Нефтяная компания "ЮКОС" объявила о проведении конкурса проектов развития социальной инфраструктуры муниципальных и территориальных образований Самарской области. Общий фонд конкурса составляет 65 млн рублей. Самый дорогой проект может стоить до 10 млн руб. Объявляя этот конкурс, компания преследует сразу несколько целей. Консультант конкурса фонд "Институт экономики города" (г. Москва). Это негосударственная некоммерческая организация, занимающаяся анализом и содействием решению социально-экономических проблем развития городов и регионов.
В течение последних трех лет НК "ЮКОС" направила более 3 млрд рублей на долгосрочные социальные инвестиции - это вложения, которые должны способствовать повышению качества жизни населения в регионах, где работает компания. В частности, в Самарской области за эти три года свыше 130 млн руб. потрачено на 150 проектов и программ, направленных на поддержку образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социально незащищенных категорий населения и др., на общую сумму.
Чтобы повысить качество и эффективность этих проектов, вовлечь в них более широкий круг участников, компания переходит на распределение средств по конкурсу. В 2002 г. в основных регионах деятельности компании был впервые проведен открытый конкурс социальных проектов с денежным фондом в размере млн. В результате поддержано 77 социальных проектов. В Самарской области 20 проектов на 0 тыс. В 2003 году до 80% средств, которые компания планирует выделить на поддержку социальных проектов в Самарской области, будут распределены на конкурсной основе.
Принимаются проекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, модернизации и оснащения объектов социальной инфраструктуры, коммунального хозяйства, общественного транспорта, систем муниципального управления, социального обслуживания населения и т. д. Обязательное условие участия в конкурсе долевое финансирование, то есть заявители должны сами профинансировать не менее 25% от стоимости проекта (из муниципальных бюджетов, за счет областных целевых программ, частных инвестиций, средств благотворительных фондов и т. п.).
Проекты, предусматривающие затраты на капстроительство и капремонт, закупку транспорта, компьютеров и специального оборудования, должны показать, как будет организована эксплуатация этих объектов. А капитальные затраты должны быть сопоставлены с затратами на эксплуатацию (оптимальный вариант нужно выбирать по совокупным затратам). Например, если запрашиваются средства на приобретение новых единиц подвижного состава, то стоимость обновления троллейбусного парка может быть ниже, чем автобусного. Однако с учетом будущих эксплуатационных издержек и повышения энерготарифов более обоснованным может оказаться запрос на приобретение автобусов. Другой пример: капитальные ремонты и модернизацию школ целесообразно проводить одновременно с пересмотром системы коммунального обслуживания зданий школ. Ресурсосберегающие проекты должны включать в себя не только установку приборов учета, но и экономические механизмы, вписывающие их в систему договорных отношений. В целом реализация проекта должна сопровождаться внедрением новых механизмов управления.
Отбор проектов будет проходить в два этапа: сначала подаются предварительные заявки, в марте для прошедших первый тур проведут методический семинар, чтобы научить составлять хорошие заявки. К 29 марта прием заявок завершится, а результаты конкурса будут объявлены 29 апреля.
Как видно, кроме прямо декларированной цели - социальные инвестиции, своим конкурсом компания стимулирует развитие новых отношений, новых подходов, повышает проектную культуру общества. Выступая в клубе "Из первых уст", президент компании М. Ходорковский объяснил региональным журналистам свою позицию на этот счет:
Закон всегда отстает от развития общества. Он не предопределяет развитие общества, он отражает состояние общества, закрепляя важные аспекты его существования. Крупные корпорации ведут за собой общество, потому что они настроены конкуренцией именно на опережение. Если корпорация не идет на шаг вперед, ее сминают и выкидывают с рынка. Таким образом, корпорация всегда опережает законы, созданные обществом… Но я должен действовать так, чтобы завтра, когда общество разработает законы, эти действия были признаны правильными. Это и есть те добровольные самоограничения, которые корпорации устанавливают для себя.
Кстати, по его мнению, российские корпорации более социально ответственны, чем их западные коллеги. Это историческая данность: российские корпорации создавались в то время, когда у них на балансах находились целые города.
Этот подход счастливо совпал с принципами, которые настойчиво внедряются в Приволжском округе, в том числе и при содействии полпреда президента С. Кириенко. Этой осенью в округе пройдет уже четвертая Ярмарка социальных и культурных проектов. Первая прошла в 2000 году в Перми, на следующий год - в Саратове, в 2002 году в Тольятти. В 2003 г. ярмарку принимает Нижний Новгород.
Конкурсная система финансирования проектов в социальной сфере и порождает новый диалог внутри гражданского общества, считает руководитель проекта, заместитель полпреда президента РФ в округе Л. Глебова, проектный метод и принцип софинансирования неизбежно приводят власть, бизнес и представителей общественной инициативы за общий круглый стол.
Опубликовано в газете "Экономика и жизнь", на странице "ЭЖ-Поволжье" (для Самарской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей). 
Анна Степнова, Волгоград. "ЭЖ-Поволжье", 17.02.2003 г.

|