Процесс реструктуризации энергетической отрасли не остановился, но затянулся. Проекты законов, которые должны составить основу этой перестройки, подготовлены правительством, зато до сих пор не одобрены Государственной Думой. Очередное обсуждение, второе чтение этих законов в Думе, пройдет 18 декабря. Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов сообщил на селекторной пресс-конференции, организованной на прошлой неделе "Клубом региональной журналистики" (Москва) для кузбасской прессы, что в законопроекты внесено 1800 поправок. Есть среди них и те, что существенно меняют наметившийся уже ход реформы. В частности, поправка о порядке достижения консенсуса с миноритарными акционерами региональных энергосистем. Необходимость ее принятия вызвана тем, что Шаронов назвал "сложным отношением" к договоренностям между РАО "ЕЭС России" и миноритарными акционерами некоторых АО-знерго. С одной стороны, как владельцы более 25% акций они могут заблокировать любое решение о реструктуризации региональных энергосистем. Поэтому-то весной этого года руководство РАО вынуждено было заключать с ними отдельные соглашения об особых условиях реструктуризации. Например, в "Кузбассэнерго" такое соглашение было заключено между РАО и инвестиционной компанией "Ренессанс Капитал". С другой стороны, такие соглашения "могут нарушать права других акционеров" этих же АО-энерго, и права миноритарных акционеров самого РАО "ЕЭС России".
Поправка, о которой говорил зам министра, основана на уже имеющемся опыте решения подобных коллизий в других европейских странах, где происходила реструктуризация монополий. В соответствии с предложенным положением законодательства миноритарным акционерам АО-энерго, например, нефтяной компании "Юкос", имеющей блок-пакет акций в "Томскэнерго" или инвестиционной компании "Ренессанс Капитал", владеющей более 30% акций "Кузбассэнерго", предложено договариваться с РАО "ЕЭС России". Если согласия не будет до 1 июля 2005 года, реструктуризация в спорных энергосистемах будет производиться по решению неквалифицированного большинства акционеров (75% плюс 1 голос), а по решению простого большинства (50% плюс 1 голос) акционеров, то есть, все того же РАО "ЕЭС России".
Правда, на этот случай миноритариям в АО-энерго "подсластили пилюлю", как выразился зам министра экономического развития и торговли. Раздел активов региональных энергосистем все равно будет производиться в соответствии со структурой акционерного капитала, и те, кто владеет крупными пакетами, смогут рассчитывать на получение соответствующей доли электростанций и сетей, не такой уж маленькой. И она еще вырастет с учетом того, что часть имущества АО-энерго (магистральные сети) все равно уйдут в Федеральную сетевую компанию, а ведь те же "Юкос" и "Ренессанс Капитал" при шли в региональную энергетику в первую очередь за генерирующими мощностями. Впрочем, упомянутый сценарий реструктуризации нужно еще утвердить на законодательном уровне.
Что касается предоставления эксклюзивно низких энерготарифов (что сделала, например, кузбасская региональная энергокомиссия для компании "Металлэнергофинанс"), то эту ситуацию Андрей Шаронов назвал "проблемой регулятора". Разрешать ее зам министра посоветовал через суд. Оспорить установление тарифов может любой участник рынка регулируемых энерготарифов, потребитель или поставщик, или энергокомпания. 
Игорь ЛАВРЕНКОВ, Кемерово. "Авант-Партнер", 17.12.2002 г.

|