Когда говорят, что нет пророков в своем отечестве, то чаще всего лукавят или хотят уйти от ответа на сложный или острый вопрос. Среди экспертов мирового уровня размышления о тенденциях в макроэкономике считаются высшим пилотажем. Особенно, если они базируются на практическом материале, подтверждаются данными из регионов. Наш земляк, Андрей Шаронов, статс-секретарь, заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации желанный гость и интересный докладчик на совещаниях самого высокого уровня. Уже десять лет работы он работает в Министерстве экономического развития, прекрасно владеет ситуацией. И на вопрос: «Ради чего Вы все это делаете, есть ли реальные результаты, личное удовлетворение?». Он честно отвечает: «С одной стороны, неудовлетворенности гораздо больше. Из-за непоследовательности, из-за завышенных ожиданий… Ряд начатых в стране реформ действительно незавершен, даже тех, которые я считаю успешно начатыми. Например, реформа электроэнергетики, реформа железнодорожного транспорта, реформа корпоративного управления, налоговая реформа. И много-много других. Ряд реформ в своей реализации поменяли вектор. В частности, в административной реформе мы пошли на очень серьезные компромиссы, которые переврали суть этой реформы во многих моментах. От ряда реформ пришлось вообще отказаться. Скажем, пресловутая реформа «Газпрома» совсем не случилась, мы движемся в прямо противоположном направлении. С другой стороны, с 1997-1998 годов, когда я пришел в министерство, очень многое изменилось. Помните, какая ситуация была с налогами, с корпоративным законодательством, с обращением в суды? Какая ситуация была с инфраструктурой малого бизнеса, с электроэнергетикой, с железнодорожным транспортом? Ситуация меняется к лучшему. У всех у нас в крови есть этот максимализм: осуществить самую сложную концепцию за 500 дней, медленнее мы не согласны. Если сроки больше, значит, плохо работаем. Но ведь работаем, движемся вперед. И даже имеем кое-какие, неплохие, на наш взгляд, результаты».
На форуме Клуба региональной журналистики «Из первых уст», выступая перед представителями СМИ из разных уголков страны, Андрей Шаронов говорил как раз об этом: «Чем выше уровень развития страны, тем более сложные проблемы приходится решать». В России слишком долго говорили о том, что экономика имеет неблагоприятную структуру, что мы живем в основном за счет природных ресурсов. А из них, в основном, за счет углеводорода, и живем хорошо благодаря тому, нефтепродукты, независимо от нашей воли, дорого стоят на внешних рынках, что так долго продолжаться не может. А надо было предпринимать упреждающие действия. Наконец, правительство предложило ряд мер, которые в 2005 году начали действовать, а в 2006 году обрели конечные очертания. Это результат деятельности многих людей и ведомств, результат сложения многих факторов - и субъективных, и объективных, и внутренних, и внешних. Предложения учитывают макроэкономический подход, разделены по структурным итогам и задачам. Предлагаем читателям в изложении Андрея Шаронова сокращенный вариант презентации реальных инструментов развития, некой линейки возможностей, которые предоставляет сегодня государство, в частности, бизнесу.
Инвестиционный фонд
Инвестиционный фонд, это обособленная часть федерального бюджета, которая в прошлом году составляла около 70 млрд. рублей. В этом году порядка 90 млрд. добавляется к этой сумме, которая на принципе частно-государственного партнерства софинансирует крупные проекты (не менее 5 млрд. рублей один проект). Они дают серьезный экономический эффект, социальный и инфраструктурный. Государство может здесь участвовать путем внесения денежных средств в уставный капитал, путем создания проектно-сметной документации или предоставления гарантий при заимствовании частными партнерами средств с рынка. Причем правительство, как правило, если оно тратит свои деньги, должно тратить их на инфраструктурные объекты, на объекты, которые имеют либо очень большой срок окупаемости, либо вовсе не окупаются с коммерческой точки зрения. В результате конкурсов проектов, отобрано 12 проектов. Это Волга, Балтийский путь, это Орловский тоннель в Санкт-Петербурге, это платные дороги на юге России(две – одна в Краснодарском крае, другая на Дону), это западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Крупные неинфраструктурные проекты -, Нижнее Приангарье (самый крупный), где есть и энергетика, и горно-металлургический, алюминиевый комплексы и ЦБК. Нефтехимический кластер в Татарстане, в Нижнекамске. Очень интересный проект в Читинской области, это сразу пять комбинатов. Государство там стоит железную дорогу, вокруг которой уже сейчас заявлены инвестиции на пять горно-обогатительных комбинатов в области цветной металлургии. Железнодорожная линия Кызыл-Курагино... Кызыл, один из немногих центров, который находится географически относительно в центре России, и куда нет железной дороги, что существенно ограничивает возможности развития Тывы. Большое количество полезных ископаемых делает этот проект чуть более окупаемым, хотя у него очень сложная экономика.
Общая сумма стоимости проектов более 1 триллиона рублей. Из них объем средств из инвестфонда - чуть больше четверти. Это хорошее, так называемое, плечо, когда на один бюджетный рубль частные инвесторы дают три. Здесь объем ожидаемых налоговых поступлений в федеральный бюджет в период окупаемости в два раза превышает объем инвестиций, которые сделает федеральный бюджет из инвестфонда. Это только федеральные налоги, а будут еще и региональные, и местные налоги. И 175 тыс. рабочих мест, с подоходным налогом. Другие конкретные проекты из инвестиционного фонда: это Нижнее Приангарье, Богучанская ГЭС. Последний - гигантский проект стоимостью более 120 млрд. руб., из которых только одну шестую часть дает государство. То есть, на один бюджетный рубль пять рублей дает частный бизнес. Это огромное количество рабочих мест, совершенно диверсифицированный бизнес. В общем, это оживление на сегодняшний день в совершенно диком месте, где нет еще цивилизации толком. Создается такой огромный кластер или особая экономическая зона...
Особые экономические зоны.
Это обособленные части территории Российской Федерации, где действуют особые налоговые, таможенные и административные режимы. Там есть небольшие налоговые таможенные льготы и упрощение административных процедур. С прошлого года действуют три техниковнедренческих зоны и две промышленно-производственных. Последние, это Татарстан и Липецк, а техниковнедренческие,- это Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Томск, это победители этого конкурса, в котором участвовало около 70 проектов. Шесть проектов победило, семь проектов отобраны уже в конце прошлого года на создание туристическо-рекреационных зон. Это новый тип особых экономических зон, где будут даваться преференции для формирования объектов, дающих рекреационные услуги. Здесь объявлены победители: две территории на Байкале (Иркутская область и Бурятия). Две территории на Алтае - Алтайский край и Горный Алтай. Две территории на Северном Кавказе - Черноморское побережье Краснодарского края и Кавказские Минеральные Воды. По особым экономическим зонам будут организованы новые конкурсы.
В частности, по портовым, по промышленным, скорее всего, - еще и по технико-внедренческим. Хотя создание нормальной экономической зоны стоит очень дорого и для федерации, и для субъекта. Мы набрали уже много обязательств: уже сейчас создано 13 зон. Это очень дорого. Каждая зона - это многомиллиардные государственные инвестиции. К тому частники там вкладывают много миллиардов.
Отмена таможенных льгот на технологическое оборудование, которое не производится в России.
Это тоже новация. Мы традиционно закрывали отечественный рынок ввозными пошлинами, иногда запретительными, высокими, потому что считали, что у нас все есть, и все свое - хорошее. Это не так. По некоторым позициям мы потеряли конкурентные преимущества, по некоторым никогда их не имели, по некоторым вообще никогда ничего не производили. Традиционно, на всякий пожарный случай , мы закрывали свой рынок, сдерживая возможности для ввоза такого оборудования, производства новых продуктов на территории Российской Федерации. Сейчас по 775 позициям обнулили пошлины, можно товары ввозить. Видимо, сроки действия этих выгодных пошлин будут продляться, количество позиций будет увеличиваться.
Введена нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых на месторождениях Восточной Сибири. Это тоже из числа элементов, стимулирующих высокие технологии. В данном случае, они касаются традиционной сферы, нефтедобычи, но важны и с точки зрения перевода бизнеса в новые, нетрадиционные для этого бизнеса регионы. Кроме того, для всех месторождений, которые существенно выработали свой ресурс, понижается коэффициент, снижается налоговая нагрузка. Это стимулирует компании не бросать старые скважины, а продолжать их эксплуатировать, снижая свои издержки за счет снижения налоговой нагрузки.
Принят ряд нормативных решений, содействующих развитию инвестиционного климата. Это корпоративное законодательство на период до 2008 года, которое улучшает качество корпоративного управления. В том числе, пакет документов, направленных на противодействие практике недобросовестных корпоративных захватов. Несовершенство законодательства позволяет формально законно осуществлять недружественные поглощения. Это серьезные проблемы для предпринимательского климата, серьезный упрек правительству и законодателю, который не урегулировал до конца этот вопрос. Поправки в закон об оценочной деятельности так же улучшают ситуацию, помогут совершенствованию процедур реорганизации компаний, различных форм собственности.
Принят лесной и водный кодексы. Они также существенно улучшили возможности для хозяйственные деятельности, для инвестиций в этих сферах. Наблюдается задержка с законом о недрах. Он должен стать третьим важным законом, который пока «завис». Много решений принято и еще будет принято по упрощению землеустроительных работ. Подготовлен ко второму чтению закон о едином кадастре объектом недвижимости, который должен систематизировать и защитить права правообладателей на различные объекты недвижимости в России.
Играет свою позитивную роль программа поддержки малого бизнеса. Она идет уже третий год Суммы увеличиваются. Если в 2005 году программа стартовала с 1 млрд. руб., то в этом году у нас уже 3,5 млрд. руб. В прошлом году было три млрд. руб. Все программы идут на конкурсной основе, на условиях софинансирования с регионами. 55 регионов победило в конкурсе на создание бизнес-инкубаторов, создано 93 бизнес-инкубатора. Скорее всего, к концу 2008 года, мы все запустим, все они будут заселены. Часть из них уже работает.
Объявлена поддержка экспорта малых предприятий. Деньги здесь могут быть потрачены на сертификацию продукции или услуг по международным стандартам ISO-9000 и выше. Или постфактум оплачены некоторые расходы по участию в международных выставках, где демонстрировались продукты и товары предпринимателей. Достаточно эффективна программа лизинга и содействия кредитованию для малых предприятий. Поддержка заложена в совершенно разных региональных и муниципальных программах. Так, 19 регионов сейчас создают 20 венчурных фондов. Это фонды высоко рисковых инвестиций.
Еще два очень важных инструмента из этой же линейки, которые стимулируют высокоэффективные бизнесы, с высокой добавленной стоимостью, с использованием научного потенциала. «Банк Развития», это специальная структура, на 100% принадлежащая правительству, это не наше изобретение во всем мире они есть. Это «ЭКСИМ банк» США, это «КФВ» в Германии и так далее. Они занимаются поддержкой экспорта в не сырьевых отраслях, поддержкой малого и среднего бизнеса, сопровождают, в том числе, лично финансируют, субсидируют процентную ставку, либо страхуют крупные инфраструктурные или инновационные проекты. Вот такой закон у нас сейчас прошел во втором чтении в Государственной думе.
Создана Российская венчурная компания, тоже очень интересное начинание. С итогами первого конкурса, проведенного Российской венчурной компанией, можно ознакомиться на сайте МЭРТ РФ. Это 100% государственная «акционерка», с уставным капиталом полтриллиона рублей, которая представляет собой фонд фондов. По идее, она предназначена для финансирования, для капитализации закрытых ПИФов, закрытых паевых инвестиционных фондов, на паях с частным инвестором. Частному инвестору должен принадлежать 51%, а государственной компании 49%, то есть сознательно мы отдаем большинство бизнесу. Они, в свою очередь будут покупать, так называемые стартапы, то есть малые инновационные компании, которые обладают высокоперспективными научными разработками. Малые – потому, что объем продаж в год не более 150 млн. рублей. В результате первого конкурса получено 13 заявок, одну отклонили из-за несоответствия требованиям. Отобрано всего три компании, которые получат примерно 4 млрд. руб. в уставный капитал, чуть больше 4 млрд. руб. вложат своих денег, сформируют три закрытых ПИФа, которые будут финансировать не более десяти лет от 8 до 12 инновационных компаний. После этого срока фонды должны быть закрыты, а деньги возвращены в федеральный бюджет с минимальной прибылью. Объявлен следующий конкурс, итоги которого будут подводиться осенью, на следующий транш от 5 до 10 млрд. руб. Первые победители, это ВТБ, который поддержал международный банк, «Европейский банк реконструкции и развития», это компания «Биопроцесс». Они собираются инвестировать в биотехнологии и тонкую химию. Проект поддержали два крупнейших, известных в мире американских венчурных инвестора. Это Фиц Гиббенс, человек, который создавал «Водофон», крупнейшую на сегодняшний день компанию. И это Пич Джонсон, человек, который стоял у истоков многих проектов, которые сейчас представляют собой многомиллиардные компании из Силиконовой долины США. Два человек свои личные деньги вложили в это дело, подтвердив высокое качество заявок. Третья компания, «Финанс-траст», она привлекла крупную израильскую компанию в софинансирование этого проекта.
Кластерная политика. Можно упростить тему и сказать, что кластеры дают некий аналог территориально-производственных комплексов, которые были известны в Советском Союзе. Принципиальное отличие состоит в том, что мы перестаем смотреть на экономику в отраслевом разрезе: не только металлургия или резинотехническая промышленность. Рассматривается формирование кластера, взаимодополняющей группы предприятий. Здесь есть металлургия, есть сразу же потребители этой металлургии, например, автомобильная промышленность. Есть кластер малых предприятий, которые производят компоненты для этой металлургии. Есть резиново-техническая промышленность, которая производит внутренние компоненты, шины. Есть химия, которая перерабатывает имеющуюся нефть. Тут же есть высокая наука, которая из остатков нефти производит какие-то дорогие, высокомолекулярные соединения. Вот что такое кластер. Это перспективный путь развития мировой экономики. Есть смысл поддерживать не отрасли, а именно кластеры. Чем они более диверсифицированы, то есть, разнообразны, тем больше коммерческих перспектив имеет подобный кластер. В Нижнем Приангарье, например, мы видим возможность создания такого кластера, когда есть энергетика, есть металлургия. Производство алюминия потребляет огромное количество электроэнергии. Санкт-петербургский морской кластер, ивановский текстильный кластер – тоже небезнадежно. Сейчас разрабатывается концепция кластерной политики, Гарвардский университет в этом участвует. Майкл Портер, который считается отцом теоретических основ кластерной политики, возглавляет рабочую группу. Мы надеемся что-то разумное получить из этого.
Региональное развитие. В стране работает пять региональных программ. Правительство отказалось от того, чтобы идти по принципу один регион – одна программа. Тогда получается нивелирование, размывание денег и идей, вроде, «всем сестрам - по серьгам». Здесь тоже есть несколько приоритетов, которые связаны и с текущим состоянием данного региона, и с его коммерческими перспективами. В части коммерческих перспектив особое внимание уделяется Калининграду и Сочи. Это действительно перспективные территории. У Курильских островов тоже довольно большие перспективы, и плюс необходимость их развития с геополитических соображений.
С некоторого момента мы поняли, что всегда лучше федеральные деньги, особенно если это касается нас, Министерства развития, упаковывать в виде морковки. Мы ведь не просто Министерство здравоохранения, которое обязано профинансировать федеральную больницу. Мы стимулируем развитие. Поэтому мы практически все наши программы ведем по принципам софинансирования. Даже если ты самый бедный, все равно найди 30% и тогда ты получишь 70% федеральных средств. А если ты богатый, то ты получишь 30% федеральных, а 70% региональных. Это человеческая природа, это в экономике называется проблема зайцев, а на улице это называется халявой. Если вы бесплатно получаете федеральные деньги, у вас к ним легкое отношение. Даже если вы бедный регион, но если вы напряглись, где-то урезались, и нашли три своих рубля, а получили 10 федеральных, вы совершенно по-другому будете вести себя в части расходования этих денежных средств. Поэтому это принцип, и мы будем его придерживаться, стимулировать регионы к тому, чтобы они предлагали что-то состоятельное. Возьмем опять венчурные фонды. Таких фондов уже создано без малого два десятка. В 2005 году – было шесть, в 2006 году – четырнадцать. Но денег на всех желающих не хватает. В этом году мы тоже объявили конкурс в рамках поддержки малого предпринимательства. На наших условиях пока поступила всего одна заявка. Схема такая: мы даем 25% в обмен на 25% субъектовых вложений. То есть здесь субъект федерации должен нам показать строчку в бюджете, что у него есть 25%, такая же сумма, какую мы даем. Но эти деньги будут использованы только в случае, если частник предоставит еще 50%. 19 фондов создано именно по этой схеме: 50, 25, 25. Самые крупные фонды созданы в Татарстане и в Москве, по 800 млн. руб. в рамках этой схемы. Мы дали 200, дал Татарстан200, и 400 – частная компания, которая отобрана на конкурсной основе. Компания должна дать приличное резюме и принести с собой еще 50% денег. Можно не собственных, можно просто «игроков» с рынка, это не важно. Важно, что это не государственные деньги. Заявки можно подавать, деньги на дельные предложения найдем.

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. «Новая экономическая газета», июнь 2007

|
|