ПОИСК НАНОРЕЛЬСОВ, ИЛИ ЗАЧЕМ КИРОВСКОМУ БИЗНЕСУ НУЖНЫ ИННОВАЦИИ?
Автор: Бельтюгова Екатерина
Регион: Киров
Тема:  Проблемы развития науки и инновационной сферы в России
Дата: 23.07.2008

С недавних пор Россия приобрела «наноналет», готовя страну к грядущим переменам. Первой ласточкой «эпохальной модернизации» стала замена слов «государство» и «инновации» на более звучные «нацпроекты» и «нанотехнологии».

Покидая пост главы Российской Федерации, Владимир Путин произнес: «Инновации – это то, чего нет в нашем государстве и отсутствие чего грозит неприятными последствиями». Как результат оценки первого лица, федеральный бюджет пополнился дополнительными 5 млрд. руб. на инвестирование никому не известных в России нанотехнологий. «Что такое нанотехнологии и можно ли на них заработать?» - на эти вопросы наше издание искало ответы у региональных бизнес-экспертов.

Инновационная практика региона

Как показала практика, город Киров может быть полигоном для продвижения и создания нового продукта. На протяжении тринадцати лет, с тех пор как существует компания «ПИК», ее конкуренты не перестают удивляться, как неизвестному бизнесу с периферии удается не только достойно удерживать свои позиции, но заставлять крупные компании Петербурга и Москвы считаться с собой. «В середине 90-х, когда приборостроительный завод обанкротился, я в должности главного конструктора завода и мой брат остались без средств к существованию, что стало стимулом для поиска вариантов организации собственной фирмы на основе существующих знаний, - рассказывает Александр Потапов, генеральный директор научно-технического центра «ПИК». Идея направления бизнеса была предложена представителями одной из западных фирм, начинающих работать на российском рынке связи. После определенной проработки было принято решение о создании собственных фирм, занимающихся разработкой и производством оборудования для сетей, созданных по немецким технологиям. Основные виды создаваемого оборудования разрабатывались совместно со специалистами Кировэлектросвязи. В результате кропотливой работы и применения немецких инноваций наша компания стала одним из главных дистрибьюторов немецкой фирмы ADC «КRONE» в России и серьезно продвинула новые технологии по стране. Вторым нашим преимуществом стала оригинальность построения металлоконструкций изделий, принцип создания которых на сегодняшний день нами запатентован. С учетом предыдущего инженерного опыта, в этой сфере сделали ставку в первую очередь на использование самых современных технологий. Это легло в основу нашего бизнеса тогда и является актуальным для нас и сейчас. Скажу сразу, наша компания не является оператором услуг связи, в большей степени мы относимся к производителям оборудования. Подобных нашему предприятию в Волго-Вятском регионе больше нет, кроме того, по своему узкому направлению оно входит в тройку ведущих лидеров по России, в числе московской компании и предприятия из Рязани.

Все зависит от выбора идеи

Выдержать конкуренцию и стать одним из первых на отраслевом рынке можно только за счет суперсовременного подхода как в качестве выбора самой идеи, с чего мы, в принципе, и начинали, так и непосредственно технологий. Из этого следует, что под «инновацию» попадет уникальное сочетание передовой идеи и применение суперсовременных технологий. Сейчас, по истечении десятилетия, когда мы заработали реальные деньги, нам удалось купить линейку бельгийского оборудования и расширить площади. Однако того, что мы зарабатываем явно недостаточно, поэтому мы активно используем кредитные схемы. Чтобы разобраться в механизмах получения прибыли в результате внедрения в деятельность компании инновационного метода, нужно понять, что многое зависит от направления бизнеса. За последние десять лет Россия резко шагнула на новый уровень жизни, в результате чего появилось множество возможностей для создания чего-то своего. Трудность состоит в поиске своей ниши, того дела жизни, где бы бизнесмен не только чувствовал комфорт, но и готов был к трудностям. Нужно быть готовым к тому, что предстоит «копать и копать», так чтобы лопата накалялась, иначе ни о каких экономических показателях не может быть и речи. Главное, чтобы копатель был целеустремленным. Когда он поймет значимость своего дела и появятся неплохие результаты - именно тогда придет время задуматься о создании идеальной вещи и приложить принцип инноваций».

Заработать на инновациях...можно

На прямой вопрос:"Можно ли зарабатывать на инновациях?" Олег Трефилов, начальник отдела маркетинга ТД "Энергис", утвердительно кивает головой. Став лучшим инновационным предприятием регионального этапа федерального конкурса "Золотой Меркурий -2007", компания «Энергис» считает, что именно высокая оценка жюри позволит расширить круг реализации, повысить рейтинг и, как результат, привлечь нового покупателя. «Стоит также учесть частные случаи реализации инновационных решений, потому как нередко к нам приходят граждане с желанием воплотить в жизнь собственное ноу-хау. Как правило, наш анализ показывает, что такие изделия не жизнеспособны. Никто не спорит, что подобные предложения относятся к разряду инновационных, вопрос в другом - единичности спроса, что, в принципе, нам не так интересно, потому как наша деятельность нацелена на массовость и общепромышленное применение. В конкурсе такого масштаба наше предприятие приняло участие впервые. За восемнадцать лет работы компания превратилась в достаточно разветвленную структуру в составе производственого предприятия (конструкторский отдел, производственный и механический участки, наладка), инженерной службы (инжиниринг, проектирование, монтаж) и розничного магазина. На правах специалистов в производстве энергосберегающего оборудования и промышленной автоматики, мы гордимся уникальными разработками, ряд из которых начали разрабатываться ещё в конце 90-х годов. Наши специалисты вовсе не идут по простому пути, ограничиваясь разовым проектом изобретения и его непосредственной реализацией, как раз наоборот, наша продукция с каждым годом совершенствуется. К примеру, изделия, разработанные в 1994-1997 годах сегодня уже прошли 5-7 кратную модернизацию и оказались необычайно востребованными. Кроме этого, проведя модернизацию производства в 2001-2003 годах, наша компания получила возможность существенно расширить номенклатуру производимых изделий и вывести на рынок ряд новинок. Новые модели предусматривают цифровую индикацию, современные платы, усовершенствованные корпуса и надежную элементную базу. В своих проектах мы используем комплектующие более 40 ведущих зарубежных компаний, в числе которых Siemens, WILO, Schneider Eleсtric, LG».

Для выращивания инновационного направления, по словам Олега Трефилова, необходимы: во-первых, ежегодное посещение отраслевых международных и региональных выставок, где появляется возможность отследить новинки импортного и отечественного оборудования, его востребованность у потребителя. Во-вторых, квалифицированный инженерно-конструкторский персонал. В-третьих, серьезное тестирование продукции массового серийного производства, наряду с тестированием ежегодных новинок на ряде производственных мощностей Кирова и Москвы.

= (врезка)

Экономика, рынок и ...инновации

Ирина Ясина, сотрудник «Института экономики переходного периода» и руководитель «Клуба региональной журналистики», утверждает, что понятие инновационности в России понимается не совсем верно. «Приобретением нового типа оборудования, нельзя добиться развитой инновационной экономики. Об инновационности можно говорить только в том случае, когда внутри страны производится большое количество продуктов, не только конкурентоспособных, но и востребованных на мировом рынке. В этом отношении абсолютным лидером являются США, где изобрели Интернет и ПК и где 40% экономики страны является экономикой инноваций. Инновационным продукт становится тогда, когда его не просто создали, запаковали, а затем продали, но когда спрос на него практически не падает. Самым ярким примером такого продукта является продукция концерна Nokia (Финляндия), которому сегодня принадлежит каждый четвертый мобильный телефон на … планете.

Вехи развития

По словам Игоря Клямкина, вице-президента Фонда «Либеральная миссия», проблема технической модернизации была озвучена еще во второй половине XX века и до сих пор остается неразрешенной: «Разные источники отсылают к трем моделям модернизации, уже существовавшим в России. Одна из них прошла в начале XVIII века при Петре I, вторая - в первой половине XX века при товарище Сталине. Обе осуществлялись принудительно диктаторским путем с целью достижения военной конкурентоспособности. Нужно признать, что оба периода были достаточно результативными, потому как при Петре Россия стала военной державой, а после Сталина - одной из двух мировых сверхдержав». Впоследствии выяснилось, что особенность этих модернизаций сопровождалась новым витком отставания, потому как опыт заимствований не мог стать основой для инноваций. Более того, возникла новая проблема - появился такой тип модернизации, который государство не могло осуществить. «В том, что мы постоянно пытаемся угнаться за кем-то, взять то, что когда и кем-то было апробировано - и состоит особенность модернизации в России, - такова точка зрения вице-президента Фонда «Либеральная миссия». Клямкин убежден, что «основные риски современной модернизации может взять на себя только частный бизнес, который сегодня находится в таком положении, что вряд ли решится на длинные рискованные инвестиции, а уж о появлении импульсов для создания высоких технологий и речи быть не может. Почему? Причин несколько. Во-первых - коррупционная среда, во-вторых неотделенность собственности от власти и бюрократии. В такой ситуации ни наш, ни зарубежный бизнес рисковать не станет. Эта неблагоприятная среда создается исключительно в сфере политики и может быть снята снята не иначе как с изменением политической системы».

  

Екатерина БЕЛЬТЮГОВА, г. Киров. Деловой еженедельник "Навигатор" - "Бизнес Газета" , № 26, 30 июня 2008 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики