Новый закон о банкротстве стал темой первой пресс-конференции для новгородских журналистов в режиме оп-liпе, с заместителем министра Минэкономразвития России Александром Масловым.
По словам Александра Маслова, старый закон о банкротстве, принятый в 1998 году, к сожалению, превратился из способа оздоровления ситуации в экономике в способ передела собственности, причем, не всегда, мягко говоря, чистый, иногда просто криминальный. Разработка нового законопроекта началась два года назад, было очень много споров, и текст писался с большим трудом. Причина споров достаточно понятна.
Процедура банкротства - это процедура, в которой сходится множество интересов. Это и интересы кредиторов, которые не могут, но хотят получить свои деньги, это интересы должника, который деньги по каким-то причинам не платит, это интересы собственника должника, т.е. учредителей, участников акционерного общества, или интересы государства как собственника унитарного предприятия, который хочет сохранить свой бизнес, это интересы трудового коллектива, которому надо где-то работать. Это интересы муниципалитета, которому надо, чтобы трудовой коллектив где-то работал, а предприятие платило налоги, интересы государства по оборонным предприятиям как заказчика оборонного заказа и т.д.
Выстроить систему таким образом, чтобы все были довольны невозможно по определению, потому что некоторые интересы сходятся в одну точку, и каждый вектор, может быть, противоречит, всем другим. Это была одна причина, по которой было трудно выстроить текст.
Вторая причина - проблема интересов государства. В чем они заключаются? По действующему закону государство у нас голосует только на первом собрании кредиторов, потом оно уходит с собрания, но при этом имеет приоритет очередности удовлетворения требований. Т.е. кредиторы коммерческие не могут получить ни копейки, пока не расплатились с государством. Практика показала, что государство получает очень мало, а коммерческие кредиторы, причем, не все, а те, кто контролирует арбитражного управляющего, получают существенно больше, но не за счет нормальных механизмов банкротства, а за счет увода активов с предприятия. По существу за счет воровства, если называть вещи своими именами.
Поэтому было принято решение в новом законодательстве наделить государство правом голоса на всех собраниях кредиторов. Это решение достаточно существенное по последствиям, поскольку у нас по разным оценкам, от 40 до 49% кредиторской задолженности - это задолженность по налогам и иным обязательным платежам. Т.е. государство приходит не просто в качестве участника, а очень часто в качестве доминирующего - участника в процедуру банкротства.
Есть и несколько других, существенных позиций, которыми новый закон отличается от старого. Сделан больший уклон на защиту интересов собственника. Собственник получил самостоятельные права в судебном заседании. Раньше собственник с момента возбуждения процедуры полностью отстранялся, он не имел возможности обжаловать в суд то, что делает арбитражный управляющий, не мог обжаловать в вышестоящий суд решение арбитражного суда, он не был участником судебного процесса. Сейчас предлагается такие права предоставить.
Второй момент - по концепции собственник имеет возможность расплатиться с кредиторами в полном объеме в любой момент процедуры, в том числе, в конкурсном производстве.
Существенно изменилось и возбуждение процедуры банкротства.
Вход в него затруднен по сравнению с сегодняшней ситуацией настолько существенно, что, по мнению многих экспертов процедуру банкротства начать будет по этой схеме просто невозможно. 
Светлана КАЛАШНИКОВА. "Экономика и время" в Новгородской области, опубликовано 30.09.2002.

|