Сосредоточившись на проекте построении до 2010 года сетей широкополосного доступа к сети Интернет по технологии FTTB (Fiber-to-the-Building) в 65 городах России, председатель совета директоров компании «Корбина Телеком» Александр Мамут, продолжит экспансию в книгоиздательской сфере. Получивший известность в конце 90-х благодаря слухам о его связях с семьей тогдашнего президента Бориса Ельцина, совладелец «Ингосстраха» и книжной сети «Букберри» рассказал о том, что ждет телекоммуникационный, мультимедийный и издательский бизнес в интервью «Времени»:
- Александр Леонидович, зачем вам сегодня книгоиздательский бизнес?
- Интерес к хорошо изданной книжке, мне кажется, только растет. Я объединил три издательства в один издательский дом. Это издательство «Махаон», которое издает детские книжки. Издательство «Иностранной литературы», которое ценится переводной зарубежной художественной прозой. И издательство «Колибри».
В следующем году мы приступим к строительству типографии в Тверской области. В России последняя книжная типография, я думаю, строилась в конце 1980-х годов. Современных книжных типографий у нас с тех пор не строили. А книжек стало и печататься больше, и читать люди меньше не стали. В Тверской области построим, думаю, года за полтора. В результате у нас появится вертикально интегрированная издательская история, нам будет где печатать, и нам есть что издавать.
Сейчас мы издаем около 1000 наименований книг общим тиражом 12 млн. экземпляров. Я, конечно, нацелен на приобретение или объединение с каким-то издательским домом. Сейчас смотрим на сектор русской художественной литературы, потому что она неплохо себя чувствует. Интерес к ней, мы видим, растет.
Проблема книгоиздательства заключается, конечно, в ретейле, в том, что очень тяжело конкурировать книжным магазинам с продавцами электронных носителей из Юго-Восточной Азии. Пока нет такой сети, которую можно считать образцово-показательной. Но если есть желание, книгу можно купить.
- Какое будущее вы видите у бумажной книги, на фоне электронных аналогов?
- У бумажной книги большое будущее. Ни у какой другой книги никакого будущего нет. Я в это верю. Не как специалист по авторскому праву, а как читатель со стажем. Не верю ни в электронные книги, ни в аудиокниги. Книгу надо трогать, ее надо листать, ее надо закладывать, с ней надо засыпать, с ней надо на диване лежать, с ней надо в электричке ехать, в метро. И читать, отдавать, дарить с надписью. Вокруг нее столько тактильного, столько нашего поведения, что никакая электронная история заменить ее не может.
- Электронную книгу легче и дешевле издавать, легче копировать, распространять, чем бумажную?
- Мы посмотрим, если кто-то на электронных книгах поднимется всерьез, тогда подумаем. Но пока мы видим, что все крупные игроки «АСТ», «ЭКСМО» - на 99,9% состоят из бумажной книги. Это аналогично тому: «Скоро будет что-то вместо бензина?» - «Скоро, скоро», говорит автомобиль, и уезжает все дальше.
Газетно-журнальная полиграфия сейчас бурно растет. Но она не имеет отношения к книжной. Журналов и газет немало. А вот книг нет. Более того, посмотрите на лидеров, скажем, Можайск, Тверь или Ярославль. Там книжные типографии загружены под завязку. Причем это давно не новые производства. Полиграфические мощности, размещенные в больших городах, в больших красивых помещениях. Народ посмотрел: «А эти большие помещения и без типографии сойдут, например, под винный погреб или под магазин. Или бизнес-центр мы там сделаем». Понимаете? Поэтому эти типографии как-то вымывает из старых зданий. Они очень большие, промышленные и очень привлекательные для чего-то еще. Хотим ли мы опираться в продвижении какой-то нашей книжной истории в регионы? Мы очень хотим. Конечно. Здесь вопрос – как это сделать.
- Каковы параметры проекта реализуемого Golden Telecom и «Корбина»?
- Сейчас Golden Telecom и «Корбина» строят Интернет в 16 городах. Сначала надо откуда-то протянуть межгородскую трубу, потом построить опорную сеть, и уже от нее оптико-волоконную линию мы кладем в каждый многоквартирный дом. И там только «медиа» по квартирам. Стоит дорого. А месячный платеж - около 18 долларов или 500 руб. Но люди платят, потому что возможности, которые получают от оптико-волоконного кабеля в квартиру, колоссальные. Проект предполагает географию присутствия в 65 российских городах. Инвестиции могут превысить 1,5 млрд. долларов.
- Как вы оцениваете перспективы мобильного Интернета?
- Мобильный Интернет будет. Но он не будет бесплатным. Сейчас «Три Джи» в Европе начали насыщаться, и это привело к тому, что средний платеж мобильного абонента приближается к 40 долларам. А у нас пока в районе 12-13 долларов.
Мы наблюдаем, что народ пользуется Интернетом стационарно, то есть сидя. Или в офисе, или дома, или в кафе, или где-то. Но не на бегу. Вот как мобильным пользуются. Или заходят в мобильный Интернет для того, чтобы посмотреть не пришла ли электронная почта, какая новость, как сыграли со «Спартаком», например. Мы видим, что если они заходят в Интернет через мобильник, то это секунды. Если они садятся, например, в Красноярске читать LiveJournal - это 20-25 минут в день. 600 минут в месяц. Но это дома или на работе за счет организации.
Сейчас все очень быстро меняется в Интернете, если вы имеете в виду бизнес. Дело недалекого будущего заключается в следующем. Нет сайтов, есть тематики. Если рекламодатели, а это основной на сегодняшний день источник заработка в Интернете, интересуются аудиторией, которая может рассматривать для себя возможность покупки автомобиля, то эта аудитория находится не на двух сайтах, а на 7 тысячах сайтов. И нужно создавать такой двигатель, который может продавать рекламу одновременно во все 7 тысяч мест. Нет одного сайта, где, размещая рекламу, ты добьешься успеха. Потому что аудитория, равно как и тематики, распылены.
- Насколько возможно появление альтернативы эфирному ТВ - Интернет-телевидения?
- Да, возможно. «Корбина» это делает, еще кто-то. Есть некая коробочка. Кабель, который идет из стены, сам оптико-волоконный, втыкаете в телевизор и смотрите Интернет на большом экране своего нормального телевизора. Это что вы смотрите – Интернет или телевизор? А если вы смотрите трансляцию телевизионного канала через Интернет-провайдера? Вот с сайта он транслирует. Это вы смотрите телевизор или Интернет? У меня нет ответа на этот вопрос. Мне кажется, скоро все запутаются.
Телевидение и Интернет в какой-то момент обязательно встретятся. Здесь все зависит от степени оснащенности территории кабелем. На сегодняшний день НТВ-плюс транслирует через спутник. То же самое легко может передаваться по оптико-волоконному кабелю. Но это если все построено, а для этого нужно несколько лет.
- Оправдана ли покупка у американской компании Six Apart лицензии на управление русскоязычным сегментом крупнейшего в мире блогового сервиса LiveJournal ?
- Мне был интересен не снобистский, а вполне демократичный мультимедийный ресурс. LiveJournal сосредоточение большого количества пишущих, ярких людей, которых интересно читать. Конечно, он для тех, кто хочет писать, там 500 тысяч человек. А 7 миллионов читают его каждый месяц. В этом смысле то, что делает наш «СУП» – компания, которая этим занимается, она пытается создавать медиа нового типа. Этим она отличается от других.
Мы сделаем отдельную навигацию – «что интересного происходит в LiveJournal». Эту тему мы конечно будем развивать. Посмотрим, что из этого получится. Это проект, который не претендует на какую-то универсальность типа «Одноклассники». У меня есть своя зона. Есть люди, которые не выходят в большой Интернет, они находятся в LiveJournal и из него не выходят. Если им нужно узнать, сколько весит средний пингвин, например, они не пытаются зайти в «Яндекс», чтобы увидеть большое количество контекстного мусора, который вываливается на 20 страницах. Кто-то им пришлет эту информацию. Они обменяются мнением, что-то друг другу напишут. Мне нравится.
В этом смысле навигация в этом пространстве необходима. В ЖЖ существует порядка 70-80 тысяч сообществ. Есть сообщество любителей книги. Есть сообщество любителей звука. Есть люди, которые пишут про рекламу. Мы будем помогать им стратифицироваться, то есть делать вертикали. Самое интересное, что пишут в ЖЖ про кино, книжки, театр, деньги, недвижимость, автомобили. Потому что всех интересуют разные истории.

Алексей СИВЕРКИН, г. Самара. Газета «Время», № 13, 07 апреля 2008 г.

|