ВОЛНА ТОРГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Автор: Фотева Инесса
Регион: Магнитогорск
Тема:  Торговые сети , Бизнес
Дата: 14.08.2007

Об экспансии западного бизнеса в Россию сознательно заговорили относительно недавно. Интерес к проблеме проявили ученые, закрепив его глубокомысленными научными трудами с исследованием причин и следствий. Один из авторов – первый проректор ГУ «Высшая Школа Экономики» Вадим Радаев. В Москве, на встрече с журналистами – членами клуба региональной журналистики «Из первых уст», Вадим Валерьевич представил концепцию своей книги «Захват российских территорий: новая конкуренция», которая скоро выйдет в свет. Название, что и говорить, угрожающее: ведь речь-то о серьезном – непростой ситуации в розничной торговле.

Специалист в области экономики Вадим Радаев убежден: за последние пять-семь лет торговля превратилась в один из наиболее динамично развивающихся секторов, по объему сопоставимых с топливно-энергетическим комплексом. Именно здесь происходит – если уже не произошла – настоящая революция, необратимо изменившая «лицо» крупных городов, постепенно распространяя влияние на периферию.

В 2001 году «Ротек» – только что созданная ассоциация торговцев и производителей бытовой техники и электроники – затеяла исследование, чтобы «прощупать» издержки легализованного существования бизнеса. Спустя год озадачились другими проблемами: в страну начали входить глобальные операторы, создавшие серьезную угрозу для ведущих компаний – в той же Польше с приходом иностранных предпринимателей-сетевиков «родная» торговля свернулась. «Ротек» поддержал «Аккорд» – новоявленная ассоциация, объединяющая крупнейших операторов розничной – преимущественно продовольственной – торговли. С недавнего времени, забыв на почве общих интересов о «кровной вражде», к ним присоединились «неприятели» – масштабные иностранные сети «Ашан» и «Метро». Как ни странно, на фоне общего подъема изменения в торговле происходят самые драматичные.

На данный момент примерно половина розничного оборота – бытовая техника и электроника, продовольственная составляющая, естественно, преобладает. Последние три года сектор «прибавляет в росте» по тринадцать процентов, что само по себе неплохо на фоне проблем Восточной или Западной Европы. При этом ведущие розничные сети растут фантастическими темпами – наполовину, а то и на семьдесят процентов в год. Среди лидеров – «Ашан», которая пока не представлена на уральских просторах, а вот пионер освоения российского пространства – «Рамстор» – постепенно сдает позиции.

Еще лет десять назад трудно было представить, чтобы торговые лавочки подразделялись на виды и классы. Отдал денежку, взамен милая – или не очень, кому как повезет – девушка протянет облюбованный товар – вот, собственно, единственный и неповторимый вариант взаимоотношений продавца с покупателем. То ли дело теперь: неважно, есть ли естественная граница в виде прилавка – покупку сопроводят непременными «здрасьте», «не изволите ли», «всегда пожалуйста». Плюс – море разливанное магазинов самообслуживания. Среди таких – супер- и гипермаркеты, а также производные от них мелкооптовые точки, наполовину ориентированные на розницу. Отдельная история – магазины у дома, элитные гастрономические или электронные бутики, массовая доля которых ежегодно увеличивается на пять-шесть процентов.

За счет чего? По мнению Вадима Радаева, по проценту в среднем они «отъедают» от так называемых открытых рынков, хотя экономически конкурировать с ними сетям сложно. Понятно же, что стихийные или мелкооптовые – все они реальные оффшорные зоны, где понятия не имеют, что такое платить налоги, и где нормой считается контрафактная продукция, «черная» и «серая» схемы расчетов, естественно, в интересах определенных групп. Другого выхода, кроме как вытеснять рынки административно, пока не найдено. Первыми «под сокращение» попали «Лужники», «ЦСКА», «Динамо», и это не предел –столичные власти надеются отправить уличную торговлю «в архив» до 2009 года.

Остальное «отъедается» у традиционных магазинов с торговлей «через прилавок», привычных еще с советского времени. Их пока большинство, но уже скоро не останется вовсе: в прошлом году в столице насчитали треть точек, выдержанных в форматах современных магазинов, в Санкт-Петербурге и того больше – шестьдесят процентов.

Наш собеседник Вадим Радаев выделяет одну из генеральных тенденций развития сектора – захват российских регионов. Основные федеральные сети, развивавшиеся преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, начали движение в регионы еще в 2001-м в первую очередь в крупные города с большим количеством населения и повышенным уровнем платежеспособности. Хотя вряд ли кто вспомнит что-нибудь, кроме «Эльдорадо» с бытовой техникой и электроникой и «Магнита» с его продуктовым ассортиментом. Сейчас начинается выяснение отношений между национальными и локальными сетями: прежде граница между «федералами» и «местными» пролегала по Уралу, сегодня – по Иркутской области, со временем ее просто не станет.

Сетевики к нам, конечно, пришли сами, но лишь потому, что мы им это позволили. Устойчивое повышение реальных доходов населения – опора для бизнеса перспективная и не предельная: ведь доходы будут расти в среднем до двенадцати процентов в год. Кроме того, по-прежнему в дефиците современные формы торговли. И если в Москве и Санкт-Петербурге вышли на уровень Восточной Европы, то в остальных городах есть к чему стремиться. Появились и финансовые ресурсы в виде «длинных» денег, в том числе благодаря льготным условиям кредитования, хотя и не для всех. Средства обещают и нефтяные олигархи – многие из них вновь подумывают о покупке розничных сетей несмотря на некогда не удавшийся опыт того же «ЮКОСа», перепродавшего «Уралсибу» известную ныне «Копейку».

И, конечно, толчком в развитии для российских сетевиков стала серьезная угроза – оборот у иностранцев и глобальных операторов в сто раз больше, чем у любого нашего игрока. Началась гонка – успеть захватить территорию, пока эти монстры фронтом не пошли по отечественным землям. Первый такой оператор – «Рамстор» – возник на горизонте в 1997 году. Погоды не сделал, но рутину расшевелил, в итоге четыре ведущих российских компаний успели «откусить» половину российского рынка.

  

Инесса ФОТЕВА, г. Магнитогорск. Городская газета «Магнитогорский металл», № 91, 14 августа 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики