Как известно, с 1 июля 2008 года компания РАО "ЕЭС России" прекращает свою деятельность. Таким образом завершается основная фаза реформы электроэнергетики. Накануне этого события, в Москве, прошел последний семинар, в котором приняли участие представители компании РАО «ЕЭС России» Марина Ивановна Либоракина, руководитель дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России» и Алексей Романович Качай, начальник департамента стратегии РАО «ЕЭС России». Хотелось бы в последний раз рассказать вам о результатах проведенной реформы, а главное – о завтрашнем дне электроэнергетики.
М. Либоракина: Здравствуйте уважаемые коллеги. Сейчас реформа электроэнергетики находится на заключительной фазе и самое время подводить итоги - наверное самые важные для всей страны - это даже не цифры привлеченных инвестиций, а просто конкретные результаты. И вы и я каждый месяц получаем счет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Там есть существенная строчка «доплата за электричество». Более того, цена электричества также включена в цену большого количества других коммунальных услуг. Соответственно от успеха реформы в конечном итоге зависит то, насколько мы будем удовлетворены этими базовыми для жизни, важными условиями. Когда мы подводим итоги реформирования, не случайно на повестке дня становится вопрос работы с потребителями. Потому что, как будут оценивать потребители и все мы в том числе результаты реформы - хорошо или плохо, в конечном итоге так и будет все сформировано. Именно поэтому, даже на самых последних стадиях реформирования в РАО «ЕЭС России» реализуется достаточно большая и серьезная программа действий по самым болезненным для электроэнергетики проблемам. Это технологическое присоединение к распределительным сетям. Вопрос, который беспокоит и волнует, прежде всего, малый бизнес, но кроме него и всех садоводов, огородников, всех тех, кому приходится как-то присоединять свою дачу, и тем более, тех, кто обеспокоен развитием национальных проектов, в частности доступного жилья.
Корр.: Сейчас нет такого региона, где бы проблема технологического присоединения отсутствовала, где все всем довольны и все хорошо. Кого-то волнует высокая цена за присоединение. В Челябинской области например ограничение потребляемой мощности. В других регионах предоплата по установленным нормативам. Особенно болезненно это ощущается у сельхозпроизводителей.
М. Либоракина: По поводу оплаты. Сейчас физические лица оплачивают технологическое присоединение по очень дешевой цене - это 550 руб. И не за киловатт, а просто за факт присоединения. Мы выступили с предложением ввести аналогичную стоимость для субъектов малого бизнеса, у которых тариф до 15 кВт. Это справедливо. Потому что объем мощности ровно такой же, как и для физлиц. И уж какой они там бизнес делают, тут особой прибыли нет. Есть только, в основном, рабочие места. Поэтому мы выступили с этой идеей. Надеемся что органы тарифного регулирования ее поддержат. По поводу ограничения потребляемой мощности. Здесь я могу вам предложить альтернативную точку зрения. В апреле этого года мы проводили большие общественные слушания по вопросам социальной ответственности РАО «ЕЭС России». Конечно, все много обсуждали проблему технологического присоединения. Неожиданно резко выступили экологи с критикой в сторону ассоциации «Опора малого бизнеса», со словами: «А вы у себя энергоаудит проводили, прежде чем запрашивать такое количество мощностей?..» Поэтому это понятный вопрос. У нас действительно, такой дефицит может формироваться. Но здесь, мне кажется, пора задуматься и об энергоэффективности, и о том, чтобы выбирать не самое простое, под рукой находящееся, дешевое, а более разумное, может быть, с эффектом долгосрочной перспективы. Стопроцентная предоплата - это распространенная практика. Она, с моей точки зрения, неправильная. И насколько я знаю, стопроцентная предоплата запрещена. А почему вы не рассказываете про факты разного рода злоупотреблений, вымогательства и понуждения к разнообразным поборам?
Корр.: Увы, это стало нормой и идет красной строкой по умолчанию.
М. Либоракина: Понятно. А то я уж решила, что вы не хотите обижать меня, как старого друга Клуба. Это действительно самая серьезная проблема, она является позорным пятном на репутации электроэнергетики. Готовя программу действий по обеспечению прав потребителей, мы в РАО «ЕЭС России» очень внимательно проанализировали все эти разнообразные проблемы. Мы встречались с самыми разными группами предпринимателей, начиная с тех, у кого действительно одна пошивочная мастерская на 34 швейные машинки. Переговорили и с организациями по защите прав потребителей и целым рядом людей, которые представляют разные группы наших потребителей. Составили свод этих проблем. Провели очень жесткие дискуссии внутри холдинга и на уровне правления и ниже. Подготовили проекты документов. Более месяца назад, сразу после майских праздников, разместили их в открытом доступе в Интернет. Вообще, это была довольно беспрецедентная для российской практики инициатива, поскольку мы предложили общественности обсуждать и критиковать документы, которые находятся у нас в разработке.
Корр.: Какие это документы?
М. Либоракина: Это новый типовой договор, в котором прописываются все вещи, про которые вы сказали: цена, порядок оплаты, возможные экономические санкции, длительность - срок процедуры. Второй крупный документ - это стандарт раскрытия информации. Поскольку бессмысленно говорить о каких-то злоупотреблениях и борьбе с ними, если система в целом непрозрачна, и потребитель никогда не сможет понять, в чем же его права, и где у него есть возможности их защитить. И третье. Там же мы опубликовали некоторый базовый перечень мер в поддержку малого бизнеса. Почему в поддержку? Потому что малый бизнес оказался на самом переднем крае и является самой сильной пострадавшей стороной. С одной стороны, у него действительно объем бизнеса достаточно маленький, и ему выделять свободные, достаточно крупные, ресурсы, это в некоторых случаях может составлять 10-15% от бизнес-проекта, конечно, очень существенно. Для кого-то 30 тысяч - это ерунда, а для кого-то это очень серьезная сумма. Для малого бизнеса крайне сложными являются все задержки со сроками присоединения. Фактически, человек взял кредит, готов открыть свое маленькое кафе или павильон, а мы ему говорим: «Нет, друг, не получилось. Надо потерпеть - год, два». К концу второго года человек уже разорился или бросил дело и пошел в другое место, заниматься чем-то другим. Именно для малого бизнеса очень критичны все сложности техприсоединения. Но технологическое присоединение должно быть. Здесь можно поставить точку, потому что оно должно быть. Никаких немотивированных отказов больше не будет. Это запрещено очень строго. При этом, оно должно быть доступным со всех сторон. Стоимость технологического присоединения должна быть общественно приемлемой. Думаю, что вы знаете, что плату за присоединение устанавливают не сетевые компании, а региональные органы тарифного регулирования. Но было бы неправильно сказать, что энергетики вообще не участвуют в этом процессе. Конечно они участвуют. Они сдают заявки. Они формируют исходную базу для расчетов. Ее может принять либо не принять орган тарифного регулирования, но было бы неправильно сказать, что это все дело государства, а мы тут только примус починяем. С точки зрения цены оно должно быть доступно. Оно должно быть доступным и с точки зрения процедур и организации. Чтобы на человека не обрушивалось огромное количество неприятностей - инженерных, технических, юридических терминов. Чтобы все было достаточно расписано просто в виде памятки, по шагам. Чтобы не требовалось, если заведомо человек ничего не может, то платить дополнительные деньги за схему. Принципиальный пункт: техприсоединение должно быть выполнено точно в срок. Все, что записано в условиях договора, должно быть выполнено день в день. Если не выполнено, то на сетевую организацию должен быть возложен крупный штраф. Далее: техприсоединение должно осуществляться без вымогательств, без злоупотреблений, без коррупции.
Корр.: Что же вы будете делать для того, чтобы предотвратить разнообразные злоупотребления?
М. Либоракина: Во-первых это профилактика. Во-вторых, это расследование злоупотреблений и наказание виновных. С точки зрения профилактики. Сейчас в РАО «ЕЭС России» действует штаб по работе с потребителями, куда может пожаловаться на любое региональное начальство любой человек в любом городе. Такая же система будет продолжена и закреплена в холдинге МРСК - Межрегиональные сетевые компании. В сетевом комплексе, который останется у нас единым, будет система обжалования решений, будет возможность обратиться анонимно, будет возможность попасть на личный прием к любому руководителю. Вместе с организациями малого бизнеса будут созданы специальные контролирующие арбитражные структуры. Сетевые компании будут обязаны организовать систему публичных слушаний по исполнению тех или иных документов, о которых я говорила выше. Вместе прийти, отчитаться, доложить с участием территориальных отделений ФАС, с участием местных РЭК, с участием журналистов, чтоб была возможность получить и заслушать претензии.
Корр.: Что делать, если факт вымогательства уже зафиксирован?
М. Либоракина: В каждой сетевой организации по всей нашей вертикали будут созданы службы внутреннего контроля. Нам конфедерация потребителей России помогла провести контрольные закупки. Очень полезное мероприятие. Такого рода «народный контроль» за деятельностью сетевой компании должен быть выстроен. Именно контроль - чтобы была возможность добиваться и отслеживать, что было сделано по выявленным случаям, нарушениям. У нас сейчас есть личная политическая воля председателя правления Анатолия Борисовича Чубайса. Есть его личный авторитет среди руководителей энергетических компаний во всех регионах. После 1 июля этот ресурс будет утрачен. Его нужно замещать деятельностью гражданского общества, как ни высокопарно звучат эти слова. Но отстаивание своих личных прав как потребителя - это базовый камень гражданского общества. Вся эта информация будет на сайте РАО «ЕЭС России» http://www.rao-ees.ru. Сайт будет действовать до конца года. Вся информация будет открыта и доступна. Надеюсь, что будет существенное вливание в помощь малому бизнесу, садоводам и огородникам, чтобы жизнь была нормальная. И вообще, все результаты реформы, о которых сейчас мы можем с гордостью говорить, выраженные в киловатт-часах, триллионах рублей привлеченных инвестиций, они будут подкреплены каждым, конкретным результатом, который почувствует каждый человек.
Корр.: С учетом прогнозируемых регионов, которые будут больше всего потреблять электроэнергии, это Центральный, Уральский и Сибирский до 2020 года. То есть, это будут основные регионы по потреблению?
А. Качай: С точки зрения покрытия они тоже будут основными. Один из наибольших приростов генерирующих мощностей будет обеспечиваться там также. Вы должны понимать, что с точки зрения введения режима, невозможно заниматься управлением режима в Москве, имея мощности не в Москве. То есть, большой объем мобильных мощностей должен также располагаться либо непосредственно в Москве, в городе, либо в московском регионе, либо в сопредельных областях.
Корр.: Какие задачи остались по реформированию энергетики до 1 июля? Или уже все закончилось в рамках РАО «ЕЭС России»? И что будет с инвестиционными программами генерирующих компаний после перехода их в частную собственность? Какие гарантии по реализации этих инвестиционных программ?
А. Качай: Что касается РАО «ЕЭС России». Все критические мероприятия по реформе были выполнены. Остались не критические. Последний шаг, который будет сделан, это 1 июля, когда будет прекращено существование РАО «ЕЭС России», и всем акционерам поступят на счета акции созданных в ходе реформирования отрасли компаний. Они хорошо известны: УГК, ТГК, ФСК, ГИДРО УГК и так далее. И те, которые еще не существуют, а будут созданы только 1 июля. На месте РАО будет образовано два хоолдинга, которые представляют собой ветви, которыми владело РАО «ЕЭС России». Это холдинг распределительных сетевых компаний под контролем государства и холдинг дальневосточных энергосистем. А что касается инвестиций, компании будут обеспечены деньгами, которыми им необходимо будет расплачиваться за инвестпрограмму в течение ближайшего года. В ближайшее время у них задача провести IPO или привлечь иные источники финансирования.
Корр.: ТГК и УГК - это своеобразные удельные княжества, которые появятся на территории страны. Это буду самостоятельные частные организации или между ними предполагаются какие-то взаимоотношения?
А. Качай: Вы не правы, это не удельные князья. Удельными князьями были АО «Энерго». На их территории были сети, они могли не пустить кого угодно. У них была полная власть технологическая, что самое влиятельное, а также экономическая и политическая. УГК - это компании, станции которых располагаются в разных регионах. Возьмем Москву, здесь располагается пять компаний УГК и ТГК. Я говорю только про генерацию. Они абсолютно конкурентные друг с другом. То есть, их задача - заработать как можно больше денег. Возможно, кто-то из конкурентов попытается часть этих денег перехватить на себя, а поэтому они должны работать еще лучше. Вот основная логика. У них нет системы взаимодействий. Как только они начнут договариваться по ценам, по объемам и так далее, это будут сговоры. Они работают не друг с другом, а через рынок, через системного оператора.
Мы стремимся к тому, чтобы создать возможность и основы того, чтобы энергетика являлась отраслью, где в одной части господствует и занимается повышением эффективности частный капитал при наличии государственного контроля за его поведением. С другой стороны, в отрасли должно существовать четкое государственное регулирование в тех отраслях, где конкуренция невозможна. То, что называется естественной монополией. 
Марина КОЧЕТКОВА, г. Магнитогорск, журнал «Стиль успешных», 25 июня, 2008 г
Марина КОЧЕТКОВА, г. Магнитогорск, газета «Что? Где? Когда? Магнитогорское обозрение», июль, 2008 г

|
|