Знание закона Ома не влияет на приток инвестиций
КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ ЗА РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ?
Вопросы кто, когда и почем поставляет стране электроэнергию становятся все более острыми. Поэтому на очередном заседании Клуба региональной журналистики выступление Никиты ПАВЛОВА, главного специалиста отдела технологических присоединений Департамента стратегического планирования Федеральной сетевой компании РАО «ЕЭС» было воспринято с большим интересом.
Он начал с предыстории процесса технологического присоединения в Российской Федерации, откуда это понятие возникло и почему с ним сейчас связано так много проблем. Очевидно, что технологическое присоединение существовало всегда с той поры, как возникла электрическая сеть в России. Однако, как отдельная услуга, которую сетевые организации оказывают обществу, потребителям, технологическое присоединение законодательно было оформлено в конце 2006 года. Более того, и в 2007 году правительством Российской Федерации были приняты решения, которые в дальнейшем уточнили параметры и формы технологического присоединения. Речь идет о Федеральном законе об электроэнергетике. 21 марта 2007 года было принято постановление Правительства № 168, которым были утверждены, с одной стороны, правила недискриминационного доступа потребителей к электрической сети, с другой стороны, правила осуществления технологического присоединения.
Если говорить об объемах этой деятельности, то можно сказать следующее. В 2006 году количество заявок на технологическое присоединение, которое было подано в Федеральную сетевую компанию, в ее исполнительный аппарат в Москве, во все ее филиалы составило 462 единицы.
Величина мощности, на которую эти заявки были поданы, составила около 40 тыс. мегавольт-ампер. Это значительная величина. При этом мы понимаем, что поданная заявка не означает, что в этом же году она была удовлетворена. Работы по технологическому присоединению, особенно по сетям Федеральной сетевой компании к магистральным сетям – это длительный процесс. Сейчас постановлением Правительства утвержден предельный срок, который этот процесс может занимать, - два года. Этот срок может корректироваться.
В основном заявки, направленные в Федеральную сетевую компанию, - это заявки от крупных потребителей. Основным потребителем услуг являются распределительные сетевые компании, которые работают на классах напряжения более низких, чем Федеральная сетевая компания. Они напрямую взаимодействуют с множеством потребителей – это малые и средние предприятия, коттеджные поселки - огромное количество клиентов. По данным за 2007 год в распределительные сетевые компании было подано 12 тысяч заявок на технологическое присоединение.
При этом и напряжение, и конфликты возникают в разных масштабах, с разной интенсивностью на уровне взаимоотношений распределительных сетевых компаний с потребителями и на уровне Федеральной сетевой компании со своими крупными потребителями.
Важно отметить, что в ближайшие годы с точки зрения технологических присоединений и с точки зрения развития сетевой инфраструктуры в целом будут очень значимыми не только для сетевых компаний, не только для множества потребителей, но и для всей энергетики страны. Слышали о плане ГОЭЛРО-2, который недавно был одобрен правительством? Он разрабатывался РАО «ЕЭС». Роль технологических присоединений в этом плане можно кратко охарактеризовать следующим образом.
Страна переживает экономический рост. Это, безусловно, приятное обстоятельство, и оно напрямую влияет на рост энергопотребления в Российской Федерации. Существуют пессимистический и оптимистический прогнозы этого роста. Мы представляем, что в год этот рост будет составлять, как минимум, 4,1%. Максимальный расчет – около 5,1%. Если посмотреть на конкретные цифры, то можно увидеть, что в 2006 году объем электропотребления составил 980,5 млрд. киловатт-часов. Если темпы продолжатся с такой же скоростью как сейчас, то по умеренной оценке к 2020 году он составит 1710 млрд. киловатт-часов, то есть увеличение произойдет почти в два раза. По максимальной оценке величина составит 2000 млрд. киловатт-часов. Это очень значительное увеличение в масштабах всей страны.
Реализация этого увеличения – это и есть заявки на технологическое присоединение, это и есть то увеличение потребляемой мощности, которое испытывает сеть. Для обеспечения увеличения спроса на услуги сетевых компаний и потребляемую электроэнергию и был разработан план ГОЭЛРО-2. Государством осуществляются беспрецедентные инвестиции как в сетевую инфраструктуру, так и в инфраструктуру генерирующих компаний. При этом в области генерации основной акцент делается на инвестиции не только государства, но и частного капитала, поэтому одним из важных результатов реформы РАО «ЕЭС» будет приватизация генерирующих компаний.
С точки зрения судьбы сетевых компаний, то они останутся в государственной собственности. Поэтому именно государство является основным источником инвестиций по развитию сетевой инфраструктуры в Российской Федерации, как в отношении Федеральной сетевой компании, так и в отношении распределительных сетевых компаний.
Если говорить о денежном выражении этого роста, то можно сказать следующее. Инвестиционная программа Федеральной сетевой компании на 2008 год составляет около 160 млрд. руб. или 6,7 млрд. долл. При этом 12 млрд. из этих 160 должны быть получены в счет платы за технологическое присоединение.
Что скрывается за этими словами? Это означает, что в результате планирования развития единой национальной электрической сети, в результате работы с потребителями, региональными властями на территории Российской Федерации в 2008 году мы получим примерно 12 млрд. руб. в виде платы за технологическое присоединение потребителей. Это именно та плата, которая будет вноситься в Федеральную сетевую компанию в счет оплаты услуги, которую мы оказываем. Это очень значительное увеличение. Для нас это рост примерно в 2-2,5 раза.
Технологическое присоединение – услуга публичная, а, значит, порядок ее оказания и цена формируются государством. В стране есть два разных принципа формирования этой цены. Принцип номер один. Он действует в отношении Федеральной сетевой компании. Плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному тарифу. Это означает, что фактические затраты, которые сетевая компания понесла в рамках осуществления технологического присоединения, учитываются Федеральной службой по тарифам, и на их основе принимается тарифное решение. В отношении сетевых распределительных компаний действует другой принцип. Во многих регионах Российской Федерации региональными энергетическими комиссиями приняты решения об установлении тарифа за технологическое присоединение. Средняя величина по стране составляет 45 тыс. руб.
Мы надеемся, что к моменту, когда реформа РАО в середине 2008 года успешно завершится, и РАО «ЕЭС» в том виде, в каком существует сейчас, существовать не будет, и в государственной собственности останутся федеральные сетевые компании, с государственным капиталом будут функционировать распределительные сетевые компании, а частными станут генерирующие компании, тогда мы сможем создать необходимую систему норм и правил. Она, с одной стороны, наложит обязательства на сетевые компании. С другой стороны, обеспечит заинтересованным потребителям, инвесторам, регулирующим органам необходимую прозрачность процесса. Прозрачность нужна для того, чтобы оценивать качество реализации, злоупотребляют ли сетевые компании монопольным правом на осуществление деятельности по технологическому присоединению. Она позволит обществу контролировать эту деятельность. Любой потребитель раз в квартал сможет наблюдать опубликованные на сайтах сетевых компаний цифры, сколько заявок они получили, скольким отказали, на какую мощность страна приросла.
Есть ряд регионов, в которых экономический рост более значим, и, следовательно ,более высок рост энергопотребления. РАО «ЕЭС» в таких случаях заключает региональные соглашения о развитии. В рамках этих региональных соглашений формируется список объектов, которые должны быть построены, прежде всего, объекты сетевого хозяйства. Такое соглашение уже есть с Самарской областью. РАО «ЕЭС» подписывает все новые и новые соглашения. Смысл их таков: перед тем, как мы столкнемся с неожиданно или ожидаемо выросшим спросом на услуги по технологическому присоединению, мы вместе с региональными властями проводим своего рода маркетинг потребности в этой услуге на уровне субъекта Российской Федерации. При подписании этого соглашения фиксируются намерения и ожидания, которые есть у региональных властей, аккумулирующих этих заявки, эти потребность, в виде конкретных объектов, которые мы реализуем для удовлетворения региона. На основе этих соглашений согласованных с правительством Российской Федерации формируется инвестиционная программа Федеральной сетевой компании. В значительной степени объекты, которые мы строим в соответствии с инвестиционными программами, это и естьпроекты, потребность которых была выражена в рамках подписания соглашений.
РАО «ЕЭС России» в ноябре 2007 года было принято решение о том, чтобы выработать комплекс мер, посвященных обеспечению информационной открытости процесса технологического присоединения. Эти меры были разделены на две части. С одной стороны, меры по обеспечению открытости процесса технологического присоединения генерирующих станций. Здесь нужно учитывать специфику. В рамках реформы инвестором в строительстве генерирующего объекта может быть как уже существующая генерирующая компания, так и любой другой инвестор, который решил, что у него есть лишние деньги, и он не прочь вложить их в строительство генерирующих объектов на территории Российской Федерации. Рост энергопотребления в среднем в год составляет 5%. С точки зрения бизнеса это очень выгодное вложение денег.
Для того, чтобы построить генерирующую станцию, мало загрузить ее мазутом, углем, газом или ураном. Важно выдать результаты работы в электрическую сеть. Поэтому значительным компонентом любого проекта по созданию объекта генерации является строительство схемы выдачи мощности. То есть, процесс должен стать открытым не только для компаний, которые давно знают, как работать в энергетике, но и для всех тех заинтересованных в инвестициях в генерирующие объекты инвесторов, которые могут ничего не понимать в законе Ома. Их задача вложить свои деньги так, чтобы через какое-то время получить заранее просчитанную ожидаемую отдачу от этих вложений.

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. Газета «Новая экономическая газета», № 11, 15-19 марта 2008 г

|