Как известно, 4 января Правительство направило в Госдуму закон об общих принципах организации местного самоуправления, подготовленный рабочей комиссией под руководством Дмитрия Козака. Предстоящее в стенах Федерального Собрания обсуждение лишило сна и покоя многих глав районных и муниципальных органов. На прошлой неделе, на селекторной встрече с алтайскими журналистами, организованной общественной организацией "Открытая Россия", Президент российского Фонда "Институт экономики города", кандидат экономических наук Надежда Косарева выступила с резкой критикой подготовленного законопроекта
Надежда Косарева является разработчиков ряд проектов федеральных законов об ипотеке, об основах федеральной жилищной политики, земельного кодекса, концепции реформы ЖКХ и других. Она - член правительственной комиссии по жилищной политике, член Коллегии Госстроя России и входи в состав Экспертного Совета при комиссии Госдумы по развитию ипотечного кредитования.
В реальной жизни реформы местного самоуправления коснутся практически всех. Реформа предполагает, что за два года произойдет революция на уровне местного самоуправления с переделом всех его функций, собственности и территории. Цитирую одно из ключевых высказываний Косаревой: "Этот закон можно назвать жертвой правового и бюрократического романтизма. Разработчики исходят из того, что бюрократические процедуры, если они будут закреплены в законе, то жизнь будет устроена ровно так". По мнению Косаревой, государство в новом законопроекте, к сожалению, рассматривает местное самоуправление, как третий уровень государственной власти, направленный на усиление управляемости в стране, хотя при этом произносятся слова о контроле за местными властями со стороны населения. Законопроект, считает Косарева, имеет мало отношения к местному самоуправлению, а в первую очередь отвечает на вопрос, как государство может наиболее эффективно организовать предоставлению населению услуги, используя схему местных органов.
Вторая составляющая местного самоуправления, которая направлена не просто на предоставление общественных услуг, а на активность населения и местных властей в принятии решения и выборе самостоятельного приоритета, по мнению Косаревой, в законе абсолютно не рассматривается. Вместо этого, говорит Козырева, во главу угла реформы ставится административное, территориальное деление страны и новые принципы межбюджетных отношений. Более того, кроме безумного передела территории, то есть земли, которая пока не имеет свой рыночной стоимости, предлагается передел существенной муниципальной собственности. Эксперты "Института экономии города" с большим сомнением относятся к тому, что в централизованной системе сегодня можно принять адекватное решение для нижнего уровня власти, так как объём информации, нужный для принятия такого решения, никогда не пройдёт к центру.
Надежда Козырева считает, что законопроект и по духу, и по букве явно противоречит Конституции РФ. В нем, в частности, предполагается, что в переходный период на 10 лет решением субъекта РФ могут быть отменены выборы, и муниципальные органы в муниципальном районе будут не выбираться, а будут формироваться на основе представительного принципа от поселений, входящих в состав муниципального района. Тогда как в Конституции РФ гарантировано право прямых выборов для организации органов местного самоуправления. В нарушение Конституции также предполагается за два года провести изменение границ местного самоуправления без учета мнения населения.
Закон устанавливает очень жёсткую, обязательную исполнению структуру местного самоуправления, считает Козырева, вплоть до численности депутатов в представительном органе в зависимости от численности населения соответствующего муниципального образования и вплоть до списка вопросов, находящихся в исключительной компетенции представительных органов. По словам Косаревой, предлагаемая правительством реформа - это типичная централизация госвласти, при которой объемы собственных полномочий органов местного самоуправления сокращаются на 30-40% от сегодняшнего уровня, доля расходов уменьшается с 90% до 50-60%, при том что деление государственных и муниципальных расходов сегодня находится в соотношении 90 на 10, а после реформы станет 50 на 50. 
Елена МОЗГОВАЯ, Барнаул. "Честное слово", конец февраля.

|