1 июля 2008 завершает свою историю длиною в 10 лет основная фаза реформы электроэнергетики России. Благодаря РАО "ЕЭС России» в каждом доме светили лампочки и работали электроприборы, а в промышленных компаниях работали станки и оборудование. Теперь же из него будут выделены ключевые электроэнергетические компании, созданные в ходе государственной реформы электроэнергетики.
Само РАО "ЕЭС России" присоединится к Федеральной сетевой компании и прекратит свое существование как юридическое лицо.
Вместе с ликвидацией компании будут погашены и акции РАО «ЕЭС России», взамен акционеры РАО «ЕЭС России» получат акции выделяемых энергокомпаний.
Начало своей деятельности эта компания отмечает 30 апреля 1998 года, когда Анатолий Чубайс был назначен Председателем Правления РАО "ЕЭС России".
С той поры минуло 10 лет, и вот, впереди манит неизвестностью новая структура, и пока не совсем понятно что нас ждет и будет ли свет в конце тоннеля.
На многие вопросы о перспективах ответила Марина Ивановна Либоракина, Руководитель Дирекции по управлению нефинансовыми рисками и социальной отчетности ОАО РАО «ЕЭС России»
Она рассказала о том, как завершается реструктуризация и каковы перспективы будущего энергетики страны.
Сейчас самое время подводить итоги, - и не только цифры, а конкретные результаты, которые мы все можем оценить, - с этих слов началось её выступление 16 июня в Москве. Каждому из нас ежемесячно приходит счет за электроэнергию, воду и тепло, и как вы понимаете, основной и единственный источник тепла – электроэнергия.
Именно от того как пройдет реформа зависит наша удовлетворенность дальнейшими услугами. Сейчас в РАО ЕЭС формируется большая и серьезная программа действий, по самой масштабной проблеме - технологическому присоединению к распределительным сетям. На сегодняшний день эта проблема занимает всех тех, кому предстоит присоединиться к сетям, а это и все уровни бизнеса, и мы с вами, городские жители, и садоводы, строящие дома на участках.
Очертила Марина Ивановна и основной перечень проблем, с которыми мы ежедневно сталкиваемся:
1. Высокая цена за присоединение
2. Возникающий дефицит электроэнергии
3. Необходимость полной предоплаты за присоединение
4. Коррупция на различных уровнях власти
По её словам, правление РАО ЕЭС провело полный анализ проблем, прежде чем принять основные решения. Так, например, они проводили переговоры с основными потребителями, с предпринимателями разного уровня от мала до велика, переговорили и с организациями по защите прав потребителя, по результатам составили свод этих проблем, провели очень жесткие дискуссии внутри холдинга, как на уровне руководства, так и по всей вертикали. И результатом работы стали проекты документов, которые в мае были размещены в свободном доступе в Интернете. Либоракина торжественно оценила эту практику, назвав её беспрецедентной. Впервые за долгую историю сложных взаимоотношений потребителей и РАО ЕЭС, каждый из нас может обсуждать и критиковать документы, которые сейчас находятся в разработке, в них заложена полная потребительская потребность.
В «РАО ЕЭС России»разработали три крупных документа, - это система типовых договоров, стандарт раскрытия информации и программа оптимизации технологического присоединения для малого бизнеса.
Итак, первый документ - новый типовой ДОГОВОР, в котором регламентируются основные параметры: цена, сроки подготовки, штрафные санкции.
Второй документ - СТАНДАРТ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ, помогающий разобраться в непрозрачности системы и найти пути решения проблем. И, наконец, третий документ – БАЗОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ мер в поддержку малого бизнеса, который оказался самой пострадавшей стороной. Именно у этой категории бизнеса , по оценке Либоракиной, - жестко регламентированы сроки подключения электроэнергии, потому как открывается бизнес на кредитные средства, и деньги должны работать с момента их получения, времени ждать подключения просто нет. А любая задержка сроков несет за собою огромные риски для предпринимателей.
Действительно, для бизнесменов решающими для развития оказываются размеры инвестиций и сроки их окупаемости, по понятным причинам в России риски высоки, а гарантии ничтожно малы. И для нас, добавила она, - совершенно неприемлемо, когда неудовлетворенный потребитель, заплативший большую сумму за разработку проекта схемы подключения, вынужден кроме ожидания испытывать еще и ощущение собственной неполноценности от непонимания того почему так дорого, правильно ли проект сделан и соответствует ли он нормам. Мы не хотим ощущать озлобленность и негатив со стороны потребителей, - так подвела вступительную часть своего выступления Марина Ивановна .
Наша задача – дать полную информацию по технологической возможности в открытом доступе на сайте.
Либоракина пообещала, что отныне нам не придется сталкиваться с немотивированными отказами, высокой стоимостью технологического присоединения, которые устанавливают местные компании тарифного регулирования, а так же с запутанными и непонятными документами.
Техприсоединение должно быть выполнено точно в срок, это принципиальное правило, за просрочку даже в один день налагается крупный штраф.
КОРРУПЦИЯ
Огромное внимание уделяется борьбе с коррупцией в структуре РАО ЕЭС, и в целях искоренения этого разработана отдельная программа для потребителей.
«Мы боремся с коррупцией, поддерживая защиту потребителям в случаях жалоб не менеджмент сетевых компании», - так, по мнению Либоракиной, можно добиться прозрачности в компании и снизить уровень конфликтов на местах.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Весь перечень наших потребителей мы разделили на 4 основных группы, от самых маленьких до крупных алюминиевых заводов. Критерием емкости группы стала потребляемая мощность. Общий принцип – чем менее защищенный человек, тем больше мы готовы помочь ему.
Сформированы 4 основных группы потребителей
1 группа
Объем потребляемой мощности до 15 квт, к ним относятся физические лица, некоммерческие объединения – такие как садовые и гаражные товарищества, собственники жилья, субъекты малого предпринимательства и религиозные сообщества.
2 группа
Подобны первой группе, но крупнее, с потребляемой мощностью от 15 – 100 квт,. Например, это могут быть автомойка, маленький ресторанчик, авторемонтная мастерская.
3 группа
Цифры потребляемой мощности не указаны, но по деятельности это именно средняя группа потребления.
4 группа
Большие предприятия с соответствующими объемами потребляемой энергии.
Все возможные источники питания разделены на две группы – открытые и закрытые, обе информационно открыты, с прописанными данными о сроках и потребляемой энергии.
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
СРОКИ
Отныне ваша заявка на работу будет принята в 100% обращений , срок присоединения 1 год не зависимо от того – открыт центр питания на этой территории или нет. Это самое сильное решение, по оценке Либоракиной.
ЦЕНЫ
Стандартная ставка присоединения 30 000 рублей, но так сложилось исторически, что индивидуальный проект был всегда самым дорогим, и зачастую нельзя было понять какие условия разделяли обычный проект от индивидуального. Нужно ли уточнять, что основная масса проблем возникала именно в этом месте. Отныне индивидуальные проекты будет разрабатываться только для крупных потребителей.
«Сейчас физические лица оплачивают 550 р. за факт присоединения, мы же выступили с инициативой ввести аналогичную стоимость и для субъектов малого предпринимательства. Думаю, что это справедливо. Нам же остается надеяться на то, что органы тарифного регулирования поддержат нас».
Размер оплаты по стандартному меню всегда удваивался за счет дополнительных работ, которые часто сопровождали реализацию проектов, впредь такого не будет.
Что касается схемы оплаты, то здесь, пожалуй, самые лояльные условия. Отныне 100% предоплата запрещена. Для физических лиц оплата будет совершаться по схеме 80% предоплата и оставшиеся 2 0 % по факту завершения работы, либо 550р сразу по желанию клиента.
Что касается 2-3-4-ой групп потребителей, то здесь будет работать иная схема на всю продолжительность работы – 30% -30% - 30% и 10% завершающие оплату.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Точка присоединения будет располагаться на расстоянии не больше 25 м от границы садового товарищества.
КОНТРОЛЬ РУБЛЕМ
Для самых «маленьких» потребителей верхний размер неустойки устанавливаться не будет, а за каждый день просрочки клиент будет получать 3% от платы за техприсоединение. Для крупных потребителей разработана скользящая шкала, согласно которой действует простая схема - чем больше срок просрочки – тем больше неустойка. «Дополнительно мы ввели возмещение убытков, на сегодняшний день это одна из существенных претензий. Для большинства наших потребителей это актуально, и значит с этим стоит считаться»
Теперь в договоре типовом будем пункт – апелляция и претензия к возмещению убытков. Отныне будет введено возмещение оплаты за оборудование, которое не понадобилось, будет внедрена компенсация упущенной выгоды. Порядок возмещения возможен в двух вариантах - по соглашению сторон, либо в судебном порядке.
ДЕФИЦИТ МОЩНОСТИ
Одной из актуальных проблем можно выделить дефицит мощности.
В большинстве регионов произошел бурный экономический рост, которые опередил все прогнозы. Мы долго жили на советском запасе, и сегодня возникла проблема –пропускная проблема сетевого хозяйства, и есть только единственный выход - нужно строить новые объекты. Здесь есть масса разных источников – инвестиционные программы сетевых компаний, программы социально –экономического развития регионов и муниципалитетов. Многие крупные компании сами строят свои сетевые объекты, и это один из достойных выходов.
До сих пор проблемой был дефицит нормальных генеральных планов развития муниципальных образований, где увязаны воедино потребности у растущего жилищного комплекса, у системы коммунального обслуживания, у развивающихся промышленных потребителей и сферы услуг. Привязка к зонам территориального развития так же крайне актуальна . Согласитесь, стоимость присоединения у Кремля должна быть в несколько раз больше стоимости присоединения на окраине города.
«Мы разработали стандарт раскрытия информации, который состоит из двух составляющих». Первая - тактическая.
В ней раскрыта текущая информация. Вторая – стратегическая, – где регламентирована увязка с территориальным планированием. Бизнесменам, прежде, чем начать строительство, - необходимо сравнивать риски размещения производства в том или ином месте.
Третий документ, разработанный « РАО ЕЭС России» – программа для малого бизнеса. Нужно признать, что этот сегмент бизнеса развивается бурно и хочет многого. При этом, - классически нет денег, юридических и инженерных знаний. «Наша задача – создать условия для развития малого бизнеса, помогая им. МЫ сформировали программу с разными мерами поддержки для малого предпринимательства до 100 квт. Для них самые простые процедуры, самые дешевые условия, специальная программа по предупреждению вымогательства»
ДОСТУПНОСТЬ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ
Есть возможности кредитования техдоступности для предприятий малого бизнеса.
Там готовы провести экспертные оценки риска энергетического присоединения. Сами банки выражают заинтересованность в сотрудничестве с системами техприсоединения. А после указа Президента о снижении барьеров процедур для малого бизнеса и вовсе им горит зеленый свет. «Наша задача – связаться с региональными властями и обеспечить малым предприятиям доступность и полную информацию».
Перспективы
«Мы, в свою очередь, в холдинге МРСК вводим систему обжалования решений, анонимных обращений, введена возможность обращения к руководителям любого уровня. Дополнительный сервис - будут действовать специальные контролирующие арбитражные системы, проводиться публичные слушания дел. И конечно же, прежде всего контроль над очередью и слушание жалоб.
Если выявится факт вымогательства – дело будет передано в службу внутреннего контроля, где будут вестись разбирательства. Наша задача - добиваться и узнавать что было сделано по факту заявленного нарушения.
Отстаивайте свое право. Сетевые компании буду отчитываться перед советом директоров, каждая обязана при Совете директоров создать комитет по технологическому присоединению, и что вселяет оптимизм, в состав комитета будет обязательно включен представитель малого бизнеса.
И уже осенью можно публично потребовать отчета, информация будет на сайте РАО ЕЭС, который будет работать до конца 2008 года. С точки зрения системы заработной платы будет введена система ключевых показателей системы эффективности , по которой оценивается работа менеджмента. Все результаты реформы будут подкреплены конкретным результатом.

Анна ТАТЬЯНИНА, г. Барнаул. 26 июня 2008 Информационно-поисковая система www.biznes-portal.com

|