Ликвидация РАО «ЕЭС России» – не уничтожение, а новый этап реорганизации электротехнической отрасли
В Москве прошли очередные заседания Клуба региональной журналистики «Из первых уст». Главной темой обсуждения стала ликвидация РАО ЕЭС и последствия этого шага для важнейшей отрасли и для потребителей электроэнергии. Перед журналистами выступили руководители подразделений холдинга, который с 1 июля прекратит свое существование.
УШЁЛ В РАСЦВЕТЕ СИЛ
Холдинг РАО «ЕЭС России» был создан десять лет назад. То, что его возглавил Анатолий Чубайс, вызвало много пересудов и спекуляций, взволновавших общественное мнение. Тревоги населения подогревали политики, оппозиционные «отцу российской приватизации». Их апокалипсистические предсказания падали на хорошо подготовленную почву. Рядовой потребитель, знания которого о том, как получается и доставляется электроэнергия, в 90-е годы обогатились таким понятием, как «веерные отключения», находился в панике. На уши ему можно было вешать лапшу любого сорта. Разумеется, деятельность холдинга находилась под пристальным вниманием СМИ.
В первые года два информации о любой аварии на электростанциях и электросетях с особым мазохизмом смаковались многими средствами массовой информации и появлялась довольно часто. Но постепенно они стали исчезать из информационных выпусков. И не потому, что политики и журналисты потеряли интерес к теме – поводов становилось всё меньше и меньше. А в обывательских пересудах имя Чубайса если и склонялось по-прежнему, то не в связи с его новым занятием.
Казалось, электроэнергетика уже работает столь устойчиво, что и менять ничего не нужно. И когда несколько лет назад появились сообщения о грядущей ликвидации РАО «ЕЭС России», это вновь всколыхнуло тревоги общества. Что опять затеял Чубайс? Зачем решил убивать свое детище в самом расцвете сил?
МАВР СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО
Новые спекуляции противников реформы в электроэнергетике базируются на устойчивом недоверии россиян к частному бизнесу. Нам пытаются втолковать, что успехи РАО ЕЭС основаны на том, что оно находилось в руках государства, а теперь, мол, его отдадут в частные руки. Обыватель, основываясь на своих воспоминаниях о 90-х годах, волен домысливать в меру своей фантазии. А вдруг новые хозяева, получив в свои руки электростанцию, снимут оборудование и устроят в помещении бассейн с сауной? А провода снимут и отправят в переплавку?
Подобные домыслы объясняются незнанием структуры энергосистемы. В советские времена она была полностью государственной, но «единой» называлась весьма условно. Электроэнергия – не тот продукт, который можно упаковать и перевезти. Перегнать излишек в место, где ощущается нехватка электрической энергии, можно было в пределах зоны свободной перекачки. Такие зоны были более-менее развиты в европейской части бывшего Союза. Но уже за Уралом возможности перекачки были минимальными. Строительство новых линий – дело дорогостоящее, а прибыль отрасли складывалась только из того, что платили потребители. Нужны дополнительные деньги – повышай тариф. Поскольку мера эта непопулярная, то, чтобы затевать масштабное строительство новой линии, государству нужно было на нее решиться. В итоге, чем ближе к Тихому океану, тем ощутимее дефицит.
При создании холдинга структура управления энергосистемой изменилась.
– Государство в лице правительства напрямую владело 52% акций РАО. И через него же – большинством всей остальной электроэнергетики, – пояснил начальник департамента стратегии Центра управления реформой РАО «ЕЭС России» Алексей КАЧАЙ. – В холдинг не входили четыре энергосистемы, которые и в настоящий момент являются самостоятельными, а также атомная генерация, множество муниципальных тепло- и электросетей.
Таким образом, в момент создания РАО, а через него государство, были, конечно, монополистами, но не абсолютными на рынке электроэнергии. В рамках холдинга отрасль была условно разделена на две огромные части. Одна – та, где возможна конкуренция: генерация энергии и ее сбыт. В составе холдинга были созданы ОГК (оптовые генерирующие компании) и ТГК (территориальные генерирующие компании), обладавшие относительной самостоятельностью. В то же время диспетчеризация, магистральные и распределительные сети, – то, что называется инфраструктурой, – оставалась монопольной сферой. И государство, благодаря тому, что имело контрольный пакет в РАО «ЕЭС России», через холдинг контролировало ситуацию.
Каждая энергосистема была разделена на части, а потом каждая часть была укрупнена в те или иные ОГК и ТГК. О том, как велась эта масштабная работа, Алексей Качай рассказал так:
– Сначала была разделена генерация. Выделены крупные и некрупные станции. Мелкие электро- и теплостанции были укрупнены в территориальные генерирующие компании. Образованы единая федеральная магистральная сетевая компания, холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний. Сформирован системный оператор, единый по функциональному признаку. Ему подчинены все диспетчерские управления на всех уровнях. Созданы сбытовые компании, покрывающие ту или иную территорию.
В условиях рынка ОГК и ТГК могли сами решать, какие и сколько генераторов должны работать, чтобы удовлетворить всех потребителей. Появились резервы экономии средств. Ценовая конкуренция поставила в невыгодное положение тех, кто стремился побольше урвать у потребителя. Благодаря этому у компаний появились средства на техническую реорганизацию отрасли. И та устойчивость в подаче электроэнергии, которая была достигнута в последние годы, – результат вложения значительных средств в ремонт, модернизацию и строительство новых электростанций и линий передачи.
И всё же возможности для развития отрасли оставались ограниченными. Частный капитал идти в сферу, где вложения не дают быстрой отдачи, да еще и контролируемую государством, не спешил. Между тем, эта отрасль чрезвычайно капиталоемкая и сулит немалую прибыль тем, кто вложит в нее свои средства. И в последнее время частный капитал заинтересовался ею. Дело в том, что РАО ЕЭС опубликовало свой инвестиционный проект на 2008-2012 гг. Общая его стоимость 4375,9 млрд. рублей. В этой огромной сумме бюджетное финансирование составит всего 4%. Значительную часть расходов – 30% – энергетики намерены потратить из собственных средств, еще 20% – за счет кредитов и займов. Но 34% они планируют получить от частных инвестиций.
РАО полностью открыло и планы, на что будут потрачены эти средства. Более половины пойдет на развитие тепло- и гидрогенерации, 41% – на строительство и реконструкцию магистральных и распределительных сетей. Между прочим, в программе отдельно выделены затраты на развитие энергосистем Дальнего Востока. Сумма внушительная – 164, 5 млрд. руб.
Но всё это будет осуществляться уже не в рамках РАО и не под руководством Анатолия Чубайса. Как говорится, «мавр сделал свое дело, мавр может уходить».
ВВЕРХ ПО ГОСУДАРСТВЕННО-КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛЕСТНИЦЕ
С 1 июля РАО «ЕЭС России» прекращает свое существование. Однако «дикого» рынка не будет. Во-первых, государству переходит 75% плюс одна акция во всех структурах новой энергосистемы. Так что устройство будущей системы производства и снабжения электроэнергией уместнее назвать государственно-капиталистической.
Во-вторых, готовясь к запланированному «самоубийству», руководство РАО подготовило большой пакет документов, которые, после принятия их правительством, обеспечат баланс интересов производителей, потребителей и частных инвесторов. Например, продуманы меры против тех, кто будет использовать свое монопольное положение: штрафные санкции столь велики, что просто приведут рвачей к банкротству. Либерализация цен наступит не мгновенно после 1 июля, а продлится до 2011 г., но и после этого цены за потребление электроэнергии населению не отпустят до тех пор, пока не будет создана система бюджетных целевых или иных дотаций, которые не позволят домохозяевам страдать от возможных колебаний цен. Под особым контролем останутся проблемные территории, в том числе и Дальний Восток.
Система мер, разработанных РАО, позволит значительно увеличить приток российского и иностранного капитала не только в электроэнергетику, но и в смежные отрасли: производство генерирующего и электротехнического оборудования, строительных материалов, добычу газа и угля.
О том, какими будут первые шаги по государственно-капиталистической лестнице, мы расскажем в одном из ближайших номеров.
Ответ начальника департамента стратегии Центра управления реформой РАО «ЕЭС России» Алексея КАЧАЯ корреспонденту газеты «Ди Вох»
Вопрос: Как будет строиться работа электроэнергетиков на Дальнем Востоке?
Ответ: На месте РАО будут несколько особых структур, в том числе холдинг «Дальневосточные энергосистемы». Это значит, что они будут находиться под непосредственным контролем государства. Такое выделение связано с геополитической значимостью региона, а также с тем, что здесь необходимо комплексное развитие не только электроэнергетики, но и всей экономики из единого центра. И чтобы это касалось как той части, где возможна конкуренция в электроэнергетике, так и изолированных территорий - Сахалина, Камчатки, Магадана, Северной Якутии.
Этот холдинг останется под контролем государства долго. И потому средства на развитие энергетики в Дальневосточном федеральном округе в нашей программе выделены в особую графу. Возможно, в будущем будут приниматься решения о приватизации каких-то объектов, участия частных компаний в сооружении новых. Но это точно не вопрос ближайших лет.

Михаил КЛИМЕНКОВ, г. Биробиджан. газета «Ди Вох», № 26, 26 июня 2008 г.

|