ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ – НА ПРОДАЖУ
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Энергетика , Глобальные изменения климата и Россия
Дата: 30.03.2008

На пути к устойчивому экологическому развитию

В 2007 и в начале 2008 года в прессе активно обсуждалась проблема изменения климата. На очередном заседании Клуба региональной журналистики в Москве выступили начальник Департамента инвестиций и капитального строительства ОАО «ТГК-1» Эдуард Лисицкий, Вице-президент БЕ "Управление портфелем и трейдинг", финской компании Fortum Пирья Хейсканен и Генеральный директор энергетического углеродного фонда РАО "ЕЭС России" Андрей Горьков. Они опровергли расхожую версию апокалипсиса, связанного с глобальным потеплением Земли. По крайней мере, альтернативу грядущим бурям, ураганам и цунами, прогрессивное человечество придумало. И даже поставило ее на экономические, рыночные рельсы.

Россия сегодня, хочет она этого или нет, стала частью глобального углеродного рынка. С 1 января 2008 года вступили в силу ограничения на выбросы парниковых газов, предусмотренные Киотским протоколом. Все развивающиеся страны, которые ратифицировали Киотский протокол, имеют задание по снижению выбросов парниковых газов. Они предусмотрены специальным приложением к протоколу. Для России это задание нулевое, несложное. Иными словами, Российская Федерация обязана сохранить выбросы парниковых газов на уровне, не превышающем уровень 1990 года.

Безусловно, это задание Российская Федерация выполнит. Спад производства в нашей экономике в 1990-е годы привел к тому, что сегодня у страны имеется 30-процентный запас квот по выбросам парниковых газов. С одной стороны, это никоим образом не может негативно воздействовать на нашу экономику. С другой стороны, это не создает нужных стимулов для внедрения мероприятий по энергосбережению для улучшения экологических показателей технологических процессов и так далее.

Достаточно жесткие ограничения, которые установлены сегодня для европейских стран, их правительства транслировали далее на свои компании. Что это означает? То есть, страна перераспределила свою квоту, установленную по Киотскому протоколу, среди компаний. Если компания выбрасывает меньше, она может продать эту квоту на специальном рынке. Если она выбрасывает больше, чем установлено зданием, то она платит штраф или обязана приобрести необходимые сокращения парниковых газов в Российской Федерации, в развивающихся странах или у соседней компании, на специально организованном рынке.

Таким образом в Европе запущен специальный рыночный механизм, который позволяет сокращать выбросы там, где это максимально выгодно. Этот механизм заставляет иностранные компании участвовать в проектах совместного осуществления и в Российской Федерации, и на Украине, и в развивающихся странах, таких как Китай, Индия, Бразилия и так далее.

В феврале 2008 года подписано соглашение между компанией Fortum, крупнейшей энергетическая компания Финляндии, и энергетической компанией Северо-запада Российской Федерации ТГК-1. Это, безусловно, событие мирового масштаба.

Соглашение такого масштаба, когда результатом сделки становится реализация 5 млн. тонн СО2 , в Российской Федерации еще не было. Это серьезный прорыв на российском углеродном рынке.

В портфеле РАО «ЕЭС России», в портфеле Энергетического углеродного фонда проекты ТГК-1 были одни из самых лучших с точки зрения технических решений, и с точки зрения степени подготовки проектно-технической документации.

Результатом сделки явились пять проектов. Эти и пиротехническое перевооружение действующих электростанций с применением современных парогазовых технологий, и реконструкция каскада ГЭС, и очень важный проект повышения энергосбережения в тепловых сетях. Таких грандиозных проектов в РАО «ЕЭС России» больше нет.

ТГК-1 включает в себя 55 электростанций в четырех субъектах Российской Федерации: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область и Республика Карелия. В составе этих электростанций 40 гидростанций, 14 теплоэлектроцентралей и одна дизельная электростанция, расположенная на острове Валаам. С помощью этого соглашения Россия сможет существенно сократить количество выбросов парниковых газов в атмосферу.

Итак, только в ходе реализации Киотского протокола общий объем сокращения выбросов составит около 5 млн. тонн. В дальнейшем по подсчетам специалистов каждый год сокращение будет составлять около 1,6 млн. тонн. Если оценивать сокращение выбросов с точки зрения торговли выбросами на европейском рынке, то стоимость этой сделки составит около 70 млн. евро. Это значительная сумма, которая позволит ТГК-1 частично реализовать свою инвестиционную программу.

Потенциал сокращения выбросов в российском секторе производства электроэнергии и тепла значительный. По прогнозам, прирост потребности в электроэнергии ежегодно будет составлять 4% до 2020 года. Поскольку производственные мощности достаточно устарели, эффективность их так же снижается. Имеются потери в распределении как электроэнергии, так и тепла. Поэтому благодаря модернизации электростанций и повышения эффективности их эксплуатации можно достичь значительного сокращения выбросов парниковых газов. Эти сокращения будут составлять до 100 млн. тонн в год. Таким образом, можно произвести сокращение на 20% по сравнению с текущим уровнем.

Предприятия ТГК-1 имеют возможность снизить выбросы углекислого газа за счет реализации инвестиционных проектов. Внедрение на замещающих мощностях более эффективного современного оборудования, позволит в 1,5-2 раза снизить удельный расход топлива на производство электроэнергии, что снижает выбросы в атмосферу.

Сегодня в РАО «ЕЭС России» имеется 99 проектов, которые оформляются как проекты совместного осуществления. Объем сокращения выбросов парниковых газов по этим проектам составляет примерно 55 млн. тонн СО2. Все эти проекты в течение 2008 года будут оформлены, подписаны сторонами - участниками. Будет объявлен конкурс, в соответствии с которым все компании (российские и иностранные) смогут изъявить желание принять участие, приобрести квоту в результате реализации данных инвестиционных проектов. Механизм конкурса очень простой: деньги в обмен на квоты.

Планируется, что стоимость квот по состоянию на сегодня составляет от 7 до 10 евро за СО2. По мере развития в Российской Федерации нормативной базы, как будет накапливаться опыт регистрации проектов, как будет меняться ситуация на международных углеродных рынках, эта цена будет расти. Для того, чтобы определить объем средств, которые могут быть привлечены в энергетику за счет применения механизмов Киотского протокола, составлена простая таблица:, это 8-10 евро умножить на 55 млн. тонн, это по минимуму. То есть, это где-то 500-550 млн. тонн евро. По максимуму, ситуация зависит от того, как будет меняться рынок. Чем скорее - тем лучше.

Главное, появилось, наконец, желание всех стран, в том числе и Соединенных Штатов Америки, заниматься проблемами климата, снижать выбросы парниковых газов в атмосферу, участвовать в международных соглашениях и в киотский, и в пост-киотский период (в 1012 – 2020 годы). Поскольку климат един для всех, независимо от наших границ.

Мы уверены в действенности рыночного механизма сокращения выбросов, который уже запущен в Европе. Чем быстрее в этом процессе будут задействованы «живые» деньги, тем быстрое это привлечет внимание всех заинтересованных сторон. Идея европейского рынка сокращения выбросов заключается в том, чтобы проводить сокращение выбросов, в том числе в развивающихся регионах, где это наиболее экономически целесообразно. Поэтому мы считаем, что механизм проекта совместного осуществления по Киотскому протоколу является наиболее важным в сокращении выбросов. В любом случае мы все должны чувствовать свою ответственность за устойчивое развитие.

Хорошо бы, чтобы Российская Федерация подошла бы к 2012 году, имея разработанную и принятую установленным образом национальную политику, которая способствует сокращению выбросов парниковых газов, способствует рациональному использованию энергоресурсов, в первую очередь органического топлива, в то же время, которые не создают серьезных ограничений для экономического роста в Российской Федерации и позволяют обеспечивать энергией и население, и промышленность Российской Федерации.  

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. Газета «Новая экономическая газета» № 12, 20-27 марта 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики