БАЛАНСИРУЯ НА ВЛАСТНОЙ ВЕРТИКАЛИ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОЧУВСТВУЕТ СЕБЯ УВЕРЕННЕЙ, ПОЛУЧИВ НЕ ТОЛЬКО ПОЛНОМОЧИЯ, НО И РЕСУРСЫ
Автор: Санатина Юлия
Регион: Екатеринбург
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 26.02.2003

Увы, не в Калифорнии живем! А зимой у нас бывают морозы, причем, как обычно, нежданные. И мы отступаем под натиском суровой стихии по всей линии фронта - от Карелии до занесенного снегом Сахалина.

Ветхость теплосетей или дефицит средств для закупки энергоносителей - причины этого явления, лежащие на поверхности. Глубже и серьезней - кризис управления, местной власти, не имеющей ни сил, ни средств для того, чтобы справиться с бедой. И поскольку ситуация год от года усугубляется, всем ясно: так "рулить" дальше нельзя.

Разговоры об административной реформе ведутся давно. Управленческую "вертикаль" В.В.Путин начал выстраивать с самого начала своего президентства. Вопрос о роли и положении в этой вертикали местного самоуправления активно обсуждался еще в позапрошлом году на Гражданском форуме, после чего и была создана авторитетная комиссия во главе с заместителем руководителя кремлевской администрации Дмитрием Козаком, которая занялась разработкой концепции реформы.

Согласно этой концепции, львиная доля перемен ожидает именно местное самоуправление - самую близкую к населению власть, которая в сегодняшних российских условиях, словно Илья Муромец, сидящий на печи: и беду народную чует, и помочь всем сердцем хочет, но ни рукой, ни ногой пошевелить не в состоянии. Нет ни сил, ни ресурсов, ни возможностей для их наращивания.

Так или иначе, реформа эта непосредственно коснется практически каждого - не только депутатов или мэров, но и жителей самых далеких, до крыш засыпанных снегом деревушек. Однако до сих пор пакет разработанных комиссией законопроектов обсуждался в основном во властных кругах, на форумах организаций, представляющих интересы российских городов, но широкой общественной дискуссии не было.

Эксперты оценивают реформу по-разному. Одни полагают, что она улучшит управляемость страной, а другие, как, например, представители московского фонда "Институт экономики города", считают, что концепция противоречит российской Конституции, фактически включая местное самоуправление в систему государственной власти, а также ограничивая самостоятельность населения в решении многих местных проблем.

Впрочем, сегодня, в реальной жизни, местная власть не только подчиняется исполнительной власти субъектов Федерации, у которой вынуждена постоянно вымаливать бюджетные крохи, но и выполняет некоторые государственные функции, зачастую не обеспеченные соответствующим финансированием (вспомнить, к примеру, задержки выплаты заработной платы бюджетникам, вызванные ничем не обеспеченным повышением должностных окладов: муниципалитеты погасили их, в основном, за счет недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства).

Поэтому, оценивая проект административной реформы, практически все отмечают его главный положительный момент - сбалансированность полномочий и ресурсов на всех уровнях власти. Для муниципалитетов это означает, что впредь исполнять госполномочия им предлагается только за счет прямых субвенций (правда, государство требует "утром стулья", а лишь потом обещает деньги). Кроме того, законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривает установление жестких долговременных нормативов распределения налоговых поступлений между местными и областными бюджетами. Это должно стабилизировать финансовую базу муниципалитетов и прекратить ежегодные политические торги между мэрами и руководителями субъектов Федерации.

Правда, считают специалисты "Института экономики города", негативные последствия может иметь политика выравнивания финансового положения одних муниципалитетов за счет других (а не только за счет государственных средств). По мнению президента Фонда Надежды Косаревой, это не создаст новых стимулов для экономического развития территорий, не заставит органы местного самоуправления повышать эффективность своих расходов и приращивать собственные ресурсы.

Но, как бы то ни было, в начале января Президент внес два законопроекта, призванных осуществить реформу управления, в том числе, и местного, в Государственную Думу. Вероятно, в ходе работы над ними возникнет еще немало поправок и дополнений, быть может, будут учтены и мнения представителей российской глубинки - того самого населения, ради которого, собственно, и должны затеваться любые реформы.  

Юлия САНАТИНА, Екатеринбург. Опубликовано в газете "Уральский рабочий" 14.01.2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики