Три этапа социальных реформ.
О так называемой социальной политике («социум» - общество) в современной России мы заговорили относительно недавно, каких-нибудь 10-12 лет назад. Люди более зрелого возраста еще помнят времена Советского Союза, когда одним из главных лозунгов был призыв «Все лучшее – детям!». Многие до сих пор испытывают ностальгию в связи с бесплатным тогда здравоохранением и образованием, дифференцированными пенсиями и профсоюзными путевками, а также другими важными вещами, которые можно назвать коротко двумя словами – социальная политика.
С развалом советского государства на этапе приватизации и либерализации цен, когда в стране царил хаос и неразбериха, никто и не помышлял о социальной политике.
А что происходит сейчас? Из чего складывается и на что направлена социальная политика сегодняшней России? Какие программы по улучшению благосостояния общества предусматривает государство, и что реально мы будем иметь после реализации всех этих программ?
Давайте попробуем разобраться.
Татьяна Михайловна Малеева, директор Независимого института социальной политики:
– Для того чтобы понять, какие у нас есть достижения в социальном развитии, что реалистично, а что является «журавлем в небе» и «синицей в руках», давайте оглянемся на 15 лет назад и оценим роль социальной политики, которую она играла в системе социально-экономических преобразований России. Я бы выделила в этом периоде три этапа.
Первый этап: На рубеже 1995 – 1996 годов впервые удалось достичь финансовой стабилизации и преодолеть гиперинфляцию. Тогда возникают самые крупные идеи, которые могли позволить снять излишние социальные обязательства государства перед гражданами.
Второй этап: К 2005 году появляется новое трудовое законодательство, начинается пенсионная реформа, получают развитие страхование в здравоохранении, реформа образования и др. По сути, началась новая эра. И, тем не менее, почти все реформы в то время носили частичный характер.
Третий этап: 2005 год – компания по монетизации льгот. Шок для страны. Президентом Правительству поставлены задачи по сокращению бедности в два раза, а это уже был политический лозунг. Были также обнародованы идеи реализации «Национальных проектов». Все они социальные: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие сельского хозяйства». В 2006 году выдвинута мегапрограмма по преодолению демографического кризиса и принято новое миграционное законодательство.
Наиболее значимой из всех преобразований в социальной сфере, о которых говорит Т.М. Малеева, безусловно, является пенсионная реформа. О том, что цель ее – улучшение жизни пенсионеров, знают, конечно, все. А вот о том, какова роль и доля участия в этой реформе простых граждан, понимают далеко не многие. С нее и начнем.
Что заработал, то и получи!
Сценарий разворачивания пенсионной реформы был написан еще в конце 80-х годов ХХ века и предусматривал ее реализацию до 2015 года. В рамках пенсионной реформы предполагалось переложить ответственность за пенсионное будущее с государства на граждан. В чем суть этого нововведения?
До 2000 года, когда реформа стартовала, мы имели, так называемую, распределительную систему пенсий, которая была построена на принципе солидарности поколений. Это значит, что ныне работающее поколение делает отчисления в пенсионный фонд страны, из которого выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам. Но сейчас наблюдается бурный процесс старения населения. Пенсионеров становится все больше, а работающего населения – все меньше. Безработица тоже оказывает свое давление. Поэтому стране, живущей на принципе распределения, становится сложно финансировать пенсионную сферу.
Кроме того, персонально российской проблемой явилось то, что у нас практически все пенсии были уравнены. Много работал – мало работал, большая была зарплата – малая зарплата, разницы в размере пенсии не было никакой. Новая пенсионная система преследовала цель перехода на страховые принципы. Смысл закладывался в том, чтобы дифференцировать размер пенсий в зависимости от трудового вклада.
Новая пенсия предусматривала базовую и страховую составляющие. Причем страховая часть пенсионных накоплений, по сравнению с базовой, должна была расти более быстрыми темпами. На протяжении первых лет действия реформы все так и происходило. До 2005 года. А затем события, связанные с монетизацией льгот, создали социальное напряжение в обществе и заставили Правительство судорожно искать пути решения проблемы. Тогда, вопреки пенсионному законодательству и обычному графику индексации, который был заложен в пенсионной реформе, буквально в течение первых двух месяцев, в феврале 2005 года, Правительство пошло на беспрецедентную акцию – индексацию базовой пенсии на 40%, как плату пенсионерам за потери, понесенные ими в ходе монетизации льгот. Базовая часть пенсии стала огромной, страховая – резко сократилась. В этот момент идея страхового принципа рухнула. И при всем старании, с которым сейчас индексируются пенсии, их размер составляет всего 110 % от прожиточного минимума пенсионера. Достойный или недостойный этот размер пенсий – вопрос риторический. Пенсионная система в том виде, в каком она сложилась сегодня, пока со своей задачей справиться не может.
Анна Николаевна Кудряшова, 1927 г.р., пенсионерка:
– Я до 76 лет работала в школе № 11 завхозом. Сейчас на пенсии. Пенсия чуть больше 4 тыс. руб. Она немного увеличилась после того, как мне исполнилось 80 лет. Хотя желательно, конечно, чтобы пенсия была больше, потому что квартплата, свет, другие услуги, – все дорого. Я – инвалид 2-ой группы, ходила в аптеку, взяла сердечное лекарство. Сердечные лекарства сейчас очень дорогие. Правда, я их получаю бесплатно, потому что в свое время не отказалась от замены лекарственных препаратов деньгами. Однако все равно некоторые лекарства приходится докупать самой.
ТП=СЧ+БЧ+НЧ
Накопительная (НЧ), базовая (БЧ) и страховая (СЧ) – это самостоятельные части трудовой пенсии (ТП). Они исчисляются по-разному. У них разные источники выплат. Страховая часть выплачивается из пенсионного фонда, а базовая – из бюджета.
Отличие накопительной части пенсии от страховой заключается в том, что накопительной частью мы сами имеем право распорядиться по своему усмотрению. Она неприкосновенна для государства и относится только к людям, рожденным после 1967 года включительно. Кроме того, на накопительную часть страховой пенсии распространяется право наследования. Закон об этом вступает в силу с 1 января 2008 года.
Страховая же часть пенсии, хотя и отражается на лицевом счете человека, но остается в государственном ПФ и идет на оплату пенсий сегодняшним пенсионерам.
Страховая часть пенсии исчисляется и при этом делится на 2 этапа. Первый этап – до 1 января 2002 года, который зависит от размера общего трудового стажа и заработной платы пенсионера. Второй этап – после 1 января 2002 года, при котором на страховую часть пенсии влияют только те страховые взносы, которые уплачены работником в пенсионный фонд. Их перечисляет работодатель из фонда заработной платы (14 %). Но с самого работника страховые взносы не удерживаются.
Есть еще базовая часть пенсии, которая пенсионеру гарантирована государством в любом случае. По старости она составляет сегодня 1 560 рублей. Ее источником является федеральный бюджет. По новым законам достаточно даже 5 лет страхового стажа, чтобы человек имел право на базовую пенсию.
Большие надежды возлагались на накопительные принципы, при которых каждый из нас может накапливать свои сбережения. Но это пока составляет лишь незначительную долю в новой пенсионной системе. Расчеты, сделанные пенсионным фондом и независимыми экспертами говорят о том, что процент накопительной пенсии не очень большой по сравнению с общей пенсией. По данным Независимого института социальной политики – это максимум 7 %. Пенсионный же фонд рассчитал, что только 4 % будет накоплено первым поколением «новых» пенсионеров. Такая величина не позволяет говорить о том, что в России построена эффективная накопительная система.
А понимают ли вообще люди эту систему?
Т.М. Малева:
– Вы знаете, там анекдоты такого типа. Люди в возрасте 50-60 лет утверждают, будто они являются участниками накопительной системы, а законодательство их выделило. Они говорят: «У нас есть накопления». Отмечу, что у них накоплений нет.
И наоборот. Люди, респонденты в возрасте 30 лет, говорят: «А мы вообще не являемся застрахованными». – «А удостоверение личности есть?» – «Есть». – «А застрахованными не являетесь?» – «Нет, не являемся». Не понимают люди, какую роль и какие возможности им предоставляет новая пенсионная система. Интерес населения к участию в пенсионной системе крайне низок. Многие наверняка слышали о системе «1000х1000». (Это примерно то, что предлагает сегодня Негосударственный Пенсионный фонд «Стратегия» – прим. авт.) Максимальная доля людей, которые способны туда стремиться, составляет не более 10% от ныне работающего населения. А размер, с которым они способны войти в добровольное накопление, ограничен 10 000 рублей. Но в среднем люди готовы инвестировать только 4500 рублей в год. Спасет или не спасет это накопительную систему и персонально каждого из нас опять же – вопрос риторический.
Елена Гребенщикова, 1976 г.р., бухгалтер:
– По отношению к своей пенсии я рассчитываю только на себя, на государство я не рассчитываю. То, что дает государство – этого слишком мало. Да и нет уверенности, что наши сегодняшние перечисления нам достанутся, когда мы будем пенсионерами.
Алена Борисова, 1976 г.р., работает в сфере услуг:
– Да, я слышала, что есть такая пенсия – накопительная. Я считаю, что это хорошо, и тоже думаю воспользоваться, т.к. моя пенсия не за горами. Честно говоря, не узнавала, какие суммы могут быть по этой программе, по-моему, от 500 р. до 2000 р., чтобы, с одной стороны, не было обременительно для кошелька, а с другой, чтобы суммы накопились достаточные. Ведь сегодня то, что может дать государство – 2-3 тыс. руб. – это мизер, и на такую пенсию пожилой человек просто физически не в состоянии прожить. Думаю, что накопительная пенсия выгоднее: сколько накопим, то и наше. Я с оптимизмом смотрю в будущее, т.к. в последнее время все, что у нас в стране делается, все к лучшему. И накопительная пенсия, пусть 45 %, но все-таки в пользу будущих пенсионеров. И мне она плюсом будет.
Наталья Холкина, заместитель начальника Управления ПФ РФ в г. Чайковский Пермского края:
– До 31 декабря Управление Пенсионного Фонда России (ПФР) в г. Чайковский принимает заявления о выборе застрахованным лицом Управляющей Компании (УК). Их всего 63. Список УК имеется в Чайковском отделении ПФР, и он периодически обновляется. Отличие частных управляющих компаний от государственной управляющей компании ПФР – Внешэкономбанка – состоит в том, что у них больше возможностей выбора для вложения денежных средств пенсионеров. Помимо частных УК существуют еще Негосударственные Пенсионные Фонды (НПФ), которых в России также очень много – около 500. А финансовых возможностей у НПФ еще больше. Например, дополнительное вложение денег в накопительную пенсию по желанию вкладчика. В нашем регионе работают НПФ «Стратегия», московская УК «Лидер» и пермская УК «Ермак». Однако граждане могут перевести свои средства в любые представленные сегодня на российском рынке УК или НПФ. Чтобы перевести накопленные средства, нужно подойти в кабинет № 25 Чайковского отделения ПФР с паспортом и страховым свидетельством и написать заявление, потому что, если человек заявления не пишет, то пенсионные средства по умолчанию остаются в государственной УК – Внешэкономбанке, где хранится основная масса вкладов пенсионеров ПФР.
Ежегодно по заявлению люди могут менять управляющие компании и перенаправлять свои средства туда, где доходность выше. Но пока прошло слишком мало времени со дня появления на рынке управляющих компаний, чтобы адекватно можно было бы оценить их работу. В первые годы некоторые компании могли сработать даже себе в убыток, однако это не говорит об их ненадежности.
Чтобы правильно выбрать управляющую компанию, нужно проанализировать ее доходность за несколько лет. Данные о доходности УК есть в Интернете. Их можно найти на сайтах www.finolimp.ru или www.opfr.permonline.ru. Эти данные печатаются в журналах «Пенсионный фонд», «Финансовый контроль», там же можно найти и информацию по негосударственным пенсионным фондам.
Н.В. Холкина:
– Каждый год доходность управляющих компаний меняется. Данные об их доходности за прошлые годы у нас, в Управлении Пенсионного Фонда, тоже есть, но люди этим почему-то не интересуются, не приходят и просто даже таких вопросов не задают. То ли боятся, что это частные компании, то ли не хотят брать на себя ответственность. Но, учитывая доходность Внешэкономбанка, которая ежегодно не покрывает даже инфляцию и ведет к обесцениванию вкладываемых средств, стоит, наверное, подумать о более приемлемом варианте накопления пенсии. Если говорить в целом, то пенсионная реформа как раз и была задумана для того, чтобы люди сами о себе позаботились и взяли на себя ответственность за свое будущее. Но статистика такова, что только около 5 % граждан сделали выбор в пользу управляющих компаний, а остальные 95 % застрахованных лиц молчат. Возможно, многие еще помнят времена НПФ «Золотая осень». Но тогда и законы были другие. Сейчас люди в большей степени защищены от произвола. Например, в случае банкротства управляющей компании пенсионные накопления автоматически передаются в государственную УК. При выходе вкладчика на пенсию управляющие компании перечисляют его накопленные денежные средства в пенсионный фонд с той доходностью, которую они получили за все время нахождения этих денежных средств в УК, и выплаты будет производить пенсионный фонд. Сами же управляющие компании пенсий не выплачивают и не начисляют, они только вкладывают накопительные средства туда, куда посчитают нужным. Что касается НПФ, то средства, накопленные в них, будут служить дополнительной выплатой к пенсии, предусмотренной государством.
Таким образом попытались устранить монополизм в пенсионной сфере за счет сокращения влияния пенсионного фонда как самого мощного финансового института пенсионной системы. Однако негосударственные пенсионные фонды по-прежнему продолжают оставаться очень слабыми игроками на рынке обязательных пенсионных накоплений. Доходит даже до анекдотов, когда пенсионный фонд Российской Федерации администрирует выплаты материнского капитала.
Людмила Павловна Игнатьева, начальник отдела назначения и перерасчета пенсий Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чайковском Пермского края:
– Вообще, наша пенсионная система очень путанная. Об этом говорил и президент В.В. Путин в одном из своих последних выступлений. Кроме того, явно вырисовываются три наиболее значимые на сегодняшний день проблемы. Во-первых, недобросовестные страхователи, которые не полностью, а частично перечисляют страховые суммы. Во-вторых, теневая заработная плата, которая до сих пор имеет место. В-третьих, чрезвычайно низкая заработная плата. (Отмечу, что о низкой заработной плате говорит и Татьяна Малеева. Обратите на это внимание в продолжении материала. – прим. авт.) На мой взгляд, надо было сначала провести реформу заработных плат, а потом уже реформировать пенсионную систему. Как пример – пенсии за выслугу лет. Раньше они выплачивались, когда человек переставал работать. А в настоящее время сохранились только досрочные пенсии по старости. Имеется большое количество профессий, которые дают право на досрочную пенсию, и человек может получать ее в самом расцвете сил, например, в 38 лет, если он работал на Крайнем Севере, и при этом продолжать работать. В целом курс взят правильный, хотя изменить пенсионную систему очень быстро невозможно. Реформа рассчитана не на один десяток лет, ведь, по большому счету, требуется поменять психологию людей.
Беседуя с начальником отдела назначения и выплаты пенсий, я решила задать ей, возможно, самый главный и, в то же время, самый больной вопрос: что ожидает нас при таком развитии событий в будущем?
Л.П. Игнатьева:
– У нас практически самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: у женщин – 55 лет, у мужчин – 60. Он установлен в 1932 году. И в ближайшие 20 лет повышения пенсионного возраста не будет, потому что среднестатистический мужчина доживает только до 58 лет. Кроме того, в г. Чайковский 26 тысяч пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель является получателем какой-либо пенсии. Та же ситуация в стране. При этом государством предполагается, что качество жизни улучшится, и люди станут жить дольше. Поэтому ежегодно период так называемого дожития пенсионера увеличивается на 6 месяцев. С 1 января 2008 года он будет составлять 180 месяцев. Поскольку рождаемость низкая, а люди станут жить дольше, то обеспечивать пенсию просто будет некому. Если судить по городу, то в 1990-х годах восьмидесятилетних жителей появлялось по 5-6 человек в месяц, а теперь – около сорока. На сентябрь 2007 года в городе проживало 5 человек старше 100 лет и все они – женщины.
Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы обратить внимание и на еще один весьма существенный факт – в стране нет единого пенсионного законодательства, для разных категорий граждан оно разное. Наиболее высокая пенсия у структур, поддерживающих власть: муниципальных и государственных служащих, военных, судей… Им пенсии назначаются соответствующими Федеральными службами по отдельным Федеральным Законам и резко отличаются от пенсий обычных граждан.
Выходит, что пенсионная реформа в том виде, в котором она задумывалась изначально, со всеми благими намерениями, потерпела крах?!
Я взяла в руки брошюру, лежавшую на столе у Людмилы Павловны, и прочитала: «Федеральные Законы». И далее – «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», «О дополнительном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»…
Продолжение следует…
P.S. Благодарю за возможность посещения семинаров и использования информации КРЖ в своих публикациях.

Ольга ШЕСТАКОВА, г. Чайковский, Пермский край. Газета «Новая газета», № 8, 26 декабря 2007 г.

|