ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РАО?
Автор: Беленкова Анастасия
Регион: Новосибирск
Тема:  Энергетика
Дата: 08.05.2008

Кто продолжит дело государственной энергокомпании?

1 июля 2008 года прекратит свое существование РАО «ЕЭС России». Ее топ-менеджмент считает, что свои цели компания выполнила, энергореформа успешно реализуется, конкурентный оптовый рынок электроэнергии работает, в отрасль поступают частные инвестиции. Однако, как раз реализация инвестиционной программы РАО, рассчитанной до 2012 года, вызывает серьезные опасения у энергетиков, несмотря на предусмотренные механизмы контроля государства за строительством новых энергомощностей.

Идея реформирования энергетики и реорганизации «РАО ЕЭС России» базировалось на двух «китах»: нивелировать нарастающий дефицит электроэнергии благодаря строительству новых энергомощностей, и либерализовать рынок электроэнергии.

Как рассказывал в конце прошлого года на семинаре «Клуба региональной журналистики» (КРЖ) начальник департамента стратегии РАО "ЕЭС России" Дмитрий Аханов, в 1990-х годах на фоне общероссийского экономического спада в стране наблюдалось уменьшение электропотребления. Переход к новой структуре потребления электроэнергии произошел, по его словам, в 2004-2005 годах, и страна оказалась в ситуации, когда темпы роста электропотребления максимально приблизились к темпам роста ВВП.

Такая ситуация оказалась довольно опасной. Для того, чтобы электричество и тепло поступало к потребителям бесперебойно, всегда нужен резерв на случай поломки техники, от которого невозможно застраховаться. В разных странах мира предусмотрен разный уровень обязательного резерва, но, в общем, система считается надежной, если резерв равен примерно 15%. Когда темпы потребления растут на 5% в год, это означает, что через 3 года резерв будет исчерпан. То есть для поддержания надежности энергоснабжения на должном уровне, нужно ежегодно вводить в строй новые энергомощности.

Речь идет о колоссальных финансовых вложениях. «Начиная с конца 1970-х годов, электроэнергетика как отрасль была очень сильно недоинвестирована. Еще в советское время прекратились большие, масштабные стройки. Основная масса станций была построена к концу 1970-х годов. Что было построено позже, можно пересчитать по пальцам двух рук», - говорит Дмитрий Аханов.

Оправданная ликвидация

Реформа уже изменила лицо российской энергетики. Созданы генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК), тепловые генерирующие компании, инфраструктурные компании: федеральная сетевая компания (ФСК), системный оператор, саморегулируемая организация НПТС, которая занимается организацией торговли электроэнергией для всех участников. Федеральная компания «Гидро-ОГК», которая занимает промежуточную позицию между инфраструктурой и частной генерацией, атомная корпорация.

«Для того чтобы этого добиться, нам пришлось практически во всех акционерных обществах провести реорганизацию, отделить генерацию от сетей. После чего генерацию стали соединять с генерацией, а сети стали соединять с сетями. Эти структурные преобразования потребовали трех с половиной лет», - говорил на прошлогоднем семинаре КРЖ Анатолий Чубайс.

По словам председателя совета директоров РАО ЕЭС Александра Волошина, РАО ЕЭС - весьма неплохо управляемая компания в сравнении с другими государственными компаниями, ее менеджмент выглядит вполне достойно. «Но в целом это огромная, крайне неповоротливая государственная шарада, страдающая всеми дефектами, которыми надлежит страдать государственной монополии. Это огромный монстр без нормальных мотиваций внутри компании», - добавляет он.

«30 июня 2008 года РАО ЕЭС закрывается. Компания ликвидируется. Ее не будет. Она выполнила свою историческую миссию. Создан рынок. Запущены инвестиции. Рынку не нужен начальник. Если бы мы ее сохранили, она бы мешала, а не помогала», - отметил Анатолий Чубайс. «Если мы хотим обеспечить конкуренцию на рынке, мы должны обеспечить независимость тех игроков, которые конкурируют между собой. РАО «ЕЭС России» существует ровно до той степени, пока оно владеет этими активами. Когда исчезают активы, существование РАО «ЕЭС России» как экономической структуры, становится неоправданным, - подтверждает Дмитрий Аханов. - С точки зрения корпоративной, государственной программы реформирования отрасли, завершающий этап всех преобразований – это именно реформирование РАО «ЕЭС России», путем реорганизации. Конечно, субъектный состав отрасли потом будет меняться, но это уже будут абсолютно другие подходы. То есть это не будут четкие задачи реформирования электроэнергетики, как они были сформулированы в 2001 году. На этом корпоративная часть реформы должна закончиться».

После структурной реформы и создания рынка, стала возможной реализация главной задачи преобразований – привлечение в отрасль частных инвестиций.

Страхование рисков

До 2011 года общий объем финансирования Инвестиционной программы, к осуществлению которой приступило РАО «ЕЭС России», превысит 3 трлн. руб. За четыре года в стране должно быть введено 41,9 тыс. МВт новых генерирующих мощностей. Мощность энергосистем Сибирского федерального округа должна возрасти вдвое. В рамках инвестиционной программы в Сибири к 2011 году должно быть введено почти 3,6 тыс. МВт генерирующих мощностей, в том числе ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС.

Видение того, как будет развиваться электроэнергетика, выражено в «Генеральной схеме размещения объектов». Разработка, по словам господина Аханова, основывалась на ключевом элементе системы прогнозирования, который в свою очередь базировался на региональных прогнозах. В каждом регионе РФ собиралась информация: что планируется строить, как видится развитие больших городов, какие отрасли промышленности и какими темпами будут развиваться.

Однако, по словам вице-президента Сибирской энергетической ассоциации Валентина Шаталова, на прошлогоднем совещании, посвященном перспективам развития энергетики в СФО, ни одна из сибирских территорий не осталась довольной «Генеральной схемой размещения объектов», поскольку документ совершенно не учел потребности, ни самих территорий, ни энергетиков.

Предполагается, что реализацией Инвестпрограммы РАО после его ликвидации займутся частные инвесторы, выкупившие активы энергокомпании. Чтобы снизить риски отказа от строительства, государством предусмотрены определенные меры.

Первым блоком мер станут «соглашения акционеров», которые РАО «ЕЭС России» сейчас подписывает со всеми новыми инвесторами. Они предусматривают, что инвестор не вправе без согласования с РАО «ЕЭС России» менять инвестиционную программу. В соглашении записан еще один контрагент, без чьего согласия инвестиционную программу нельзя изменить, в частности, когда РАО не станет. Это ключевая инфраструктурная организация: «системный оператор», диспетчер со 100-процентным государственным капиталом. «Он отвечает за стратегическую безопасность энергоснабжения, за оперативную надежность в ежесекундном режиме. Диспетчер заинтересован в том, чтобы станции были построены именно в том виде, в том месте, и с тем количеством блоков, которые нужны ему»,- рассказывает Дмитрий Аханов.

Второй блок мер предусматривает заключение договоров о предоставлении мощности, который все энергокомпании сейчас подписывают с двумя контрагентами: ЗАО «Центр финансовых расчетов» (ЦФР), через которого идут все расчеты и взаиморасчеты оптовых продавцов и покупателей, и администратор торговой Системы (АТС). По этому договору ОГК и ТГК берут на себя обязательства в указанный в инвестиционной программе срок построить станции. Отказ от строительства грозит им штрафными санкциями. Срок ввода станций в эксплуатацию может быть задержан не более чем на год. «Договор несет в себе существенную финансовую мотивацию для всех энергокомпаний и инвесторов, которые занимаются строительством генераций, на ввод станций в срок. Он четко, понятно юридически и рыночно обязывает новых инвесторов, которые приходят в готовые компании, подписываются под инвестиционной программой перед покупкой, дают деньги в ходе IPO на реализацию этой инвестиционной программы, просто исполнять свои обещания. Это принципиальное отличие инвестиционного процесса, который сейчас выстроен, по сравнению со всем остальным, которое было пока в РФ», - говорит Дмитрий Аханов.

Страховкой от рисков, связанных с невыполнением договорных обязательств служит условие, при котором любые изменения в текст договора вносятся при условии одобрения их наблюдательным советом АТС, 50% которого состоит из представителей государства, и системным оператором. «Системный оператор скажет: да, мне в 2010 году эта станция не очень нужна, ситуация поменялась, я готов увидеть ее в 2011 году. Наверное, это разумно, - рассуждает Дмитрий Аханов. - Здесь можно пойти навстречу инвесторам и компаниям. Но если он говорит: нет, мне в этом месте нужен блок 300 мГв, а не 100, значит, там будет блок в 300 мГв. И никому не позволят эту ситуацию менять»

Риски

Учитывая параметры инвестиционной программы вполне можно говорить, что на сегодняшний день электроэнергетика является одним из основ развития экономики страны. Сотни миллиардов долларов, предусмотренные к освоению целым рядом разных отраслей. Однако, вопрос о том, смогут ли все эти отрасли в короткие сроки освоить такой огромный объем инвестиций, стоит достаточно остро.

Эксперты считают, что при реализации инвестпрограммы, может возникнуть большая проблема. Как отметил генеральный директор ЗАО «СибКОТЭС» Дмитрий Серант, главный проблемой может стать риск недопроизводства основного оборудования. Производственные мощности крупнейших мировых производителей, а сегодня уже и российских, расписаны на несколько лет вперед. Так что, основные риски придутся на непосредственных исполнителей проекта, EPC-контракторов, которые гарантируют сроки реализации проектов и, в конечном счете, несут финансовую ответственность за их срывы.

«Что касается проектных организаций, то здесь ситуация во многом схожа со сложившейся в сфере энергомашиностроения. В инвестпрограммах РАО заложены огромные объемы проектных работ, справиться с которыми будет сложно, даже если ОГК-ТГК откажется от части планов. Не слишком повлияет на ситуацию и приход иностранных компаний-проектировщиков. Уже сейчас они открыто заявляют о том, что не будут брать на себя вопросы конкретной привязки объектов к местности, выполнение рабочей документации, а также решение вопросов выдачи мощности, что, как правило, составляет не менее 80% проектных работ от полного цикла. Поэтому максимум, что смогут взять на себя зарубежные проектировщики - так называемый basic engineering – концептуальный дизайн, – составляющий не больше 20% от заявленного в инвестпрограммах объема работ, - утверждает Дмитрий Серант. - К сожалению, за 15-20-летний период газовой паузы и экономических реалий больше чем на половину утратили себя проектные и монтажно-строительные ресурсы. Для того чтобы строить намеченные мощности нужно увеличить проектный и строймонтажный коллективы примерно в 4-5 раз. Нужно иметь примерно 10-12 тысяч человек проектировщиков, а по нынешним данным их общее количество находится на уровне 3500».

Технический директор ОАО «СибЭНТЦ» Юрий Травников ставит под большое сомнение реализацию инвестпрограммы из-за низкой окупаемости проектов по строительству угольных генераций. В инвестпрограмме именно их доля должна увеличиться, вытесняя газовые. Но строительство угольной станции более долгое и капиталоемкое (по некоторым оценкам в два раза дороже и дольше), чем строительство газовой станции. «С 1988 по октябрь 2007 года стоимость строительства выросла в 72 раза, а тарифы всего в 35 раз. На сегодня ни один объект, который проектируется на угле, не предполагает быстрой окупаемости, а это значит, что инвесторы в Сибирь, где превалирует и планируются новые генерации на угле, не пойдут. Решить эту проблему на уровне Новосибирской области и СФО невозможно, нужен уровень федеральный. Без решения этой проблемы, инвестпрограмма вряд ли будет реализована. Пока разница в стоимости газа и угля не значительна, строить станции на газе выгоднее», - утверждает Юрий Травников.

Генеральный директор ОАО НПО «ЭЛСИБ» Корней Гиберт настроен более оптимистично: «РАО «ЕЭС» и его дочерние компании все закупки уже долгое время производят по тендерам. Конкуренция на рынке производства энергооборудования (причем, не только российском, но и зарубежном) существует уже на протяжении 5-6 лет. Поэтому к рискам, связанным с потерей крупного заказчика, энергомашиностроительные компании готовы. Подчеркну, что и усиление конкуренции вряд ли возможно: новых крупных производителей за последние годы не появилось, а существующие достаточно прочно заняли свои позиции»

Максим Марков, управляющий партнер Агентства маркетинговых технологий "Марков и Партнеры":

В инвестпрограмму заложены параметры социально-экономического развития, на их основе и работает проектная группа РАО. Ключевые направления развития территории СФО – Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутская агломерация, по мнению РАО ЕЭС, станет одним из ведущих промышленных регионов. Рост ВВП Сибири должен составить до пяти раз, увеличение энергопотребления ими прогнозируется в 2-3 раза. Рассматривается два сценария: энергетический и модернизационный. По первому будут использоваться те энергетические мощности, которые используются сейчас, второй – это когда все те параметры, которые многие ставят под сомнение, в рамках инвестпрограммы будут достигнуты.

РАО опирается на то, что в рамках СФО строиться и развивается транспортная инфраструктура: прогнозируется двукратное увеличение железнодорожного и газопроводного транспорта. Был сделан акцент на том, что СФО активно развивает металлургию, в частности имеется в виду появление большого конгломерата заводов в Красноярском крае, рядом с Богучанской ГЭС. Прогноз роста производства алюминия заложен в 2-3 раза и прогноз роста производства цветной металлургии в 2,5 раза.

По прогнозам РАО, до 2030 года будет три лидирующих по энергопотреблению региона: Центральный, Уральский и Сибирский федеральные округа. В СФО в плане наращивания мощностей самое большое внимание уделяется гидроэнергетике. РАО предполагает решить проблему нехватки мощностей в европейской части РФ путем транспортировки энергии из Уральского и Сибирского Федеральных округов. Необходимы огромные финансовые вложения, а масштабы стройки транспортных сетей могут быть похожи на БАМ. В этих трех округах по прогнозам РАО будут размещаться и наибольшее количество угольных мощностей, и практически не заложены новые газовые генерации.

  

Анастасия БЕЛЕНКОВА, г. Новосибирск. Деловой журнал «Континент Сибирь. Стратегии успеха.», № 5 (43), май 2008 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики