Прогнозы, мнения и рейтинги уже давно являются экономическим инструментом. За достоверную информацию, позволяющую принять правильное решение, фирмы готовы платить. Но где взять эту достоверную информацию?
Социологию — науку об обществе — называют опасной наукой. Неверные данные могут послужить основой для принятия неверного же решения, если их источник окажется ненадежным либо непроверенным. С другой стороны, даже на основе не противоречащих истине фактов можно сделать неверный вывод, неверно их интерпретировав или упустив из внимания какой-либо фактор. Так, по мнению академической науки, была во времена Хрущева проведена «реформа села», которая фактически уничтожила огромный пласт культуры России, приведя к «перекосу» между сельскими и городскими жителями в пользу последних. Но это к слову…
Человеческий фактор
О том, насколько социология является наукой и насколько – бизнесом, корреспонденту «Р.Б.» рассказал Сергей Проценко, директор по развитию Южно-Российского исследовательского центра.
— Что представляет собой рынок маркетинговых исследований и какова сегодня ситуация на этом рынке?
— Фундаментальная социология и прикладные исследования – это разные вещи. Хотя часть сотрудников нашей компании имеет социологическое образование, мы не так много занимаемся изучением общества. Основной группой клиентов для нас являются коммерческие организации. Для них важна информация о потребителях, конкурентах, о положении, которое они занимают на рынке и о том, как их рынок развивается.
Research-индустрия в последние годы стабильно растёт на 30-40%. Активный спрос на этом рынке формируют не только производители товаров и услуг, но в последнее время всё чаще и государственные структуры, некоммерческие фонды. Предложение не поспевает за спросом – как качественно, так и количественно. В крупных исследовательских компаниях реально имеют место «очереди» и «отфутболивание» клиентов. Кадровый голод приводит к тому, что нагрузка в расчёте на одного сотрудника в исследовательских компаниях критически возрастает. При таком раскладе ситуация в индустрии исследований совершенно вне тенденций, характерных для развитых рынков: у нас «почкование» компаний и появление новых участников происходят значительно более активно, чем слияния и поглощения.
— В сентябре прошлого года в Ростове открылся филиал ВЦИОМ. Теснят ли москвичи ростовчан на этом рынке?
— Это далеко не «первая ласточка». Региональное представительство «Ромир» существует в Ростове 4 года. А полевые структуры компаний, которые занимаются исследованием розницы (AC Nielsen и BA), и техническое подразделение TNSGallup (который замеряет ТВ-рейтинги) – и того дольше. Если уж говорить о ВЦИОМе, то маркетинговые исследования – не их «конёк».
«Москвичам» нет острой необходимости создавать собственные представительства в регионах. Значительно проще работать с локальными исследовательскими компаниями, отдавай на субподряд сбор информации. Московская компания выпо%E 

|