ПОЗИТИВА БОЛЬШЕ, ЧЕМ В СТРАНЕ ПРИВЫКЛИ ДУМАТЬ
Автор: Каменев Сергей
Регион: Уфа
Тема:  Бизнес , Экономика
Дата: 30.10.2007

На заседании Клуба региональной журналистики «Из первых уст», наш земляк Андрей Шаронов – частый гость. Сегодня он занимает пост Статс-секретаря, заместителя Министра экономического развития и торговли РБ и прекрасно владеет макроэкономическими задачами страны и структурными –по отраслям. Его комментарии к итогам социально-экономического развития России в прошлом году и задачам на 2007 год мы предлагаем читателям.

Рассмотрим динамику валового внутреннего продукта с 1991 года. В худшем, 1998 году, мы упали ниже двух третей валового внутреннего продукта 1991 года. В 2006 году мы впервые превысили номинальный валовой внутренний продукт 1991 года в сопоставимых ценах. Нам постоянно говорят о том, что мы только достигли советского уровня производства. Правда состоит в том, что этот уровень, выражаемый в деньгах, базируется на совершенно другой структуре экономики. Это важно. Здесь, в этой структуре экономике, существенно меньше товаров, которые производились, но никому не были нужны. Сейчас структура продукта существенно поменялась и по своему товарному набору. Что очень важно, гораздо больше доля услуг в структуре ВВП. Это признак более развитой экономики. Чем больше доля услуг, тем более экономика развитая.

Другой двигатель роста - динамика инвестиций в основной капитал. Темпы роста хорошие. Темпы роста инвестиций высокие. Они существенно выше 10%.и они опережают рост внутреннего валового продукта, это позволяет чуть более оптимистично смотреть в перспективу, потому что рост инвестиций сегодня означает рост ВВП завтра.

Теперь мы говорим о более субъективных вещах, связанных в большей степени с деятельностью правительства, то есть, субъективного фактора, чем объективного. Мы очень долго говорили о необходимости создания инструментов развития, некой линейки.

В результате действий, где-то с 2005 года правительство уже предложило линейку инструментов, которые уже в 2005 году начала действовать, а в 2006 году обрела такие конечные очертания. Здесь речь идет об инвестиционном фонде. Инвестиционный фонд, это обособленная часть федерального бюджета, которая в прошлом году составляла около 70 млрд. рублей. В этом году порядка 90 млрд. добавляется к этой сумме, которая на принципе государственного частного партнерства софинансирует крупные проекты, величиной не менее 5 млрд. рублей один проект. Они дают серьезный и экономический эффект, и социальный, и инфраструктурный. Государство может здесь участвовать путем внесения денежных средств в уставный капитал. Путем создания проектно-сметной документации или предоставления гарантий при заимствовании частными партнерами средств с рынка. Причем правительство, как правило, если оно тратит свои деньги, должно тратить их на инфраструктурные объекты, на объекты, которые имеют либо очень большой срок окупаемости, либо вовсе не окупаются с коммерческой точки зрения. В результате конкурсов проектов, уже отобрано несколько. Ряд проектов - инфраструктурные. Это две платные дороги на юге России, а так же в ряде регионов. Это западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Все автодороги платные. Есть крупные неинфраструктурные проекты. Самые крупные - Нижнее Приангарье, Нефтехимический кластер в Татарстане, в Нижнекамске. Очень интересный проект в Читинской области, это 5 комбинатов. Государство там стоит железную дорогу, вокруг которой уже сейчас заявлены инвестиции на 5 горно-обогатительных комбинатов в области цветной металлургии.

На сегодняшний день отобрано 12 проектов. Общая сумма стоимости проектов более 1 триллиона рублей. Из них объем средств из инвестфонда, чуть больше четверти. Это хорошее, так называемое, плечо, что на 1 бюджетный рубль частные инвесторы дают 3. Объем ожидаемых налоговых поступлений в федеральный бюджет в период окупаемости в 2 раза превышает объем инвестиций, которые сделают федеральный бюджет из инвестфонда. Это только федеральные налоги, а будут еще и региональные, и местные налоги. И 175 тыс. рабочих мест, причем не самых дешевых рабочих мест.

Есть еще один инструмент развития, это особые экономические зоны. Там есть налоговые льготы, таможенные льготы и упрощение административных процедур. На сегодняшний день с прошлого года действуют 3 техниковнедренческих зоны и 2 промышленно-производственных зоны. Последние, это Татарстан и Липецк, а техниковнедренческие, это Москва, Санкт-Петербург и Томск - это победители конкурса, в котором участвовало около 70 проектов В конце пршлого года 7 проектов отобраны на создание туристическо-рекреационных зон. Это новый тип особых экономических зон, где будут даваться преференции для формирования объектов, дающих рекреационные услуги. Здесь победители - 2 территории на Байкале: Иркутская область и Бурятия, 2 территории на Алтае: Алтайский край и Горный Алтай, 2 территории на Северном Кавказе: Черноморское побережье Краснодарского края и Кавказские Минеральные Воды. И седьмая территория, это Балтийское побережье, Янтарный берег, Калининград. Еще сейчас мы находимся на стадии обсуждения в Государственной Думе поправок в закон об особых экономических зонах, которые дадут нам четвертый тип зон – портовые зоны. Это позволяет создавать логистические центры, причем не только морские и речные порты, это и сухие порты, это и аэропорты, которые облегчат режим переработки грузов.

Еще одна важная новация, которая тоже в рамках инструментов линейки развития, это отмена таможенных льгот на технологическое оборудование, которое не производится в России. Мы традиционно закрывали наш рынок ввозными пошлинами, иногда запретительными, высокими, потому что считали, что у нас все есть, и все хорошее. Это не так. По некоторым позициям мы потеряли конкурентные преимущества, по некоторым никогда их не имели, по некоторым вообще никогда ничего не производили. На сегодня определено 775 позиций, по которым обнулены пошлины, можно ввозить. Видимо, эти сроки будут продляться, количество позиций будет увеличиваться.

В России принят ряд нормативных решений, которые так же на наш взгляд содействуют улучшению инвестиционного климата. В том числе, это пакет, направленный на противодействие практики недобросовестных корпоративных захватов. Вы знаете, что несовершенство этого законодательства позволяет формально законно осуществлять недружественные поглощения. Это серьезные проблемы для предпринимательского климата, серьезный упрек правительству и законодателю, который не урегулировал до конца этот вопрос.

Сейчас многие вещи из недобросовестного поглощения можно сделать на основе действующего законодательства. То есть, я его формально не нарушаю. Если даже вы справедливый и честный судья, то если я что-то пытаюсь у нее украсть, ей трудно будет доказать, что я нарушил закон. Скажем, я могу купить 1 акцию случайно и арестовать все ее имущество, как владельца 80% акций, потому что мне кажется, что мои права нарушаются. Сейчас те поправки, которые мы внесли, запрещают это делать. Обеспечение должно быть соизмеримо с риском потерь. Если я потеряю 1 акцию, даже если она стоит 1 тыс. руб., все равно нельзя арестовывать имущество многомиллиардной компании, это нонсенс. Вторая, более опасная вещь, которая тоже заложена в законе, опасная для рейдеров. Я должен контр обеспечение сделать. Если я говорю: «Обеспечьте мои интересы на млн., как владельца 1 акции, ну, вот такая она дорогая у меня», мне говорят: «Друг, зарезервируй в банке млн. Если ты накажешь ее и окажешься не прав, а она что-то потеряет, то мы этот млн. отдадим ей». Вот это очень серьезный момент, который сдерживает пыл многих. Потом, по суду. Я нахожу какой-то теплый суд, заявляю свой иск. Этот суд, который в тыс. км от места регистрации и деятельности компании находится, тут же принимает решение, арестовывает имущество, блокирует сделки. Сейчас это будет невозможно сделать, только в том месте, где зарегистрировано это дело. И что еще важно. Владелец компании может встречный иск подать на меня о том, что я блокирую, не обладая всеми правами. И эти дела будут объединены в одном суде по месту жительства. Что у нас получалось? Теплый суд ведет дело там, и все нам заблокировал, я в этом суде добиваюсь правды. Сейчас все будет только в одном суде и только по месту жительства. Еще есть несколько важных моментов, которые, как минимум, серьезно усложняют практику рейдерства.

Принят лесной и водный кодекс. Эти кодексы тоже существенно улучшили возможности для хозяйственные деятельности, для инвестиций в этих сферах. Еще одно важное направление, это программа поддержки малого бизнеса. Она идет третий год Если мы в 2005 году стартовали с 1 млрд. руб., то в этом году у нас уже 3,5 млрд. руб. В прошлом году было 3 млрд. руб. Все программы идут на конкурсной основе, на условиях софинансирования с регионами. 55 регионов победило в конкурсе на создание 93 бизнес-инкубаторов, в том числе 2 – в Республике Башкортостан.

Еще одно важное направление - поддержка экспорта малых предприятий. Деньги здесь могут быть потрачены на сертификацию вашей продукции или услуг по международным стандартам ISO-9000 и выше. Или постфактум оплачены некоторые ваши расходы по участию в международных выставках, где вы показывали свои продукты.

Еще два важных компонента, это административная реформа и развитие судебной системы. У нас традиционно принято хвалиться огромными территориями, природными ресурсами, выгодным геостратегическим, политическим положением и так далее. Но при этом мы не можем ответить даже себе, я не говорю уже о внешних слушателях, как так, при таких огромных богатствах, выгодном положении, мы такие бедные. Как будто существует какая-то сила, которая съедает это все преимущество. Посмотрите, Израиль, просто выжженная земля и ничего больше, в очень небольшом количестве, но и сельхозпродукты производят, и в инновациях, и в высоких технологиях преуспевает. Что за сила такая, которая превращает наше преимущество в наше проклятие? Более-менее научно, это система государственного управления, система гражданского общества, общественных институтов, которые все никак не позволяют нам совладать с нашими преимуществами и отодвигают нас, чуть ли не во вторую сотню по многим показателям. Поэтому административная реформа чрезвычайно важна. Принцип ее состоит в том, чтобы четко определить и нормативно закрепить функции, которые выполняет государство вообще, и конкретный уровень власти в частности, и конкретное ведомство на этом уровне в частности, буквально описать процессы, которые происходят каждодневно между гражданином и властью, между бизнесменом и властью. Как раз из-за нечеткости этих процессов, из-за неописанных обязанностей и прав участников этих процессов и происходит злоупотребление, даются и берутся взятки.

Развитие судебной системы. На мой взгляд, при всех недостатках судебная система меняется, повышается и оснащенность, и информационная прозрачность судов, повышается их независимость. Хотя проблем здесь много. И как раз это один из главной факторов низкой инвестиционной привлекательности России. Это отсутствие быстрой и справедливой, и доступной судебной защиты. Поэтому, наверное, неслучайно, что Министерство экономики занимается Федеральной целевой программой развития судебной системы России, потому что это один из главных инвестиционных факторов.

Российская венчурная компания, тоже очень интересное начинание. Сегодня вы можете ознакомиться на нашем сайте с итогами первого конкурса, проведенного Российской венчурной компанией. Это 100% государственная акционерная компания, с уставным капиталом полтриллиона рублей, которая представляет собой фонд фондов и которая предназначена для финансирования закрытых паевых инвестиционных фондов, на паях с частным инвестором. Частному инвестору должен принадлежать 51%, а государственной компании 49%, то есть сознательно мы отдаем большинство. Они в свою очередь будут покупать, так называемые стартапы, то есть малые инновационные компании, которые обладают высокоперспективными научными разработками. Малые – это объем продаж в год не более 150 млн. рублей. В результате первого конкурса мы получили 13 заявок, оценивали 12, одну отклонили из-за несоответствия требованиям. Из 12 мы отобрали 3 компании, которые получат примерно 4 млрд. руб. в уставный капитал, чуть больше 4 млрд. руб. вложат своих денег, сформируют 3 закрытых ПИФа, которые будут финансировать от 8 до 12 инновационных компаний не более 10 лет. Через 10 лет эти фонды должны быть закрыты, а деньги возвращены в федеральный бюджет с минимальной прибылью. Буквально на днях мы объявим следующий конкурс, итоги которого будут подводиться осенью, на следующий транш от 5 до 10 млрд. руб. на частное софинансирование.

О региональных венчурных фондах – это фонды высокорисковых инвестиций. У нас создано 20 региональных венчурных фонда, в том числе и в Башкортостане. В 2005 году – 6, в 2006 году – 14. В этом году мы тоже объявили конкурс. Это в рамках поддержки малого предпринимательства. Схема такая: мы даем 25% в обмен на 25% субъектовых. То есть здесь субъект федерации должен нам показать строчку в бюджете, что у него есть 25%, такая же сумма, как мы даем. Но эти деньги будут использованы только в случае, если частные инвесторы предоставят еще 50%. 19 фондов создано именно по этой схеме: 50, 25, 25. Самые крупные фонды созданы в Татарстане и в Москве, по 800 млн. руб. в рамках этой схемы. Мы дали 200, 200 дал Татарстан, и 400 – частная компания, которая отобрана на конкурсной основе. Компания отбирается на конкурсной основе, она должна дать приличное резюме и принести с собой еще 50% денег. Можно не своих, можно просто с рынка, это не важно. Важно, что это не государственные деньги.

У нас есть конкретные проекты из инвестиционного фонда. Это Нижнее Приангарье, это Богучанская ГЭС. Богучанская ГЭС - это гигантский проект стоимостью более 120 млрд. руб., из которых только одну шестую дает государство. То есть, на один бюджетный рубль 5 рублей дает частный бизнес. Это очень серьезно. Это огромное количество рабочих мест, совершенно диверсифицированный бизнес. В общем, это оживление на сегодняшний день в совершенно диком месте, где нет еще цивилизации толком. Создается такой огромный кластер.

Кластерная политика, это новое слово. Можно упростить его и сказать, что кластеры дают некий аналог территориально-производственных комплексов, которые были известны в Советском Союзе. Принципиальное отличие состоит в том, что мы перестаем смотреть на экономику в отраслевом разрезе: мы не только металлургию или только резинотехническую промышленность. Мы смотрим на формирование кластера, взаимодополняющей группы предприятий. Здесь есть металлургия, есть сразу же потребители этой металлургии. Например, автомобильная промышленность. Есть сразу же кластер малых предприятий, которые производят компоненты для этой металлургии. Есть резиново-техническая промышленность, которая производит внутренние компоненты, шины. Есть химия, которая перерабатывает тут же имеющуюся нефть. Тут же есть высокая наука, которая из остатков этой нефти производит какие-то дорогие, высокомолекулярные соединения. Вот что такое кластер. Это перспективный путь развития мировой экономики. Есть смысл поддерживать не отрасли, а именно кластеры. Чем они более диверсифицированы, то есть, разнообразны, тем больше коммерческих перспектив имеет подобный кластер. В Нижнем Приангарье мы видим возможность такого кластера. Санкт-петербургский морской кластер, ивановский текстильный кластер – тоже понятно и тоже небезнадежно. Сейчас разрабатывается концепция кластерной политики.

Транспортная инфраструктура. Наше преимущество при внимательном рассмотрении превращается в наши недостатки. Мы имеем очень большую территорию и слишком неразвитую сеть дорог.

У нас появляется закон об автомобильных дорогах, о платных автомобильных дорогах. Сейчас новые проекты строятся исключительно, как платные автодороги. Они сопровождаются бесплатными старыми. Мы связываем развитие ключевых инфраструктур Москва – Северо-запад, Москва – Юг, Москва – Нижний Новгород и дальше на Урал, как раз с развитием закона о платных дорогах.

По пенсионной реформе. Это очень сложная проблема. По важному показателю, который называется коэффициент замещения, мы почти в два раза хуже смотримся, чем развитые страны. Показатель замещения – это отношение средней пенсии к средней заработной плате. Если завтра среднестатистический россиянин становится пенсионером, то его пенсия будет составлять меньше 25% от его заработной платы. В мире этот показатель базируется от 40 до 60%, чувствуете разницу. Мы имеем 25%, и при сохранении сегодняшних тенденций этот показатель будет только ухудшаться вплоть до 16%. Это серьезный вызов. Сейчас мы пытаемся найти решение этой проблемы.

Как можно это сделать? Первое, это механизм индексации шкалы единого социального налога в соответствии с темпами роста заработной платы.

Стимулирование добровольных отчислений граждан на накопительную часть пенсии. Во-первых, накопительная пенсия, это обязательный элемент, который бы обеспечил увеличение пенсионных накоплений гражданина. Сейчас, если вы смотрели, у нас была дискуссия с Зурабовым, он считает, что мы всю накопительную часть должны вывести из государственной пенсии, и хотите, делайте это, как частную систему, а в государстве будет только солидарная система. Мы считаем, что это тупик, который приведет к тому, что мы совсем снизим коэффициент замещения. Если вы видели, в послании президент уже озвучил эту идею, что до определенного объема собственных отчислений из заработной платы государство может софинансировать. Условно говоря, если вы каждый месяц будете отчислять по 1 тыс. руб. на свой пенсионный счет, то государство может вам софинансировать еще 1 тыс. руб., зачислять на ваш счет, но до определенного размера, например, не больше 12 тыс. в год. Это важно. Во всем мире государства стремятся простимулировать, чтобы человек сам заботился о своей пенсии. Во всем мире это плохо получается. Потому что человек сейчас такой молодой, здоровый, интересный и тратить сегодняшний рубль на ситуацию через 40 лет, не очень понятно. Это такая общечеловеческая психология, а не чисто российская. Поэтому здесь должно быть больше стимулов и больше обязательств со стороны граждан, со стороны предприятий, со стороны государства. Еще расширение портфелей активов, которые инвестируются средством …. Сейчас они инвестируются, как правило, в государственную управляющую компанию, если вы не выбрали себе никого. А государственная управляющая компания в лице ВЭБа может инвестировать в очень узкий объем инструментов, только в государственные ценные бумаги с фиксированным доходом.

  

Сергей КАМЕНЕВ, г. Уфа. Журнал «Бизнес-партнер» май 2007 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики