НАЦПРОЕКТЫ: СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ПО ПАЛАТЕ
Автор: Боровская Наталья
Регион: Калининград
Тема:  Национальные проекты
Дата: 12.07.2007

С 1 января 2006 года, с начала действия четырех национальных проектов, определивших главные приоритеты государства в социальной сфере, цены на жилую недвижимость в Калининграде выросли более чем в два раза. Многие эксперты убеждены, что виной этому послужил нацпроект «Доступное жилье» и повальное введение ипотеки. Хотя, как свидетельствуют данные, ипотекой в Калининградской области воспользовалось не более 20 процентов покупателей жилья. Причем ипотечные кредиты банки охотнее представляли под надежную «вторичку», чем под рискованный «новострой».

К слову, Калининград оказался одним из немногих российских городов, где цены на жилой «квадрат», разогнавшись однажды, до сих пор не могут остановиться, в то время как в Москве, Питере и других местах они заметно притормозились. За четыре месяца 2007 года стоимость жилья в Калининграде на первичном рынке выросла более чем на четверть по сравнению с началом года.

В чем же причина? И почему национальные проекты оказались беспомощны перед лицом реальных социальных проблем в нашем обществе?

Некоторую ясность в эти вопросы внес архитектор, доктор искусствоведения, эксперт политической экспертной сети «Кремль.Org» Вячеслав Глазычев. На канале НТВ в программе Глеба Павловского «Реальная политика» этот сухопарый, всегда элегантный денди, выступает под именем «Мистера Монблана».

В числе прочего он является членом экспертного совета при первом вице-премьере Дмитрии Медведеве по нацпроектам. И последние два месяца плотно занимался анализом ситуации. По его мнению, высказанному недавно на семинаре Клуба региональной журналистики в Москве, идея нацпроектов появилась «почти от отчаяния». Ведь деньги за последние годы в государстве, благодаря запредельным ценам на энергоносители появились, а вот счастья в народе как не было, так и нет.

Вячеслав Глазычев считает, что неудача была предопределена с самого начала, потому что неправильно выбранное слово (нацпроекты таковыми на самом деле, по его мнению, не являются) потянуло за собой целую цепочку следствий. По сути, речь шла лишь о небольших программах частичной выплаты старых государственных долгов. Проектного же содержания за этим не было решительно никакого.

«Разведка боем» показала, что проекты плохо поддаются администрированию, поскольку ведомства, которым была доверена их реализация, категорически не в состоянии работать на развитие.

Проект предполагает ясную, локализованную постановку целей. На деле же все обернулось системой «разрезания ассигнаций на много мелких».

Главная беда состоит в том, что никто толком не знал сколько, чего и какого требуется. Никто, например, не вел учет льготников для обеспечения их бесплатными лекарствами по нацпроекту «Здравоохранение». Не было известно, сколько из них нуждаются в дорогих лекарствах, а сколько – в дешевых. Проблема решалась «на глазок»: прикинули, и 20 миллиардов рублей элементарно не хватило.

Теперь, когда обстоятельства и массовое недовольство людей заставили все посчитать, выяснилось, что основные средства, которые должны были равномерно распределиться на большое число людей, оказались «съедены» небольшим количеством тяжко больных: один человек обошелся в две тысячи других из-за сложных операций, дорогого послеоперационного лекарственного сопровождения. На все остальное денег просто не хватило. Точно так же не сработала эффективно и нацпрограмма по развитию агропромышленного комплекса. Опять-таки из-за полного неведения, сколько людей пришло в фермерское хозяйство на самом деле, а не по бумажкам, сколько ведет настоящее личное подсобное хозяйство, ориентированное на рынок, а сколько - исключительно на собственное потребление.

В проекте не было обозначено, что опорой агропромышленного комплекса являются малые города. Поэтому надо вкладывать средства в их развитие. Потому что аграрный рынок может опираться либо на окрестности крупного города, (а дальше простирается «мертвая зона»), либо на окрестности малого города, но для этого в нем должна быть усилена жизнь. А она в огромном числе малых городов еле теплится.

Но самая запущенная ситуация сложилась именно с проектом «Доступное « жилье. Совершив большую поездку по ряду городов Сибири и Урала, Вячеслав Глазычев только в двух из них обнаружил «детальную роспись» по ветхому жилью. Не знаменитые проценты, которые указывает бюро технической инвентаризации, накидывая ежегодно «на глаз» пару процентов. Так за 50 лет постройка условно приобретает 60 процентов износа. Хотя дома конца XIX века, добротно построенные, на хороших фундаментах могут послужить и 300 лет, а послевоенное жилье уже давно могло стать аварийным.

«Мистер Монблан» возблагодарил нацпроекты за то, что они вскрыли еще одну напасть, которая помимо дураков и дорог мешает нашему поступательному движению вперед, – отсутствие информации. Выяснилось, что ведомства этим никогда не интересовались, а статистика на волне демократических преобразований отказалась от многих учетных позиций. Нацпроекты помогли уяснить реальную меру незнания. Например, только в одном сельском районе Волгоградской области, где живет всего 26 тыс. жителей, неучтенная разница составила 2,5 тыс. человек.

Деньги же на национальные проекты заявлены огромные. Конечно, на самом деле их надо еще больше. Но даже 150 миллиардов рублей, как считает Вячеслав Глазычев, «нельзя съесть сразу. Распилить можно, использовать грамотно невозможно». На это нет ни строительных мощностей, ни рабочих рук, ни современных технологий.

Рынок не дремлет. Когда президент Владимир Путин сказал, что на восстановление ветхого жилья будет направлено 150 миллиардов рублей, то уже через три дня цена на стройматериалы выросла на 15 процентов. Так же было и с взлетом цен под ипотеку. Выходит, эксперты, которые винили в росте цен на жилье нацпроекты, были недалеки от истины. Государство поспособствовало увеличению спроса, но предложение при этом значительно не выросло, потому что сразу его увеличить вообще нельзя.

Как архитектор доктор искусствоведения Вячеслав Глазычев обрушился на навязанную еще советским временем единую систему крупнопанельного строительства. Эта самая дорогая в мире и невыгодная технология была объявлена в свое время самой дешевой. Потому что никто не считал, во сколько обходится отопление такого жилья, холостой пробег панелевозов и т.д. К сожалению, сегодня к этой технологии прибегают, как к спасительной, чтобы ускорить темпы возведения жилья.

Иными словами, срабатывает не проектный, а классически затратный подход.

Возникает детский вопрос: как проверить, куда уходят эти деньги? И какова реальная потребность в них. Поэтому «Мистер Монблан» предложил выбрать полтора десятка пилотных точек по стране: крупный, крупнейший, средний, малый города, на юге, на севере, на востоке. И хотя бы на этом числе провести реальный, содержательный аудит.

Неготовность плановой документации, отсутствие кадастра, отсутствие всего того, что радостно, по американской модели, было прописано в Жилищном и Градостроительном кодексах, привели к сбоям в реализации проекта «Доступное жилье».

Единственный нацпроект, где, по мнению Вячеслава Глазычева, заметны хоть какие-то успехи – это «Образование». Во всем остальном мера расплывчатости оказалась слишком велика. Проявился отказ ведомств видеть страну во всем ее многообразии. Вместо этого по всем четырем проектам на страну накладывается единый план. Это как средняя температура по палате: одни мечутся в жару, другие уже остыли. А в среднем – 36,6.

Вячеслав Глазычев сделал выкладки: обсчитал, какова должна быть средняя заплата россиянина, чтобы при текущем уровне цен он не знал нужды и мог обзавестись собственным жильем, чтобы ему не требовались бесплатные лекарства – это 45 тысяч рублей в месяц. На такую планку должна выходить страна.

А пока совершенно очевидно, что, так называемые, нацпроекты придется еще существенно протягивать во времени. Скорость администрирования оказалась раз в пять меньше, чем воображали идеалисты, которые писали эти цифры. Во всем проявилась значительная мера формализма. Не случайно, видимо, наш губернатор Георгий Боос, согласно данным агентства ИА DAILYSTROY, стал «прогуливать» заседания рабочей группы по жилищному национальному проекту. Кроме него в «список прогульщиков» попали такие серьезные люди, как председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, президент ЗАО «ИНТЕКО» Елена Батурина, президент Чувашии Николай Федоров, губернатор Омской области Леонид Полежаев и первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин.

Хотя первый вице-премьер Дмитрием Медведев, курирующий нацпроекты, в свое время заявил, что высокопоставленные чиновники, «нерадиво» относящиеся к их реализации, будут наказаны – исключены из состава рабочей группы.

  

Наталья БОРОВСКАЯ, г. Калининград. Газета «Маяк Балтики», 12 июля 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики