ДАРЫ ДАНАЙЦЕВ
Автор: Сидоров Роман
Регион: Архангельск
Тема:  Торговые сети
Дата: 05.10.2007

Выдержит ли местная торговля натиск крупных зарубежных и федеральных торговых операторов? Или на сегменте малой и средней торговли в регионе можно смело ставить крест?

Своеобразный торговый бум переживает сегодня Архангельск: строятся супер- и гипермаркеты, увеличивается количество бутиков, все больше становится магазинов самых разнообразных форматов. С другой стороны, доля местных сетей неуклонно сокращается, и здесь появляется все больше магазинов и бутиков крупных «торговых монстров» федерального масштаба, таких как «Рив Гош», «Эльдорадо», «Пятерочка», «Евросеть», «Эксперт»... Безусловно, это очень хорошо для конечного потребителя: больше выбор, ниже цены, интереснее «климат» и сервис. Но чем обернется торговая экспансия из центра для местных сетей? Не постигнет ли наш город и область участь Польши, когда с приходом десятка иностранных операторов за пять-семь лет в стране практически полностью развалилась собственная торговля?

Бочка Либиха

Говорить о приходе в нашу торговлю большого количества иностранных операторов пока преждевременно, а вот темпы экспансии крупных федеральных сетей увеличиваются ежегодно. На это есть свои причины, одна из которых — нарастание конкуренции в крупных городах — таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск...

Если говорить о текущем положении торговли в России, то можно отметить ряд факторов, имеющих принципиальное значение. Прежде всего, это «триумфальный рост», особенно в продовольственном секторе розничной торговли, который составляет 13% в год (по оценкам первого проректора ГУ «Высшая школа экономики» Вадима Радаева, именно данный сектор является наиболее крупным. На втором месте идут секторы бытовой техники и электроники). Существенно выше, чем в странах Восточной или Западной Европы. На этом фоне заметно «прибавляют в массе» и российские розничные сети — по оценкам аналитиков, их рост составляет по 50-70% (!) в год. В этом отношении лидируют «Ашан» и пионер освоения российского пространства «Рамстор», который набирает по 40 % ежегодно. Заметно подрастают и современные форматы торговли: магазины самообслуживания, супермаркеты, гипермаркеты, «мягкие» и «жесткие» дискаунтеры, магазины «у дома», «гринфилды» и магазины формата «Cash & Carry».

За счет чего происходит столь фантастический рост? По 1-2 % в год крупные торговые сети «съедают» у открытых рынков, как у средоточия «немагазинной» торговли. Остальное «отнимается» у традиционных магазинов, которые торгуют через прилавок. Таких «реликтов», особенно в нашей области, еще много, так что крупным федеральным сетям есть где развернуться. По мнению аналитиков, захват российских регионов — это генеральная тенденция развития сектора торговли на ближайшие 10 лет. По прогнозам первого проректора ГУ «Высшая школа экономики» Вадима Радаева, в течение ближайших трех-четырех лет доля локальных магазинов и сетей в регионах будет стремительно падать, и они станут вытесняться федеральными. При этом вместе с российскими сетями на региональный рынок будут входить и иностранные. Даже в нашем городе уже есть несколько подобных сетей: Benetton, «Патэрсон», «Л’Этуаль», различные монобрендовые бутики. Среди причин, которые обусловливают стремительный рост торговых сетей, можно назвать и повышение реальных доходов населения. Экономисты прогнозируют увеличение темпов роста до 12% в год, что, естественно, является хорошей опорой для развития сектора розничной торговли. И еще одна причина, которая была косвенно упомянута в этой статье, — низкая насыщенность регионального рынка современными форматами.

По количеству торговых площадей на одного жителя Россия находится на уровне Чехии и Словакии, то есть свободного пространства еще более чем достаточно. Активное вхождение иностранных операторов на российский рынок тоже прибавило темпов роста федеральным сетям. Помимо сугубо экономических факторов роста торговых операторов есть и административные — торговым сетям активно помогают муниципальные власти путем закрытия мелкооптовых рынков.

При таком стечении факторов роста, крупным торговым компаниям довольно быстро стало тесно в отдельно взятых городах, а потому оперативно сформировался курс на захват региональных территорий. Многие из них своих намерений даже не скрывают и на региональных рынках ведут себя довольно агрессивно.

Укрощение строптивых

Период с 1990 по 2000 годы можно назвать эпохой оптовой торговли — тогда оптовики диктовали свои условия всем и вся. Однако с 2000 года ситуация начала радикально меняться, и сейчас все чаще можно услышать о том, что время оптовиков прошло. Их буквально раздавили. Особая роль в свержении принадлежит ритейлерам — они пользуются близостью к потребителю и давят своим масштабом. Плюс к тому ритейлеры полностью отказались от посредников и создали для поставщиков крайне жесткие условия работы.

Первым практику «нагибания» поставщиков применил топ-менеджмент сети «Метро»: они первыми, еще в 2000 году, заявили, что поставщики должны работать с ценами на 10% ниже минимальной рыночной. «Метро» же ввело систему штрафов за просроченные поставки или за поставки не того товара. Дурной пример, как известно, заразителен: практику «укрощения строптивых» взяли на вооружение и российские сети всех мастей и масштабов. Теперь поставщики за свой счет должны покрывать даже возможные кражи в магазинах именно их товара и обеспечивать магазин соответствующим торговым оборудованием. Опять же, стоит заметить, что для конечного потребителя такое поведение сетей очень выгодно — ведь качественные товары в конечном итоге стоят дешевле.

Естественно, такая хищническая политика приводит к тому, что местные сети зачастую проигрывают федеральным и иностранным, которые, в свою очередь, активно их скупают. Происходят многочисленные слияния и поглощения: иностранные сети покупают крупные федеральные, федеральные покупают локальные, локальные частенько скупают более мелкие локальные сети и так далее. В результате этой конкурентной возни, естественно, колоссально выигрывает российский потребитель. Выигрывают от этого и российские компании.

Несмотря на впечатляющие темпы экспансии федеральных сетей в регионы, говорить о полной гибели местной торговли пока еще преждевременно. На пути крупных торговых операторов в регионы встал комплекс трудноразрешимых проблем. Во-первых, в целом по России недостаточно современных торговых площадей. Во-вторых, проблема «дураков и дорог» актуальна в обоих смыслах: кадровый голод и плохие логистические системы существенно сдерживают аппетиты торговых операторов. Они, в принципе, постепенно пробираются в средние и даже в малые города — с населением едва больше 60 тысяч. Однако вряд ли они смогут захватить сельские поселения. А наши городские территории очень скоро окажутся поделенными и вот тут-то начнется самое интересное — новая для российской торговли форма чрезвычайно жесткой конкуренции.

Магазин у дома

Сейчас крупные торговые сети современных форматов заняты активной экспансией в регионы, другими словами, они наращивают свою массу и влияние на рынке. Идет активная борьба за потребителя с традиционными старыми форматами. Когда же весь лакомый пирог в виде региональных сетей будет растащен, крупные сети вынуждены будут вступить в конкуренцию между собой.

Конечно, в зачаточной форме эта конкуренция есть и сейчас, но она еще очень далека от возможной. Так, например, в Польше на одной площади размещается по три-четыре крупных торговых центра современного формата, которые принадлежат разным компаниям. Они давят друг друга, вступая в открытые ценовые войны. Конечно, это очень неприятно для них — и просто замечательно для потребителя.

Бьющиеся в жестоких ценовых войнах торговые сети с одной стороны, довольные потребители — с другой. А как же может сказаться такая экспансия на местном бизнесе?

По мнению первого проректора ГУ «Высшая школа экономики» Вадима Радаева, скорее всего, мелких и средних торговцев просто выдавят с рынка или перекупят. Останется лишь часть мелких, нишевых игроков, которые будут вынуждены забиваться либо в очень узкие ниши, либо в специализированные, либо вообще существовать практически на почвенном уровне. Еще один вариант для выживания мелких торговых сетей — это экспансия в труднодоступные районы, к которым у крупных сетей нет интереса. Даже малые форматы «магазин у дома» станут преимущественно сетевыми.

Местным поставщикам повезет, видимо, больше. Потому как ритейлерам выгоднее работать именно с местными поставщиками. Но работать будут очень жестко. Местных будут тщательно отбирать, «отжимать», а потом опять отбирать. В итоге выживут немногие. Уцелевшие в результате такого отбора поставщики станут более дисциплинированными, эффективными и так далее.

Для того чтобы выжить, Вадим Радаев советует малым торговым фирмам становиться частью локальных сообществ, «врастать» в социальную среду. Правда, в России такого опыта пока еще нет.

По прогнозам аналитиков, уже к концу этого десятилетия крупные торговые операторы вступят в жесточайшую конкуренцию между собой, и тогда начнется сверхинтенсивная экспансия в регионы в попытке урвать последние лакомые куски. Чтобы выжить в этот период, средним и мелким торговым компаниям придется либо поддаться натиску федеральных сетей и пройти процедуры слияния-поглощения, либо срочно осваивать новые торговые ниши. Наиболее перспективной, по словам Вадима Радаева, является довольно крупная ниша — «магазин у дома». Магазин у дома — это не просто магазин, который находится рядом. Это магазин современного формата, по типу самообслуживания, где качественный сервис и хороший «климат», где всегда продают только свежие продукты — особенно первой необходимости: хлеб, мясо, рыбу, молоко. Этот сегмент считается перспективным потому, что западные сети пока им не заинтересовались. Гигантов больше интересуют крупные форматы, а значит, у наших сетей есть все шансы подготовиться к грядущим потрясениям.

  

Роман СИДОРОВ, г. Архангельск. Журнал «Бизнес-Журнал», № 16 (32), 24 сентября 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики