В свой последний рабочий день 21 февраля Владимир Баварин поделился с "АиФ" взглядами на предстоящие реформы местного самоуправления. Поводом к этому послужило рассмотрение Госдумой РФ в тот же день, внесенного президентом законопроекта об общих принципах организации местного самоуправления в пакете с законопроектами об общих принципах законодательных, представительных и исполнительных органов власти субъектов Федерации. У этих документов, подготовленных под руководством зампреда администрации президента Дмитрия Козака много сторонников, прочем, в их адрес звучит немало критических замечаний. Так, на селекторной пресс-конференция состоявшейся 20 февраля в редакции газеты "Континент - Сибирь" при поддержке клуба региональной журналистики "Из первых уст", президентом Фонда "Институт экономики города", к.э.н. Надеждой Косаревой были высказаны серьезные претензии к самой сути закона. Сегодня мы приводим обе точки зрения.
Надежда Косарева.
На наш взгляд, законопроект и по духу и по букве противоречит Конституции РФ Во-первых, он рассматривает местное самоуправление (МС) как третий местный уровень государственной власти, а не как гарантированную населению страны Конституцией РФ возможность реализовывать свое право на самоуправление. Если сегодня местные бюджеты тратят на исполнение госполномочий около 10% своих средств, то после принятия закона на эти цели будет уходить 50% средств. Таким образом, не трудно предположить, что произойдет огосударствление МС и встраивание ее в вертикаль госвласти. Это усилит госконтроль МС и нанесет ущерб развитию демократии на местном уровне, а местная власть лишиться возможности решать многие вопросы самостоятельно.
Во-вторых, законопроект позволяет субъекту федерации отменить прямые выборы в муниципальных районах и сформировать их по представительному принципу от поселений.
В-третьих, законопроект, посягает на конституционное право населения самостоятельно определять структуру органов МС, прописывая до деталей как все должно быть утроено.
В-четвертых, в нем содержатся положения, согласно которым, установление границ территорий МС будет определять субъект федерации, без учета мнения населения.
Кроме того, принятие законопроекта повлечет административно-территориальный передел, в ходе которого при большом желании, субъект федерации может лишить столицу региона статуса независимого муниципального образования (городского округа). А в целом в России будет происходить кардинальный передел и пересмотр земли, территории, собственности, выборов, функций, а это всегда очень болезненно. Это резко увеличивает политические риски, активизирует криминал, понижает инвестиционную привлекательность страны. Заложенная в законе система выравнивания уровня жизни территорий не совершенна. Наличие в ней отрицательных трансфертов (когда у богатых территорий будут забираться их сверхдоходы), приведет к ослаблению стимулов для развития. Кроме того, такая реформа отвлечет внимание от действительно назревшей проблемы функционирование и реформы ЖКХ.
Владимир Баварин.
Принятие нового закона о местном самоуправлении позволит решить одну из актуальных проблем - разграничение предметов ведения, компетенции и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Отсутствие четкого разграничения сегодня мешает эффективному решению ряда важнейших задач деятельности органов МС, в том числе вопроса наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Кроме этого, новый закон позволит определить объем ответственности за принятые решения и установить баланс между возлагаемыми на соответствующий уровень власти задачами и их финансовым обеспечением. Сегодня это не так и МС ежедневно сталкивается с отсутствием средств, как для осуществления собственных полномочий, так и для исполнения отдельных госполномочий. Чтобы быть эффективными органы МС должны обладать реальной властью, а власть, не подкрепленную финансами, трудно назвать властью, это пустой звук.
Во-вторых, новый закон повышает роль представительного органа МС. Нам симпатизирует позиция, согласно которой, при решении важнейших вопросов местного значения, например, установление тарифов, представительный орган МС сможет играть большую роль.
Правда у нас есть вопросы к количеству депутатов в представительный орган. Законопроект предполагает, что в Городской думе их должно быть 50 и почти столько же в КСНД. Мне кажется это не совсем правильно. Количество депутатов должно быть оптимальным, то есть таким, чтобы они могли результативно, исходя из интересов своих избирателей, осуществлять возложенные на них полномочия. 
Светлана ЧИСТЯКОВА, Барнаул. "Аргументы и факты", 25.02-3.03.2003 г.

|