В конце января вступил в силу Закон РФ об обороте сельскохозяйственных угодий
В принципе еще с 1993 года в большинстве регионов страны землю уже можно было покупать, продавать и арендовать. Ограничения существовали лишь для восьми субъектов федерации, расположенных пре имущественно на Северном Кавказе. Операции с земельными угодьями давно уже идут полным ходом (в основном, в форме манипуляций с земельными паями, которые в свое время были распределены между сельскими жителями). Так что крики "радетелей" за Отечество (не допустим, дескать, чтобы российская земля была распродана!) имеют лишь политический смысл и мало связаны с экономической реальностью.
Кстати, крупные землепользователи доныне отдают предпочтение арендной форме использования угодий и не рвутся скупать земельные пространства в собственность. Дело в том, что ликвидность такой собственности невелика, в случае конъюнктурных нужд или изменения направленности бизнеса собственнику трудно будет продать свою землю. Вот деловые люди и осторожничают, тем более, что велико ещё их недоверие к российским властям; а ну как завтра политика переменится и всё запретят "обратно".
Недавно на семинаре "Из первых уст" (его проводит столичный Центр региональной журналистики) мне довелось пообщаться с экономистом-аналитиком Евгенией Серовой, которая специализируется на вопросах реформы сельскохозяйственных отношений. Хотя Евгения Викторовна усматривает в новом земельном законодательстве немало дефектов (в частности, отход от первоначальной идеологии земельной реформы), но все же она полагает, что Земельный кодекс и вступивший в силу Закон об обороте сельхозугодий в общем-то решают на федеральном уровне все проблемы и прописывают процедуры, связанные с оборотом земель. Дело теперь за региональными законодателями.
Россия велика, ценность земли и практика землепользования в регионах страны чрезвычайно различаются. Поэтому федеральное законодательство, задав общий контур земельных отношений в стране, многие частные вопросы оставило на усмотрение регионов. Хоть эти вопросы и частные, но без их решения федеральный закон о сельхозугодиях работать в регионах никак не сможет. А региональные власти (в том числе и в Кузбассе) пока что ведут себя крайне консервативно, осторожничают и с принятием законодательных актов на эту тему не спешат. Нет в подавляющем большинстве российских регионов и Земельного кадастра, расписывающего подробненько расположение и стоимость всех земельных участков (Кузбассу в этом отношении тоже похвалиться нечем). Премудрые областные, краевые и республиканские депутаты по всей стране выжидают: пусть, дескать, соответствующие законы примут соседи, мы съездим "за опытом", посмотрим, что у них получилось, а потом уж и сами потихоньку двинемся вперед... Если называть вещи своими именами, то впору квалифицировать это как самый обыкновенный саботаж. Так что в силу-то новый федеральный закон вступил, однако никто пока не может предсказать, когда он реально начнет работать у нас, в Кемеровской области.
Областные депутаты нынешнего созыва за полгода, отпущенные Москвой для подготовки и принятия "земельных" региональных нормативных актов, не сделали в этом направлении практически ничего. Сейчас им и вовсе не до Земельных проблем - перевыборы на носу. А как скоро вернется к этому вопросу новый состав облсовета (который мы будем выбирать в апреле) - трудно предугадать. Скорее всего, не раньше осени 2003 года. 
Александр СОРОКИН, Кемерово. "Край", № 8, 21.02.2003 г.

|