В этом году в соответствии с программой, разработанной областной администрацией вместе с властями городов и районов, планируется закрыть 43 котельные. Как сообщил на встрече с прессой заместитель губернатора области по жилищно-коммунальному хозяйству Александр Наумов , на эти цели выделяется 138 млн. рублей . Взамен будут строиться современные котельные, обеспечивающие низкую себестоимость тепла. Экономия от закрытия неэффективных котельных, по оценке Александра Наумова, составит по всему Кузбассу около 100 млн. рублей в год, поэтому программа окупит себя за полтора года.
Расходы на отопление - одна из основных затрат территориального бюджета. Некоторые города и районы Кузбасса, по данным Александра Наумова, тратят только на закупку угля, не говоря уже о содержании котельных и сетей, до 25 процентов своего бюджета. В таких обстоятельствах для руководства жилищно-коммунального сектора региона приоритетом отраслевой реформы стала экономия, "сокращение непроизводственных затрат". К последним относятся не только неэффективные котельные или сети в аварийном состоянии, но и проблемы с углем. В Кузбассе работает 1346 котельных, отопительный сезон восемь месяцев, поэтому угля нужно подвозить много и часто. Между тем до сих пор не налажена нормальная система учета топлива, контроль за его использованием, охрана угольных складов. Поэтому простое наведение порядка способно уменьшить издержки ЖК.
Другая проблема функционирования вверенного Александру Наумову хозяйства - неплатежи предприятий ЖКХ за тепло и свет "Кузбассэнерго". В январе нового года муниципальные власти городов, обслуживаемых энергосистемой (Новокузнецк, Кемерово и еще четыре небольших города), оплатили за тепло от 11 до 25 процентов начисленных платежей. Не лучше обстоят дела с оплатой электричества. Среди причин этого кризиса заместитель губернатора указал повышение энерготарифов, произошедшее с нового года (оно, впрочем, было предусмотрено бюджетом 2003 года), и плохое поступление средств в бюджетную систему региона, традиционное явление для зимних месяцев начавшегося года. Пришлось обращаться к руководителю РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу ("спасибо, пошел навстречу") с просьбой усреднить платежи за тепло и свет, то есть распределить их по всему году равномерно (поэтому часть оплаты за тепло придется вносить уже летом). В феврале, выразил надежду Александр Наумов, муниципальные власти выйдут на усредненный уровень оплаты энергоресурсов. Эта статья бюджетных расходов, а также зарплата коммунальщиков - основной приоритет.
По мнению Александра Наумова, другим приоритетным направлением развития отрасли должно стать финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, поэтому "не нужно бояться арбитражного управления". "Серьезная работа" предстоит также по организации учета льгот и субсидий. Все эти выплаты уже переданы от жилищно-коммунального хозяйства органам социальной защиты. А их получение должно стать адресным.
Кроме того, 2003 год станет в Кузбассе годом реорганизации системы дорожного строительства - создание 8-10 государственных дорожно-строительных организаций с нормальными экономическими показателями вместо нынешних 22. Остальные предприятия отрасли будут переведены в статус участков. Цель та же, что и при закрытии котельных - "сокращение непроизводственных затрат".
О проблемах жилищно-коммунального хозяйства и о необходимости его реформирования, но уже в масштабах всей России, рассказал кузбасским журналистам в прошлую пятницу Сергей Сиваев, известный эксперт в этой области, член правления фонда "Институт экономики города", директор направления "Городское хозяйство". Его селекторную пресс-конференцию организовал клуб региональной журналистики "Из первых уст". По оценке Сиваева, реформирование жилищно-коммунального хозяйства - это не перекладывание затрат отрасли полностью на плечи граждан. Для начала ЖКХ сделать "нормальным сектором экономики", создать в отрасли рыночные механизмы хозяйствования. Для этого нужно разделить жилищно-коммунальное хозяйство на два сектора: естественно-монопольный (водо-, электро- и теплоснабжение, канализация) и конкурентный (услуги по содержанию жилья и других объектов коммунального хозяйства, управление жилым фондом).
В первом секторе государство должно контролировать ситуацию, регулируя тарифы и сохраняя в своей собственности эту часть ЖКХ. В то же время реальное хозяйствование может осуществлять частный капитал, а не только муниципальные или государственные предприятия. Но для этого нужно принять законодательство о концессиях и внедрить практику концессионного хозяйствования, когда представители частного капитала по конкурсу получают право хозяйствовать на государственных или муниципальных объектах несколько лет. Естественно, за плату.
Во втором секторе уже сейчас частный капитал, например, частные ЖЭКи, уже действует. В том числе и в Кузбассе. Александр Наумов считает, что "частники работают эффективно". Привлечение их в ЖКХ в Киселевске на основе конкурсов привело к общему снижению затрат и снижению стоимости услуг. А для организации их нормальной работы в жилищно-коммунальном хозяйстве нужно только создать "равные условия хозяйствования". По мнению Сергея Сиваева, движение в этих направлениях развития ЖКХ не должно идти только сверху. Централизовать этот сектор, выстроить для него единую вертикаль управления было бы ошибкой, нигде в мире правительство не отвечает за коммуналку. Кстати, пока Правительство России, по мнению депутатов Госдумы, не предлагает "адекватных путей развития отрасли и ее реформирования". 
Игорь ЛАВРЕНКОВ, Кемерово. "Губернские ведомости", № 31, 20.02.2003 г.

|