Какой будет энергетика страны «после Чубайса»?
Деятельность РАО «ЕЭС-России» всегда была в центре внимания бизнес-сообщества. Ведь энергетика – одна из немногих отраслей отечественной экономики, на которой завязана жизнеспособность почти абсолютного большинства предприятий любого уровня. В качестве советского наследия стране досталась монопольная схема управления энергетикой. И вот мы стоим уже даже не на пороге, а на полпути к созданию нового рынка электроэнергетики. 1 июля этого года колосс по имени РАО «ЕЭС России» ушел в историю. Как это отразится на потребителях в ближайшее время и в дальнейшем? Об этом рассказывает Марина Либоракина, на момент нашей беседы являвшаяся руководителем Дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России».
С 1 июля наша компания прекращает свое существование, - рассказывает Марина Ивановна. - Таким образом, завершается основная фаза реформы электроэнергетики и самое время подводить итоги этих начинаний. Наверное, самые важные для всей страны итоги – это даже не цифры привлеченных инвестиций, а просто конкретные результаты, который каждый из нас видит в своей жизни. И вы, и я, и мои коллеги каждый месяц получают счет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Там есть существенная строчка «доплата за электричество». Более того, цена электричества также включена в цену большого количества других коммунальных услуг. Соответственно, от успеха реформы в конечном итоге зависит то, насколько мы будем удовлетворены этими базовыми для жизни, важными условиями. Когда мы сейчас подводим итоги реформирования, не случайно на повестке дня становится вопрос работы с потребителями. И если на этой «последней миле» у нас будут сбои, считайте, что вся реформа, все привлечение инвесторов в частную генерацию, все большое масштабное строительство – все прошло зря. Именно поэтому сейчас реализуется серьезная программа действий по самым болезненным для электроэнергетике проблемам - технологическое присоединение к распределительным сетям. Вопрос, который беспокоит и волнует, прежде всего, малый бизнес. Но не только их, но и всех садоводов, огородников, все тех, кому приходится как-то присоединять свою дачу и, тем более, тех, кто обеспокоен развитием национальных проектов, в частности, доступного жилья.
- Еще наши читатели неоднократно критиковали предоплату по установленным нормативам. Особенно болезненно это ощущается у сельхозпроизводителей. И, кстати, штрафные санкции за недорасход…
- Здесь смежная проблема. Действительно, в техприсоединениях требовать стопроцентной предоплаты вперед – это распространенная практика. Она, с моей точки зрения, неправильная. Готовя программу действий по обеспечению прав потребителей, мы очень внимательно проанализировали эти проблемы. Встречались с самыми разными группами предпринимателей, у которых действительно одна пошивочная мастерская на 34 швейные машинки, до тех, которые практически занимаются средним бизнесом, например, у человека фабрика по изготовлению конфет. Переговорили и с организациями по защите прав потребителей, с Союзом потребителей России и целым рядом людей, которые представляют разные группы наших потребителей. В итоге появился новый типовой договор, в котором прописываются цена, порядок оплаты и возможные экономические санкции, сроки процедуры подключения. Второй крупный документ – стандарт раскрытия информации. Поскольку бессмысленно говорить о каких-то злоупотреблениях и борьбе с ними, если система в целом непрозрачна, и потребитель никогда не может понять, в чем же его права, и где у него есть возможности их защищать. И третье. Там же мы опубликовали некоторый базовый перечень мер в поддержку малого бизнеса. Для малого бизнеса крайне сложными являются все задержки со сроками присоединения. Фактически, человек взял кредит, готов открыть свое маленькое кафе или павильон, а мы ему говорим: «Нет, друг, не получилось. Надо потерпеть – год, два». К концу второго года человек уже разорился. Наша нынешняя позиция - технологическое присоединение должно быть. Здесь можно поставить точку, потому что оно должно быть. Никаких немотивированных отказов больше не будет. Это запрещено очень строго. Оно должно быть доступным и по цене, и с точки зрения прозрачности процедур, чтобы на человека не обрушивалось огромное количество инженерных, технических, юридических терминов. Нужно, чтобы все было расписано просто в виде памятки, по шагам. Ну, и, конечно, техприсоединение должно быть выполнено точно в срок. Все, что записано в нормативно-правовой базе, все, что записано в условиях договора, должно быть выполнено день в день. Если не выполнено, то на сетевую организацию должен быть возложен крупный штраф. Техприсоединение должно осуществляться без вымогательств, без злоупотреблений, без коррупции. Мы должны давать людям полную информацию.
- Возможно ли на практике, что договоры будут выполняться одинаково ответственно как с мелким предпринимателем, так и с крупной корпорацией?
- Мы выделили 4 группы потребителей. От самых маленьких и социально незащищенных до крупных, к примеру, алюминиевых заводов. Выделены они исходя из объема присоединяемой мощности. Первая группа - это присоединение до 15 кВт. То есть, фактически на уровне бытового потребления. Здесь физические лица, разные некоммерческие объединения, садовые, гаражные товарищества, товарищества собственников жилья. Здесь же субъекты малого предпринимательства, у которых микропредприятия. Больше 15 кВт им не нужно. Вторая группа - от 15 до 100 кВт. Это, допустим, авторемонтная мастерская, автомойка, маленький ресторан. Третья группа - это средний бизнес. Четвертая - крупный бизнес, которому нужны большие объемы присоединяемой мощности.
Заявка в работу будет принята безусловно. Только вам могут сказать, что здесь будут какие-то сложности. Для первой группы, то есть физлиц и самого маленького бизнеса, срок присоединения – до одного года. При этом максимально упраздняется понятие «индивидуальный проект». В каких случаях делается индивидуальный проект? Есть специальный инженерный термин «отсутствие технической возможности технологического присоединения». Смысл тот, что пропускная способность сети здесь маленькая. Даже и генерация есть, но нельзя как сквозь игольное ушко пролезть и довести до вас эту мощность. Как раз основная масса злоупотреблений проходила под этим «соусом». Индивидуальный проект по определению дороже. Его оправданно делать для крупных и средних потребителей, у которых действительно особые требования к сетям. Для малого бизнеса вообще никаких индивидуальных проектов не будет. Не будет обязанностей потребителя оплатить проект внешнего снабжения. Им на выбор предложат разные модульные решения, которые можно выбрать. Точка присоединения – не дальше 25 м от границы земельного участка вашего садового товарищества.
- Следовательно, услуга будет стоить дешевле?
- Теперь про оплату. Сейчас физические лица оплачивают техприсоединение по очень дешевой цене. Это 550 руб. И не за киловатт, а просто за факт присоединения. Мы выступили с предложением ввести аналогичную стоимость для субъектов малого предпринимательства, у которых до 15 кВт. Это справедливо. Потому что объем мощности ровно такой же, как и для физлиц. И особой прибыли тут нет. Есть только, в основном, рабочие места. Поэтому мы выступили с этой идеей. Надеемся, что органы тарифного регулирования ее поддержат. Размер платы для потребителей по стандартному меню, которое утверждает орган государственной власти. Самое главное, что никаких дополнительных расходов не будет. Потому что обычно стандартная стоимость присоединения всегда удваивалась за счет того, что приходилось оплачивать различные дополнительные работы. Теперь это все берет на себя сетевая компания. Конечно, за исключением случаев средних и крупных потребителей, которые все оплачивают сами. Дальше. Порядок оплаты. Стопроцентная предоплата запрещена. Если речь идет о второй, третьей, четвертой группах потребителей, там оплата по этапам. 30, 30, 30 и 10 процентов в конце, когда вы закрыли акт присоединения, осуществили. И вы, как потребитель, можете контролировать сетевую организацию, как она исполняет условия договора. Если задержка, то никто ничего не оплачивает.
- Вы упомянули о некоей программе для малого бизнеса – основной читательской аудитории нашего издания. Расскажите об этом подробнее…
- Малый бизнес, как это часто бывает, развивается бурно и хочет много. А денег нет. Как нет юридических и инженерных знаний в области энергетики. На наших дискуссиях была такая фигура аллегорическая – ПБЮЛ Гусейнов. Когда мы составляли эти документы, пытались себя поставить на место этого предпринимателя. Может быть, даже с не очень хорошим знанием русского языка. И понять: сможет он сориентироваться в этом или не сможет? И старались довести документы до такой стадии, чтобы он мог. Все-таки достаточно сложная и с инженерной, и с экономической точки зрения сфера. Поэтому была сформирована программа, в которой есть специальные меры поддержки. Сейчас действует штаб по работе с потребителями, куда может пожаловаться на любое региональное начальство любой человек в любом городе. Такая же система будет продолжена и закреплена в холдинге МРСК – Межрегиональные сетевые компании. В сетевом комплексе, который останется у нас единым. Будет система обжалования решений. Будет возможность обратиться анонимно или попасть на личный прием к любому руководителю. Вместе с организациями малого бизнеса будут созданы специальные контролирующие арбитражные структуры. Сетевые компании будут обязаны организовать систему публичных слушаний по исполнению тех или иных документов, о которых я говорила выше. Мы обязываем сейчас сетевые компании в те комиссии, которые действуют по согласованию инвестиционных программ, ввести представителей от общественных организаций и малого бизнеса. В каждой сетевой организации по всей нашей вертикали будут созданы службы внутреннего контроля. Без широкого публичного, гласного общественного обсуждения контроля система работать не будет.
Подводя итог беседе, я хочу процитировать Анатолия Борисовича Чубайса. Весной было заключительное собрание всех генеральных директоров РАО ЕЭС. Обсуждали, что делать после 1 июля. Он сказал: «Я всех прошу принимать решения, руководствуясь интересами рынка. Потому что выше рынка ничего нет. Выше рынка только совесть». Я думаю, что в вопросе взаимоотношений с потребителями нужно тоже этого принципа придерживаться всем нашим сетевым и сбытовым компаниям.

Юрий ФЕДОТОВ, Александр ФИЛАТОВ, г. Ульяновск. Газета «Промышленник и предприниматель Ульяновска», № 4, июль 2008 г.

|
|