УРАЛ – ОПОРНЫЙ КРАЙ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
Автор: Топорков Роман
Регион: Заречный
Тема:  Энергетика
Дата: 15.11.2007

Одной из ключевых проблем развития атомной энергетики является изготовление оборудования для строящихся АЭС. Справится ли машиностроительный комплекс России с выполнением столь крупных заказов в установленные сроки? Если машиностроители Свердловской области приложат усилия, то получат хороший шанс развития своих предприятий за «атомные» деньги.

Стоимость инновационного энергоблока БН-800, например, составляет порядка 65 млрд. руб. Примерно 60% от этой суммы приходится на стоимость оборудования. Конечно, часть этого оборудования весьма специфична, поэтому изготовить его можно лишь на определённых заводах. Например, корпус реактора и парогенераторы сделает подмосковный «ЗиО-Подольск», имеющий большой опыт подобных работ. Но и ему в помощь привлечены другие заводы: например, поворотную пробку реактора с системами управления и защиты изготовит северодвинский «Севмаш».

Что же касается типового энергетического оборудования – за эти заказы при желании могут побороться многие заводы. Например, изготовить около 20% оборудования для БН-800 вполне по силам предприятиям Уральского региона. Тем самым они «оставят» в нашем регионе 7-8 млрд. руб.

Но это ещё не всё. Если уральские заводы продемонстрируют свои возможности, изготавливая оборудования для БН-800, значительно возрастут их шансы получить дальнейшие заказы для других строящихся АЭС России, а это уже суммы до 30 млрд. руб. Заработав на этих заказах, можно расширить производство, провести техническое перевооружение, тем самым увеличив промышленный потенциал региона.

Не случайно руководитель Росатома Сергей Кириенко в ходе недавней пресс-конференции в Полпредстве УрФО отметил, что Урал может стать базовым регионом атомной отрасли. Здесь сконцентрированы 11 «атомных» предприятий, сильный машиностроительный комплекс и опытные кадры, которые вместе могут составить эффективную технологическую «цепочку».

Например, если сейчас топливо для БН-600 возят на Урал из подмосковного города Электросталь, то завод по производству уран-плутониевого топлива для БН-800 (а в перспективе – и для БН-1800) будет строиться на базе челябинского ПО «Маяк», то есть тоже на Урале. А высокотехнологичное оборудование для этого завода поставит екатеринбургский «СвердНИИХиммаш».

Итак, перед уральскими заводами открываются широкие перспективы – если, конечно, будет желание ими воспользоваться.

Советник руководителя Росатома Анна Белова отметила, что вопросы машиностроения находятся под постоянным контролем атомного ведомства:

- Проблема стоит в полный рост. Ведь атомное машиностроение – это не только корпус реактора. Это обвязка, целый ряд технологического оборудования. Много лет не было заказов, и вся кооперация распадалась. Заводам надо было выживать. Естественно, люди помаялись, поголодали, поделали кастрюли, но нашли свою рыночную нишу. Сейчас большинство предприятий, которые были включены в эту кооперацию, уже производят совершенно другие вещи. Поэтому Росатомом выделены ключевые позиции в машиностроении. Выявлено, где есть монополист в этой ключевой цепочке. И мы начинаем работать с этим монополистом, особенно если он частник. Нам будет нужен этот элемент. Либо «Атомэнергопром» будет выкупать долю производства у этого монополиста, либо даже создавать новое производство, но чтобы к нужному сроку нужный объем производства был предложен стратегическому заказчику.

Чтобы обеспечить изготовление необходимого оборудования для АЭС, атомное ведомство уже приобретает ключевые пакеты акций в ряде машиностроительных предприятий России. Только таким путём – став совладельцем предприятия – можно «командовать» им в рыночных условиях, ориентировать на необходимые отрасли заказы. В самом крайнем случае, если российские производители не справятся или не заинтересуются столь масштабными заказами, часть оборудования может быть закуплена за рубежом. Потому что программа развития атомной энергетики настолько важна для России, что она должна, безусловно, быть выполнена в намеченные сроки.

  

Роман ТОПОРКОВ, г. Заречный. Газета «Пятница», № 45, 15 ноября 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики