Практически чуть больше полугода остается до 1 июля 2008 года – обозначенной даты завершения реорганизации и ликвидации РАО ЕЭС «России». Вот почему одним из наиболее важных вопросов является: что будет с российской энергетикой дальше? Но чтобы понять перспективу, необходимо оценить масштабы реформирования одной из основных отраслей экономики новой России и ту роль, которую в нем было призвано сыграть РАО ЕЭС.
Именно об этом рассуждает Алексей Качай, заместитель начальника Департамента стратегии Центра управления реформой энергохолдинга и один из главных разработчиков планов по его реорганизации.
ВНАЧАЛЕ БЫЛО РАО
Пара слов, что называется, от «сотворения мира». РАО «ЕЭС России» было создано в начале 1990-х годов, как организация по управлению электроэнергетикой страны. Новая компания изначально была наделена статусом системообразующей. Именно поэтому государство делегировало ей часть своих функций по управлению отраслью, что и было официально закреплено Правительственными решениями.
К моменту создания РАО ЕЭС ландшафт электроэнергетики был представлен 73 региональными энергокомпаниями и 32 федеральными энергетическими станциями. Все они, за исключением лишь 4 компаний, интегрированных в АО «Энерго», вошли в зону ее ответственности. Сложная задача по обеспечению контроля за деятельностью всех этих энергетических объектов дополнялась необходимостью управления сложившейся в них в ходе приватизации неоднородной структурой капитала. Как правило, на 51% состоявшего из имущества обществ или трудовых коллективов, а на 49% из собственности, закрепленной за государством. С момента создания, компания сразу начала испытывать сложности, характерные в то время для экономики страны: неплатежи партнеров, проблемы с выплатой зарплаты и т.п., но наибольшую опасность для будущей естественной монополии представляла прямая зависимость ее деятельности от государственных тарифов. При этом, из-за того, что каждый день вводились все новые корректировки, процесс тарифного регулирования становился все более сложным. Проблема заключалась еще и в том, что тариф был подвержен не только административному влиянию, но подчас определялся исходя из предвыборной конъюнктуры. В таких условиях, из регионов, в которых принимались низкие тарифы начинался переток электрической энергии в соседние, что приводило к снижению загрузки местных станций и возникновению у них производственных и финансовых проблем, что сразу отражалось на социально-экономическом положении территорий. Именно поэтому самым распространенным средством борьбы с подобными явлениями становилось введение административных барьеров. Свойственная для экономики страны средины 1990-х годов ситуация хозяйственной разобщенности полностью отражала положение дел в отечественной энергетике. Поэтому создание единой централизованной энергосистемы, в процессе реформирования отрасли был самым оптимальным решением, что доказывал и зарубежный опыт.
НЕ МЫ ПЕРВЫЕ
Рецепт проведения реформ в энергетике Великобритании, США, Германия, Япония, а сейчас это «наверстывает» и Китай, был примерно одним и тем же: сначала необходимо освободить сначала государство, а затем и потребителя от излишней финансовой нагрузки. Исходя из того, что в энергетике существуют отдельные виды бизнеса, в которых компании способны самостоятельно зарабатывать деньги без обеспечения дотациями за счет постоянного роста тарифов. Прежде всего, это - производство электроэнергии, а также ее сбыт и ремонтные работы, составляющие 60-70% от объемов валового продукта, создаваемого в электроэнергетике. Каждый из этих видов бизнесов является конкурентным и потому не требует государственной опеки через тариф для успешной деятельности таких компаний. Закономерность, что с развитием любого общества всегда растет и потребление, в первую очередь по электроэнергии является показателем растущей экономики любой страны мира. К примеру, на Западе электроэнергию даже включают в перечень жизненно важных и необходимых видов продуктов. Поэтому все аппараты, которые работают на электрической энергии, не могут быть отчуждены у их собственника даже в случае банкротства последнего. Так как считается, что компьютер невозможно изъять потому, что он является личным средством труда.
В конечном счете, основной целью всех преобразований в отечественной энергетике должно было стать снижение финансовой нагрузки на потребителей, представленных как в статусе рядовых потребителей, так и сотрудников компаний и организаций. Для того, чтобы это обеспечить, потребовалось разделить отрасль на регулируемый государством естественный монопольный сектор, в который попадают электрические магистральные и распределительные сети, обеспечивающие единство страны и безопасность передачи электроэнергии, а также диспетчирование и конкурентные виды бизнеса, специализирующиеся на производстве электроэнергии и ее продаже на оптовом рынке. По замыслу разработчиков отраслевой реформы, именно рынок должен был стать связующим элементом единой энергосистемы. Для того, чтобы это обеспечить, потребовалось не только полностью перестроить инфраструктуру отрасли, но принципы экономических отношений между компаниями. В других странах, многое было похожим и сделано до нас, но многие так и не смогли полностью завершить процесс реорганизации. Как известно, европейский опыт реформирования электроэнергетики может быть условно разделен на три основные стадии. Первая стадия – это функциональное разделение по видам деятельности ( конкурентная и монопольная). Вторая – когда энергокомпании взаимодействуют друг с другом как самостоятельно управляемые, независимые друг от друга, и связанные лишь системой договорных отношений. Третья – когда требуется произвести разделение по видам собственности компаний. Последнее означает, что по завершению всех преобразований в руках одного собственника не могут принадлежать станции по выработке электроэнергии и магистральные сети для ее передачи. Россия, в отличии от многих европейских стран, за исключением, пожалуй Великобритании, в которой этот этап завершился, законодательно определила, что в государственной собственности остаются магистральные сети и диспетчирование, но оно не может владеть частной генерацией. С другой стороны, частные лица или компании имеют право являться инвесторами магистральных сетей, но не имеют права владеть одновременно и сетями, и генерацией. Сделано это для того, чтобы исключить возможность злоупотреблений и конфликта интересов.
ПОЧЕМУ ТАРИФ НЕ ИНСТРУМЕНТ
Для того, чтобы ответить на вопрос: почему изначально было необходимо освобождать энергокомпании от давления тарифов, необходимо понимать, что развитие практически любого предприятия, любого бизнеса требует ресурсов для того, чтобы обеспечивать растущий спрос на его продукцию. В энергетике - понятная ситуация. Потребление электроэнергии растет, что обусловлено ростом экономики и качества жизни населения. Не трудно вспомнить, какое электрооборудование и сколько телевизоров стояло в квартирах россиян еще 10 лет назад сто и сколько сейчас. Сегодня, даже когда мы уходим из дома и стараемся выключать все приборы, то в режиме ожидания возвращения хозяина стандартная норма потребления в обычной квартире составляет от 0,5 до 1 киловатта. Это без учета электропотребления для систем «теплых полов» и кондиционирования, а также программ по контролю за ситуацией в « Умном доме» и так далее.
Ситуация, которая происходит не дома - на работе, практически та же. Кроме того, в нашей стране существует такое явление, как осенне-зимний максимум энергопотребления и чем севернее расположен регион, тем больше это выражено. Но это не значит, что и южные районы не испытывают пиковых нагрузок. Просто в отличие от первых, их максимум энергопотребления приходится на летнее время, когда массово включаются кондиционеры. А известно, что охлаждать всегда сложнее, чем нагревать. Поэтому независимо от данных различных прогнозных оценок или географического расположения регионов, практически на всей территории страны, исключения не составляют даже депрессивные до недавнего времени территории, идет активный рост энергопотребления. Но для того чтобы его обеспечить в электроэнергетике необходимо постоянно вводить все новые мощности.
Согласно существующим прогнозным оценкам, к 2030 году необходимо удвоить мощности, которые установлены в нашей стране уже сейчас. Причем, с гораздо большей эффективностью. К примеру, эффективность существующих в энергосистеме станций в среднем не превышает 30%, тогда как современные стандарты диктуют необходимость повышения данного параметра до 50-60% и выше.
Для того, чтобы строить новые объекты генерации, сетевого строительства и другие, до недавнего времени существовал лишь единственный источник финансирования – тариф. В случае, если энергокомпания экономила или у нее оставалась часть прибыли – это тоже направлялось на строительство новых объектов. Плюс банковские кредиты, которые можно брать, но ведь нужно и возвращать, причем, до недавнего времени кредиты не были долгосрочными.
В результате произошедших изменений в структуре электроэнергетики, проведенных перемен в сути и содержании отношений внутри акционерных компаний, появилось законодательно закрепленное право привлечения частного бизнеса для решения вопросов финансирования в развитие компаний. Знаменательно то, что данный аспект «вынут» из тарифного регулирования.
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ИНВЕСТИЦИЙ
Сутью последнего этапа преобразований и размещения акций является, безусловно, контроль за инвестициями. Контроль с точки зрения того, чтобы эти деньги не были переведены в компанию, а потом возвращены новому акционеру в виде дивидендов. Чтобы такого не случилось, активное привлечение инвестиций в отрасль должно произойти на первом этапе реформы, с тем, чтобы уже на втором, компании начали тратить привлеченные средства на собственное развитие. Чтобы деньги не уходили из отрасли, а оставались там.
При этом, формируется система финансовых стимулов, согласно которым, генерирующая компания будет обязана ввести в срок и в полном объеме запланированные энергомощности. Предполагается, что если обязанности по поставке новых мощностей на оптовый рынок компанией выполняется, то данная мощность компании оплачивается в полном объеме. Если нет, то вступают в действие штрафные санкции и штрафы , заложенные в договоре на предоставление мощностей. Этот договор на предоставление мощностей подписывается энергокомпанией, АТС и оператором поставки мощности. Конечно, компания имеет право уклониться и не выполнить условия договора, но в этом случае ей потребуется оплатить весь объем мощности, которая будет закуплена у другой энергогенерации, причем, по максимальной рыночной цене.
Кроме того, преемственность и единообразие политики в области инвестиций определяется также соглашением акционеров. Там предусмотрены большие санкции, штрафы, которые носят экономический характер. И совершенно несоизмеримые, потенциальные убытки, риски политического и иного характера, если компания предпочтет вдруг почему-то заплатить экономический штраф и не выполнить решение государства.
Сегодня в РАО «ЕЭС России» одним важных считается вопрос по развитию сетевого комплекса. Ему тоже необходимо время для модернизации существующих мощностей и вводу новых. Теперь разговор переводится в кардинально другое русло. Если бизнесу нужна магистральная сеть, то с ним подписывается договор. И при оплате минимальной части затрат он получает право на энергомощность. Если нет – извините, значит, бизнес преувеличивает свои возможности и приукрашает собственный потенциал. Только подписав финансовые обязательства с сетевой компанией он обеспечивает гарантии своего развития.
Конечно, на сегодняшний день в сетевом хозяйстве тоже существуют проблемы. Допустим, предприниматель захотел открыть ресторан, но не может подключиться к электросети. С одной стороны, это проблема объективная. Но если мощности существующей сети не достаточно? Если вновь строящаяся рядом с Красной площадью гостиница «Москва» запросила по новому проекту 20 МВт мощности, а старая потребляла всего 2 МВт и обеспечивал ее подачу кабель, способный выдерживать не более 5 МВт, то, что в это случае делать? Отключить Кремль? Маловероятно. Поэтому понятно, что на развитие такой сети необходимо время и значительные средства для того, чтобы проложить коммуникации в историческом центре мегаполиса.
Другой вопрос, по которому шли активные дебаты: оправдана ли плата за подключение к электросетям? Бесспорно, это вынужденная мера, но она также не изобретена в России, а давно используется в других странах. Возможно, что этот механизм, отработав 1-3 года в регионах, где потребитель за деньги подключается к той или иной сети, в дальнейшем ему за это уже не будет необходимости платить. Ведь в дальнейшем у сетевых компаний должен будет появиться стимул, чем большими активами они владеют, тем на большую величину умножается норма доходности. Умножив ее, к примеру, на 1 млн. руб. или даже 1 млрд. руб. стоимости активов у компаний появится больше финансовых возможностей и стимулов как для экономии, так и для собственного развития. Поэтому, потом, нарастив сетевой ресурс с этого миллиона, например, до десяти, дальше можно будет переходить на нормальные рыночные методы.
ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ
На завершающем этапе реформы РАО «ЕЭС России» решает несколько ключевых задач. Во-первых, по завершению реорганизации энергохолдинга, на его базе возникнут самостоятельные, действующие независимо друг от друга компаний и будут созданы основы для их конкуренции. В последующем, одни компании будут поглощать других, но за этим процессом будет следить ФАС. Как и за тем, насколько конкуренция снижается, не возникает ли новая монополия, можно или нельзя согласовывать такие сделки, обосновано или нет отказали в техническом присоединении.
Во-вторых, активы, которыми сегодня владеет РАО ЕЭС будут пропорционально распределим между акционерами. Большую часть получит государство – 52%. Все остальные акционеры получат 47%.
В-третьих, 1 июля 2008 года – это универсальная дата для завершения абсолютно всех преобразований в структуре компаний. Будет завершен этап структурной реформы, а значит, и переходный этап развития электроэнергетики в нашей стране.
Если конъюнктура для нашей страны будет складываться благоприятно, а темпы экономического развития останутся сегодняшними, значит деньги в стране будут и бизнес развиваться будет во всех отраслях, включая электроэнергетику. А потенциал для этого у нас громадный.
ТО, ЧТО ВОЛНУЕТ КАЖДОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
Всех без исключения, волнует вопрос тарифов для населения. Они останутся регулируемыми и до 2011 года, и после. Объемы потребления электроэнергии населением составляют всего 10-20% от общего уровня потребления в стране. Поэтому влияние на показатели эффективности и развития отрасли не так критично. Не смотря на это, Правительство давно заявляет о том, что до 2011 года оно планирует разработать механизмы адресной дотации по оплате за потребленную населением электроэнергию. Существуют различные подходы как это можно сделать. Один из них - с помощью социальной нормы. Например, 300 кВт в час электроэнергии в месяц оплачивается по низкой ставке, а превышение оплачивается по рыночным ценам. Так, если ваше потребление – телевизор, холодильник, утюг и стиральная машина, - это оплачивается по пониженной ставке. Все превышение, если дома устраиваете дискотеки, постоянно включен теплый пол, а на балконе работает кондиционер или еще что угодно, то потребление, как правило, превышает за 1000 кВт. В этом случае, превышение нормы будет рассчитываться по стандартным рыночным ставкам. То есть, если у состоятельного человека есть деньги на покупку дорогого электрооборудования, то, соответственно, должны быть средства и на его содержание. Если денег мало и потребление энергии в пределах социальной нормы, что вполне реально для многих, значит оплата будет производиться по низкой ставке. Для беднейших слоев населения подобный принцип социальной поддержки, позволит сократить расходы на коммунальные услуги с тем, чтобы они не превышали 20-25% от совокупного дохода семьи.
P.S. В этом году, последний раз энергетическая отрасль страны и все компании, которые пока входят в структуру энергохолдинга, встречают День энергетика под флагом РАО «ЕЭС России».
Если оценивать, что руководству компании, за время осуществления реформ в отрасли, удалось сделать, то главным можно назвать то, что сегодня мы живем в совершенно другой стране, с точки зрения электроэнергетики. В качестве лишнего доказательства этому можно считать рост интереса крупнейших зарубежных энергокомпаний и российского бизнеса к отечественным энергетическим активам.
А с ликвидацией РАО ЕЭС энергетика останется. Она станет другой, но останется вечной нормой жизни, как уже привычный всем электрический ток, который «живет» за каждой розеткой или выключателем в каждом российском доме.

Тамара ДАЙН, г. Красноярск. Газета «Красноярские новости», № 47, 19 декабря 2007 г.

|
|