание злоупотреблений необходимо сделать систему государственного контроля максимально прозрачной, а все документы, касающиеся проверок предприятий, должны вступать в силу только после опубликования в СМИ. Однако когда несколько дней назад уральские бизнесмены и чиновники впервые собрались на совместное заседание, чтобы обсудить проблему проверок, журналисты были выведены из зала. Судя по всему, "государевы люди" все же не намерены раскрывать секреты своего цеха; в путанице законов и правил им легче держать в ежовых рукавицах малый (да и любой другой) бизнес.
А ведь задумка была хороша. Еще полгода назад Госдума приняла три закона, призванных оградить бизнес от чиновнического беспредела...
В ходе осеннего заседания клуба межрегиональной журналистики "Из первых уст" представитель Минэкономразвития РФ Марина Глазатова сообщила, что прежде чем вступаться за предпринимателей, министерские эксперты установили болевые точки малого сектора экономики. Оказалось, что больше всего ему мешают: усложненная и затянутая процедура регистрации предприятия; необходимость получать лицензию практически на любой вид деятельности; бесконечные и беспричинные проверки и придирки контролирующих органов.
Этим точки и решено было лечить в первую очередь. Госдума приняла три закона, цель которых -- жестко прописать полномочия чиновников и пресечь их произвол. Один из них, а именно Закон N 134 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", уже вступил в силу. Как пояснила Марина Глазатова, закон должен сократить количество контролирующих органов, причем оставшиеся не смогут беспрестанно терроризировать предпринимателей. Любой проверяющий может прийти на предприятие только с разрешающим документом, в котором подробно прописаны все причины проведения проверки. Главное же нововведение закона -- презумпция добросовестности предпринимателя. Теперь бизнесмен не должен доказывать, что у него все в порядке. Наоборот, проверяющий обязан по полной программе обосновывать все свои претензии.
Закон -- тьфу! Даешь инструкцию!
Казалось бы, после принятия такого закона предприятия должны вздохнуть свободнее, а все те, кто еще не открыл свое дело по причине отсутствия денег на взятки инспекторам, просто обязаны пополнить ряды малых предпринимателей. Но этого не произошло, так как федеральный закон не работает! Контролирующие органы, коих у нас в государстве насчитывается многие десятки, предпочли не замечать появления акта, ограничивающего их произвол.
Исследования, проведенные Екатеринбургской ассоциацией малого бизнеса, показали, что многие, если не большинство, госорганы областного уровня (в разных субъектах Федерации, входящих в состав УрФО) не приступили к реализации закона. Областные центры госсанэпиднадзора ждут появления неких подзаконных актов из своего ведомства, аналогично тянут резину областные комитеты природных ресурсов, а также управления госнадзора за связью и т.д. А милиционеры и вовсе заявили, что действие закона N 134 "О защите прав..." на них не распространяется. У них, мол, свои законы "О милиции" и "Об оперативно-розыскной деятельности", которые разрешают милиции приходить куда угодно и проверять, кого им вздумается. Силовики как-то забывают, что некая толика вседозволенности им предоставляется только при проведении оперативно-розыскных мероприятий, но никак не во время обычного дежурства или патрулирования.
Да что там милиция. Отщипнуть от малого бизнеса норовит каждый. Сравнительно недавно рэкетом занялась даже церковь. Не вся, конечно, но некоторые ее представители. Батюшка из Белоярского района, например, обходил киоски частных предпринимателей и требовал пожертвования на храм. Киоскера, отказавшегося платить (то есть, извините, жертвовать), святой отец предал анафеме и повыбивал посохом стекла в магазинчике.
Малого все меньше
Бороться с чиновничим произволом малому бизнесу априори труднее, чем крупному или среднему. У солидных предприятий есть целый штат профессиональных юристов, отслеживающих законодательные новинки и защищающих интересы хозяина. Мелкий же предприниматель сам себе юрист, бухгалтер и экономист. По мнению президента негосударственного фонда развития предпринимательства "Екатеринбургская ассоциация малого бизнеса" Владимира Лобока, даже от налогов крупному бизнесу уходить легче, чем малому; опять же в силу недостаточной теоретической подкованности последнего.
Неудивительно, что при таких правилах игры -- точнее, при игре без всяких правил -- малый бизнес в России никак не может стать "мотором экономики". Третий год подряд сокращается количество малых предприятий (МП) в стране. Если в 1999 г. их насчитывалось 890 тысяч, то в 2000-м -- 880 тысяч, а в 2001 г. -- 840 тысяч. Впрочем, даже эти цифры, как оказалось, не отражают всего драматизма положения малого бизнеса. Недавно Госкомстатом были подведены итоги сплошного обследования малых предприятий по результатам работы за 2000 год, и оказалось, что реально действующих МП в России еще меньше -- всего 631 тысяча. (Для справки: в Уральском федеральном округе работают 40 тысяч МП. А конкретно в Свердловской области -- 18 тысяч. Причем 70 процентов из них работают на территории Екатеринбурга.)
Помимо МП к малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели. В последние годы льготы, дарованные индивидуалам, сделали этот статус весьма привлекательным не только для малого, но и для вполне серьезного бизнеса. Как сообщил Владимир Лобок, сейчас многие средние предприятия переходят (в том числе и путем дробления) под крышу индивидуальных предпринимателей. Но даже эта серьезная подпитка не делает малый сектор экономики более значимым. Его доля в российском ВВП по-прежнему составляет 10--11 процентов. Против 56 -- 60 процентов в развитых странах.
Так и будет продолжаться
Причем, что самое обидное, малый бизнес у нас не только недопустимо мал, но еще и до отвращения нестабилен. Я не поверил своим глазам, когда, изучая итоги сплошного статобследования МП, увидел цифры, характеризующие финансовые результаты деятельности малого бизнеса. По данным Свердловского облкомстата, 100 процентов МП, занимающихся нефтепереработкой, -- устойчиво убыточны! Убытки также постоянно терпят 48,3 процента предприятий комбикормовой промышленности, 40,2 процента малых фирм, производящих стройматериалы, даже малая цветная металлургия оказалась убыточной на 38,7 процента. И это в весьма удачном для "цветников" 2000 году! Всего же считают себя устойчиво убыточными 30,5 процента МП в Свердловской области. Прибыльных куда меньше -- только 25,1 процента от общего числа малых предприятий. Прямо социализм какой-то -- планово-убыточная экономика!..
Все эти цифры не означают, что в области действительно столько малых предприятий несут реальные убытки, -- поясняет ситуацию начальник отдела статистики предприятий Свердловского облкомстата Лариса Стафеева. -- В ходе сплошного обследования данные о своей прибыльности или убыточности предприниматели представляли без каких-либо бухгалтерских выкладок, самооценка могла быть весьма субъективной...
Небольшой комментарий по этому поводу также сделал президент союза предпринимателей торговли и услуг Свердловской области "Бизнес-лига" Сергей Казанцев. Его, как ни странно, не удивил столь высокий процент неблагополучных бизнесменов.
-- Так и будет продолжаться, -- считает Сергей Александрович, -- пока в государстве и конкретно в Свердловской области не сформируется стабильное законодательство, позволяющее планировать малому бизнесу свое дело, чувствовать себя защищенным... 

|