«РЕНЕССАНС» АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Энергетика
Дата: 30.12.2007

Тема атомной энергетики, априори, входит в журналистике в зону, если не абсолютной тайны, то конкретных сумерек. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия удивительным достижением «зеленых» в шлейфе чудовищных последствий аварии на Черныбыльской АЭС стало замораживание строительства новых атомных электростанций. Кажется, журналисты сами опешили от полученного результата. В Башкирии общественники-экологи существенно повлияли на судьбу нового города Агидель, лишив его жителей работы на стройплощадке спроектированной и утвержденной во всех инстанциях атомной. Агидельцы пережили эмоциональное потрясение, найдя применение собственным силам и интеллекту в малом бизнесе, этот город вот уже почти десятилетие лидирует по количеству людей, занятых в предпринимательстве. То есть обстоятельства вынудили людей искать нестандартные решения, и они с этой задачей с честью справились. Видимо, втайне надеясь, что их «проект века» по строительству атомной когда-нибудь выплывет из вынужденного небытия. Большинство населения республики пока не понимает - есть ли у Башкирской АЭС хоть какое-то будущее? Вот как рассуждает о сложной теме атомной энергетики Анна Белова, первый Заместитель Генерального директора ОАО «Техснабэкспорт», советник руководителя Федерального агентства по атомной энергии. В ноябре она выступила на заседании Клуба региональной журналистики в Москве.

Процесс неуправляемый

Атомная энергетика в стране всегда стояла особняком. Это некий инновационный прорыв Советского Союза. В период ее расцвета были мобилизованы научные, денежные, интеллектуальные ресурсы, был создан и успешно развивался проект, связанный с технологическими решениями, с созданием новых видов вооружений, с проведением необходимых испытаний, совершенствованием и физики процессов, и возможности технической реализации этих процессов. Атомная энергетика – это очень много разных технологических решений. Человек сумел расколоть атом, сумел высвободить энергию, сумел найти способ ее использовать как для военных, так и для мирных целей. Но вот все вопросы, связанные с тем, чтобы полноценно управлять этим процессом, они до сих пор являются открытыми.

Можно констатировать, что еще один очень серьезный этап структурных трансформаций в сфере естественных монополий, крупных, инфраструктурных ведомств России завершен. Недавно в Государственной Думе прошел обсуждение и был принят в первом чтении закон о госкорпорации «Росатом». В нем - развитие общей идеологии, связанной с реструктуризацией и развитием атомной отрасли. На реформирование потребовалось вдвое меньше времени, чем для железнодорожного транспорта. Еще какое-то время, наверное, будет переход, связанный с настройкой новых систем. Но серьезность и масштабы этих изменений, их значимость для российской экономики очень велики.

С точки зрения будущего коммерческого игрока на рынке, «Атомэнергопрома», все понятно: будем эффективно управлять, законодательная база создана, условия есть, активы объединены. Предстоит в рамках имеющихся активов еще раз проанализировать основные фонды и по-другому поставить задачу. Это уже задача не инжиниринга, не перехода, не менеджмента, это задача операционного управления крупной системой..

Но проблема еще и в том, что, отделив гражданскую энергетику от задач утилизации ядерного топлива и ядерного оружейного комплекса, мы увеличим между ними пропасть, разлом, противоречий по мере развития событий будет становиться все больше. В отличие от всех других отраслей промышленности, наука в сфере ядерных технологий имеет общий инновационный фундамент, она едина. И этот разрыв, может быть, не даст эффективно развиваться новому научному управлению. Собственно, президентом была поставлена задача: давайте изменим структуру управления атомной энергетикой в Российской Федерации, чтобы не разрывать контр-управление. При этом нельзя приватизировать всю атомную энергетику.

С одной стороны, по действующему Гражданскому кодексу создается некоммерческая организация в форме государственной корпорации - «Росатом». С другой стороны, она наделяется рядом полномочий органа госвласти в части управления атомной энергией. Этот факт потянул за собой необходимость в изменении существенного законодательного поля. Ей в собственность от государства передается 100% акций «Атомэнергопрома», отданы соответствующие полномочия с точки зрения реализации функций собственника в отношении государственного имущества. Это значит, - казенного имущества Федеральных ядерных центров, институтов, занимающихся работами в сфере ядерного вооружения.

Реструктуризация отрасли

Очевидно, нужна была реструктуризация. Хотелось развивать гражданский сегмент атомной отрасли, ядерно-энергетический комплекс в сфере атомного машиностроения, энергетики. Поскольку за последние пятьдесят с лишним лет вся система, ориентированная на решение военных задач, была замкнута, обложена десятками специфических нормативных актов, постановлений правительства, секретных документов, регламентирующих людей. Как можно создавать коммерческую структуру, когда баланс предприятия является «совершенно секретным»?

При этом огромные опасные запасы, связанные с реализацией в течение десятков предыдущих лет российской, советской ядерной программы «Радиоактивные отходы». Наследие, с которым тоже что-то нужно делать

Последние десять лет во всем мире появился определенный скепсис в отношении атомной энергетики. В России было достроено всего два атомных блока. Огромное Министерство среднего машиностроения, которое раньше было одним из столпов экономики, постепенно изменяло свою значимость, свои приоритеты. Мизер - всего две станции за 10 лет, ядерное оружие в стране не производится, слабо поддерживается текущее состояние. Поэтому, когда в ноябре 2005 года на должность руководителя Федерального агентства по атомной энергии был назначен Сергей Кириенко, перед ним была поставлена задача: провести ситуационный анализ и предложить модель, связанную с необходимыми государственными действиями в отношении российской атомной отрасли.

Первой задачей было проведение ситуационного анализа и разработка программы развития, реструктуризации атомной отрасли. Программа была в виде идеологии представлена нашему президенту 20 января 2006 года. За два месяца удалось основные оси необходимых изменений структурировать. Было дано поручение президента представить полноценную программу с анализом, с финансово-экономическими оценками, к маю 2006 года. Программа была создана. В ее разработке участвовали не только специалисты отрасли, но и создана межведомственная рабочая группа с участием руководителей министерств и ведомств, других структур.

8 июня 2006 года президент подписал программу «Развитие российской атомной отрасли». Она была структурирована в три раздела. Там говорилось, что ядерное вооружение – комплекс накопленного научно-технического потенциала, находится в благополучном состоянии. Просто нужно по-иному обеспечить прозрачность государственного финансирования, провести внутреннюю инвентаризацию. В связи с изменением задач нужно локально структурировать эти задачи. Увязать ядерно-радиационную безопасность и взаимодействие с отработанным ядерным топливом, с утилизацией ядерного топлива. Здесь нужно разрабатывать целую государственную программу. И Федеральная целевая программа с ядерно-радиационной безопасностью была утверждена правительством в 2007 году. Разработка ее потребовала практически год согласований, которые позволили структурировать огромный массив накопленных проблем.

Самый главный сегмент – ядерная энергетика. Это наиболее существенная часть программы, которая была утверждена президентом. Начиналась она с анализа и прогноза потребности в электроэнергетике, ситуации, связанной с ядерной генерацией. На тот момент казалось, что уровень прогнозов потребности роста в электроэнергетике будет составлять порядка 2,1 триллиона ГВт к 2030 году. К сожалению, сейчас эти цифры уже корректируются в сторону увеличения. Есть прогнозы, что речь идет о 3 триллионах ГВт.

Поэтому ситуация, связанная с реальным ростом обусловлена несколькими факторами. Это не только развивающаяся экономика, это и изменение структуры потребления. Если раньше в России на три четверти было промышленное потребление электроэнергии, а на одну четверть – непромышленный сегмент (семьи, дома), сейчас этот баланс поменялся. В развитых странах он составляет половину на половину. Люди стали лучше жить. Они стали покупать стиральные и посудомоечные машины. И понятно, что те прогнозы, которые делал Минпромэнерго в начале 2005 года и начале 2006 годов, окончательно переоценены в момент создания «дорожной карты» развития электроэнергетики. В одну «корзину» попали и гидро-, и топливо-, и атомная генерация. Этот документ появился уже в 2007 году. А в начале 2006 года было очевидно, что если мы будем сохранять такую же долю газа, угля, мазута и атомной энергетики, то нам просто не хватит ни газа, ни угля.

Основное атомное строительство было у нас 20 лет назад. Если посчитать, сколько нам нужно построить АЭС, чтобы замещать к 2030 году выбывающие, выработавшие свой ресурс, и обеспечить соответствующую долю, - получается следующее. При самом консервативном сценарии каждый год нужно закладывать два новых блока. А при цикле строительства в пять лет, легко представить, какие масштабы строительства по всей территории России должны быть развернуты.

Это очень простая арифметика. Стране нужна электроэнергия. Доля атомной – такая-то. Чтобы столько-то выработать, то нужны соответствующие генерирующие мощности. Понимая, что один блок – это 1 ГВт, было подсчитано количество атомных блоков, которые нужно построить до 2030 года.

А дальше пошло развертывание назад, детализация, как любая бизнес-стратегия. Чтобы построить новые АЭС, нужно посчитать, сколько нужно остовов реакторов, сколько нужно монтажников, сырья, бетона, железа. Это ведь стратегическая программа, которая не рисуется просто на бумаге, за нее нужно нести ответственность. Нужно четко представлять, какими ресурсами мы обладаем. Представленная программа была обеспечена не только расчетами, но и ресурсами. По крайней мере, финансовыми.

Таким образом, в октябре 2006 года в правительство была представлена Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса». Она была утверждена правительством. В ней были расписаны несколько сценариев. Объем ее финансирования до 2015 года составляет 1,4 триллиона руб. Из них половина – это внутренние средства отрасли, половина – средства федерального бюджета. Начиная с 2015 года, дальнейшее развитие и строительство атомной генерации в России будет делать создаваемый холдинг, который называется открытым акционерным обществом «Атомный энергопромышленный комплекс».

Повторюсь, чтобы двигаться вперед с развитием гражданского сегмента атомной энергетики, нужно было менять законы. Речь не только об управлении отраслью. Во-первых, у нас по закону об атомной энергии было ограничение, связанное с собственностью на ядерные установки, ядерные материалы. Было написано, что это исключительно федеральная собственность. Во-вторых, это не позволяло провести приватизацию ГУПов, что не давало выстроить новую систему управления и провести, наконец, ту самую границу между ядерным оружием и ядерной энергетикой.

Сколько вешать с граммах ?

А между тем международный рынок атомной энергетики, начиная с 2005 года, стал задумываться о мировых потребностях в электрогенерации. Произошел, что называется, «ренессанс» атомной энергетики. Даже те страны, которые сначала категорически отказывались думать об атомной энергетике в Европе, стали рассматривать такую возможность. А ведущие растущие державы, такие как Индия, Китай, объявили о строительстве до 100 новых атомных энергоблоков. Да, они потом скорректировали свои прогнозы, но даже если это будет не 100, а 60 блоков, цена каждого блока огромна, только капитальные затраты на строительство – минимальная – 1,5 млрд. долл. Это дешевые, конкурентные цены. Те же французы и американцы предлагают по 2,5 млрд. долл. А потом еще 60 лет поставлять топливо. Это очень серьезный сегмент присутствия на международной арене.

Если бы мы не были готовы к активной экспансии в этом сегменте, Россия сегодня осталась бы на обочине. Между прочим, очень интересный экономический факт: сегодня Россия является главным поставщиком обогащенного уранового продукта на мировом рынке, мы нигде не монополизировали такой сегмент продуктового рынка, как в обогащенном урановом продукте (ОУП). Мы поставляем свыше 47% ОУП на мировом рынке. Это невероятная цифра. Арабские Эмираты не поставляют такую долю нефти. И мы не поставляем такую долю газа в мире. А если привести поставляемый ОУП к электрическому эквиваленту – нефть, газ и ОУП, то, если взять газ за 100%, то нефти мы поставляем 78%, а обогащенного уранового продукта – 68%. То есть, экспорт ОУП России в энергетическом эквиваленте сопоставим с экспортом газа.

Но, к сожалению, сейчас начались активные процессы коммерциализации рынка, потому что возник спрос. Исследовательская организация в области энергетики института Кембриджа выпустила отчет, связанный с прогнозом потребности в электроэнергии и ростом сегментов. Франция имеет 75% атомной генерации, Бельгия – 68%. Но многие страны не имеют атомных станций. Поэтому усредненно атомная генерация составляет 6%. Даже при этой незначительной цифре прогнозируют строительство АЭС мощностью до 300 ГВт, то есть до 300 новых блоков в мире будет построено до 2030 года. По самым дешевым оценкам это более 500 млрд. долл. Это только расходы на строительство. Естественно, мы должны на него претендовать.

Таким образом, у нас есть несколько рынков. Международный рынок ОУП, рынок строительства атомных блоков и рынок поставки на блоки топлива – твела. И мы должны везде присутствовать. Поэтому в программе развития атомной отрасли были предусмотрены необходимость корпоратизации ядерно-энергетического сегмента и создание компании, которая сможет сделать новый уникальный продукт, связанный с универсальным блоком.

Представляю, как сложно будет объяснить российскому гражданину, живущему в полной уверенности, что мы самая богатая газовая страна и одна из самых богатых нефтью. И зачем нам нужна атомная энергетика, если вся инфраструктура в нашей стране создана для того, чтобы генерация происходила на тепловых электростанциях?

Не буду называть точные проценты. Представьте себе шарик. Чуть меньше половины – газ. Это корзина электрогенерации. Потом половина – уголь, нефть, мазут. 15-16% - атомная энергетика. То есть, газ действительно доминирует в этой корзине. И все было бы хорошо, если бы не принятая недавно стратегическая программа, связанная с либерализацией цен на электроэнергию и резким ростом цен на газ. С учетом разницы между внутренними ценами, приближением их к экспортным ценам на газ.

Если посчитать количество газа, сжигаемого на газовой электростанции, если посчитать разницу между экспортной и внутренней ценой газа, если весь этот газ отправить на экспорт, а деньги инвестировать в строительство атомного блока, то за четыре года строительство атомного блока окупится. Вот те самые базовые капитальные инвестиции только за счет того, что мы сэкономим на экспортных и внутренних ценах на газ.

В тот момент, когда внутренние цены на газ растут, у нас уже сейчас есть ограничения по газовым поставкам на ряд станций. Нам везет несколько лет подряд – очень теплая осень, теплая зима. Но если бы это было не так, то сейчас уже все предупреждают, что дефицит электроэнергии складывается катастрофический. Потому что реально не будет такого количества газа. И нам в любом случае придется возмещать потребность атомной энергетикой.

Судьба Агидели

В январе 2002 года Президент РБ Муртаза Рахимов провел встречу по проблемам продолжения строительства Башкирской атомной электростанции с представителями Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства атомной энергетики РФ.

Был рассмотрен вопрос о возобновлении и продолжении строительства Башкирской атомной электростанции. Стороны констатировали, что средства, ранее вложенные в строительство БАЭС, а также запланированные инвестиции смогут дать реальную отдачу для экономики в самое ближайшее время. В частности, будет полностью решен вопрос возможного дефицита энергии не только в Уральском регионе, но и в центральной части страны.

В конце 2003 года в «Росэнергоатом» было передано обоснование инвестиций на строительство БАЭС мощностью два миллиона киловатт. Речь шла о двух блоках-миллионниках, предусмотренных декларацией о намерениях, которую правительство республики подписало с Минатомэнерго в 2002 году. Далее началась проведение государственной, экологической и общественной экспертизы обоснования инвестиций….

Только после всех положительных заключений российское правительство сможет принять решение о начале проектирования и строительства станции. Еще год уйдет на получение лицензии на строительство. Ввод же первого энергоблока предполагался в 2012 году (ранее указывался срок 2010 год). Второй блок будет запущен в 2014 году, даты по третьему и четвертому пока не определены.

  

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа Газета «Новая экономическая газета» декабрь 2007 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики