ИДУТ В НАСТУПЛЕНИЕ… СЕТИ
Автор: Малюков Сергей
Регион: Липецк
Тема:  Торговые сети
Дата: 24.07.2008

Закрытие магазинов и недовольство местных производителей, острые конфликты уже не один месяц сопровождают вхождение в Липецк крупных федеральных торговых сетей. Насколько эти проблемы характерны для российского рынка в целом? Какие прогнозы экономисты дают на ближайшую перспективу? Эти и другие вопросы «Добрый вечер!» адресовал первому проректору ГУ – Высшая Школа Экономики Вадиму Радаеву в ходе семинара региональных журналистов.

- Вадим Валерьевич, как вы оцениваете нынешнее состояние российской розничной торговли в целом?

- Во первых, этот сектор рынка за последние 5-7 лет заметно вырос. Теперь по объему он сопоставим с топливно-энергетическим комплексом.

Поражает триумфальность роста. Сначала он составлял процентов по 10-12 в год, что само по себе неплохо на фоне Восточной или Западной Европы. Экономисты-аналитики даже поговаривали - скоро это закончится. Но рост не закончился – ускорился! Последние 3 года – по 13 процентов в год! При этом продовольственный сектор растет чуть медленнее. Непродовольственный – на пару процентов быстрее.

И на фоне этого - ведущие розничные сети растут фантастическими темпами. По 50 процентов в год! Это уже не исключения. Существует несколько сетей, которые в последние 3 года росли от 60 до 80 процентов. «Ашан» - сейчас лидер роста - растет по 2 и более раз в год. Совершенно невиданные вещи...

- За счет чего они так бурно растут?

- По проценту в среднем в год они отбирают у так называемых открытых рынков - немагазинной торговли. Остальное «отъедается» у независимых или традиционных магазинов. Уже сейчас - в совокупности - эти современные форматы по России приближаются к 30 процентам. В Москве они превысили треть, если брать 2007 год. Санкт-Петербург – лидер по этому делу с большим отрывом. Там больше 60 процентов таких магазинов. Остальные будут тоже подтягиваться.

Теперь одна из генеральных тенденций развития сектора – захват российских регионов. В течение ближайших 3-4 лет доля локальных сетей будет стремительно падать. Они будут вытесняться федеральными. Вместе с российскими при этом входят и иностранные. Они уже вошли! «Метро» есть в полутора десятках регионов. «Ашан» со следующего года ускорит региональную экспансию – по полтора десятка гипермаркетов в регионах за год.

Пару лет назад фронт, по которому федеральные сети распространяли свое влияние, двигался от центра. Они идут в первую очередь в крупные города с большим количеством населения, с повышенным уровнем платежеспособности, но не в очень удаленные, потому что нужно решать логистические проблемы. Сегодня граница уже проходит по Иркутской области. И эта граница движется. Со временем она покроет все наше пространство. «Магнит» - лидер в этом отношении - скоро преодолеет планку в 2 тысячи магазинов.

У такого роста, естественно, есть и внешние предпосылки. Первая. Он опирается на устойчивое повышение реальных располагаемых доходов населения, в среднем до 12 процентов в год и прогнозируется дальнейшее повышение.

Вторая. По-прежнему сохраняется низкая насыщенность современным торговым форматом. Торговая площадь, приходящаяся на один « человеко-нос», по-прежнему мала. В Москве и Санкт-Петербурге мы вышли на уровень Восточной Европы, а в остальных городах от этого пока далеки.

Серьезно изменилась ситуация с финансовыми ресурсами. На начало 2000 годов руководство сетей жаловались на то, что нет «длинных» денег. Сейчас жаловаться перестали. Если раньше нужно было брать по 15 процентов годовых, то сейчас могут брать 6-7 процентов, если крупная компания с кредитной историей. Потом начали получать кредиты и западных банков. И условия становятся все лучше и лучше. Стали выпускать корпоративные облигации, выходить на IPO - размещать свои акции на фондовом рынке. Появились инвесторы - и портфельные, и стратегические.

Еще одна важнейшая предпосылка роста - вход иностранцев и глобальных операторов. Как только они «нарисовались», люди зашевелились. Более того - как раз тогда и началась эта гонка – успеть, пока эти монстры не обошли.

Магазины стремятся стать больше и распространиться шире. Генеральная линия всех сетей сугубо экстенсивная - надо захватить больше территорий. Один из руководителей «Пятерочки» говорит: «Наш магазин должен быть везде. Куда бы вы ни пошли, везде должна быть «Пятерочка».

И это не только количественный рост - сформировался механизм быстрого заимствования инноваций. Все ведущие сети созданы по образу и подобию какой-либо иностранной компании. Буквально за 3-4 года изменилась видимая часть торгового зала. Лидеры торговли следят друг за другом. В результате - формируются новые организационные стандарты.

- В последнее время в нашей области все сильнее звучат претензии к сетям местных бизнесменов, заявляющих о жестких преградах на пути их продукции на прилавок сетевых магазинов. Насколько остро эта проблема стоит в других регионах? Есть ли возможность ее разрешить?

- Первыми начали эту политику в «Метро». На них работает 600-700 поставщиков. Они начали их всячески унижать и давить. Сегодня это называется: «нагибать поставщиков». Это целая стратегия, которая включает десятки всяких методов. Заставляют платить за все – что только в голову может прийти. Их дисциплинируют! В целом - это неплохо для рынка. Говорят, что наши поставщики – самые лучшие поставщики в мире, за исключением пунктуальности. То есть у нас никто не привык поставлять вовремя то, что нужно. И «Метро» впервые в 2000 году совершило шок на рынке. Они, во-первых, заявили: берем минимальную цену на рынке минус 10 процентов. Не нравится? Уходите. Не поставили вовремя – штраф. Привезли не то – штраф. Минимальная цена снизилась. Не нравится – уходите. Но к ним все равно выстроилась очередь. Чуть ли не в ноль работали, и все равно очередь. С этого все началось.

Наши это быстро заимствовали. А потом, глядя на крупные и мелкие сети, начали кочевряжиться. И теперь вообще туда войти нельзя. Тема «входного билета» - за все нужно платить. За каждый магазин надо платить. За новое наименование товара надо платить. И так далее.

Глобальные иностранные производители начали входить к нам со своей дистрибьюторской сетью Более того - посмотрели и сократили ее на порядок, оставив самых лучших. И все. Остальных выбросили. ФАС попытался отрегулировать отношения розничных сетей с поставщиками. В итоге появился документ ФАСа, который окрестили так - «27 пунктов нагибания поставщиков». Я проводил два заседания рабочей согласительной группы, где сидели ретейлоры, включая «Х5», «Метро», «Седьмой континент» - с одной стороны. С другой - поставщики, включая птицеводческий союз. Очень интересно они договаривались. Я спрашивал: «Почему поставщики должны платить потери от воровства в магазине, в торговых залах?» Есть там такой пункт. Но этот пункт и остался - заставляют их покрывать фактически все. Есть там и более разумные вещи. Но то, что за воровство в торговом зале должен платить поставщик, меня покоробило.

Кстати, иностранцы сразу же начали работать с отечественными поставщиками и производителями. Конечно, всех этих местных они будут выбирать, отжимать, потом опять выбирать. То есть, обойдутся с ними сурово. Но те, кто выживут, станут дисциплинированными, эффективными. И так далее.

С мелкими предпринимателями поступят еще круче - выдавят с рынка. Определенная часть, конечно, останется - нишевые игроки. В разные ниши им и придется забиваться. Либо узкие, либо специализированные. Сектора и территории, куда сети не дойдут, все равно будут. И для малых форм места хватит. Но они будут играть подчиненную роль. Даже такие малые форматы - магазин «У дома» - будут преимущественно сетевыми. Но и это все будет постепенно скупаться. Я занимался малым бизнесом, был консультантом. Но, честно говоря, малый бизнес в торговой сфере у нас серьезных перспектив не имеет. В той же Польше или США мелкий бизнес, в том числе торговый, стал частью локальных сообществ. Они вросли. И это не просто разговоры о гражданском обществе, это часть социальной среды. У нас этого не было. У нас мелкие торговцы частью социальной среды не являются, к сожалению. И опоры в обществе не имеют...

- Какими вы видите ближайшие экономические перспективы развития сетей розничной торговли в России?

- Выход на IPO превратилось в своего рода моду. «Седьмой континент», «Пятерочка» и «Магнит» уже соответствуют уровню. Поначалу говорили, что нам это IPO не нужно - бред, дорогие деньги. А сейчас все к этому готовятся. Это - дорогие деньги. Это - большая морока. Но это - мы открытая компания! - своеобразный джентльменский набор. Если мы открытая компания, следовательно должны быть представлены на фондовом рынке. И до 2010 года все ведущие сети там будут. По крайней мере - в продуктовом сегменте. Электронщики тоже будут подтягиваться. Им тоже придется раскрываться.

Будет рост слияний и поглощений. Сейчас каждая девятая сделка такого рода - в торговле. Вряд ли будет много новых крупных сделок. А что касается мелких - в пределах десятков миллионов долларов, - то они совершаются каждый месяц. Федеральные сети покупают локальные. Локальные покупают другие локальные. Дальше - больше.

С самого начала ждали, что и иностранцы кого-нибудь купят. И сейчас ждут. А иностранцы – сволочи. Каждый раз думают, чешутся, а потом - строятся сами с чистого листа. И никого не покупают. Они - боятся! Потому что у нас все непрозрачно. Купишь кого-нибудь, а потом будешь долго расхлебывать.

Триумфальное шествие сетей по стране продолжится, хотя сейчас все больше говорим о скором ухудшении экономической конъюнктуры. Впрочем, вопрос - тонкий. Экономисты, аналитики, лучшие умы и до этого прогнозировали - через два года все закончится. А оно все никак не кончается. И уже сейчас процесс продлевают - рост продолжится до 2010 года. Момент спорный, может быть, все будет нормально. Но есть пределы привлекательности. Россия – огромная страна. Она еще в должной степени не освоена. На 3-5 лет - возможности есть. Но помимо дураков, у нас и плохие дороги. Следовательно - логистические проблемы, нехватка кадров, низкая платежеспособность в отдаленных регионах. И не только отдаленных. Так что современные - крупные - форматы пойдут не повсюду. Сейчас уже идут в средние города. Даже менее чем в средние. Но сельские поселения их вряд ли заинтересуют...

Серьезность ситуации и в другом. Есть уже некоторые свидетельства, пока не явные, что снижается посещаемость торговых объектов в супермаркетах. Происходит переход к новой стадии конкуренции. Через несколько лет – сначала в Санкт-Петербурге, потом в Москве, потом в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и дальше, дальше – новые форматы торговли начнут сталкиваться между собой. Эта конкуренция, разумеется, и сейчас есть, но она еще далека от того, что происходит в Польше. А там - форменный ужас. На одной площади - 3-4 крупных современных формата, принадлежащие разным компаниям. Они давят друг друга, вступая в прямые ценовые войны. Для потребителя, конечно, это - замечательно! Рост конкуренции и поход в регионы приведет к снижению «навара» - есть куда снижаться.

Западные компании вроде «Ашана» работают на значительно более низком уровне рентабельности, чем наши. Наши к этому еще не привыкли, но придется привыкать. Возникает проблема управляемости, кадров. Возникают логистические проблемы, которые решать очень непросто, потому что у нас инфраструктура слабо развита и логистических компаний - кот наплакал.

В общем, серьезные трудности развития есть. И то, насколько успешно они будут преодолены, зависит от самих сетей...

  

Сергей МАЛЮКОВ, г. Липецк. Газета «Добрый Вечер» № 29 16-22 июля 2008 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики