Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" было создано в 1992 году в соответствии с указами Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334. В уставной капитал Компании было передано имущество и акции тепловых электростанций и ГЭС, магистральные линии электропередачи, система диспетчерского управления, пакеты акций региональных энергетических компаний и отраслевых научно-проектных и строительных организаций. С момента создания Компании основные активы холдинга РАО "ЕЭС России" были объединены в региональные вертикально интегрированные энергокомпании. 72 АО-энерго и АО-электростанции осуществляли производство, передачу по сетям и сбыт электроэнергии и тепла практически во всех субъектах Российской Федерации. Каждое АО выступало в роли «удельного князя»: моя территория – мои правила.
30 апреля 1998 года Анатолий Чубайс был назначен Председателем Правления РАО "ЕЭС России", одной из крупнейших компаний страны, работающей в условиях хронических неплатежей потребителей. И первое, к чему приступила новая команда, был анализ создавшейся ситуации и определение перспективных направлений развития РАО "ЕЭС России. Стремление использовать частные инвестиции при госрегулировании распределения электроэнергии вылилось в реформу электроэнергетики, которая «незаметно для народа», а именно такую цель ставил Анатолий Чубайс, завершается 1 июля текущего года. Суть реформы – разделение структуры на 2 глобальных сектора: монопольный (диспетчеризация, распределительные сети – госсобственность и госрегулирование) и конкурентный (генерация и сбыт электроэнергии – частная собственность и рынок).
До 2008 г. холдинг РАО "ЕЭС России" владел 72% установленной мощности всех электростанций России и 96% протяженности всех линий электропередачи. В течение почти 16 лет энергокомпании холдинга РАО "ЕЭС России" обеспечивали не менее 70% выработки электроэнергии и треть производства тепла в стране. Сегодня реформа закончена - вертикальная интеграция преобразована, рынок и инфраструктура созданы. О том, какие риски ожидают электроэнергетику в постреформенный период, членам Клуба региональной журналистики рассказал начальник Департамента стратегии Центра управления реформой РАО «ЕЭС России» Алексей Качай. Основных их семь, и на каждый из них реформаторы подготовили «страховочный трос».
Риск: приток частных инвестиций приведёт к повышению тарифов на электроэнергию. Среднегодовой ожидаемый рост тарифов на 2008-2011 гг – 20,7%, в сравнении с среднегодовым фактическим ростом тарифов в 2005-2007 гг – 10,7%.
Страховка: юридическая: Закон об электроэнергетике запрещает госрегулирование цен, начиная с 2011 года. График либерализации рынка введён Постановлением Правительства РФ; политическая: график либерализации – это прямое обещание Правительства РФ, данное российским и западным инвесторам; экономическая: пересмотр графика либерализации рынка убивает инвестиционную программу энергокомпаний.
Риск: монополизация рынка крупным игроком, в том числе сговор компаний.
Страховка: Резкое увеличение полномочий антимонопольных органов – в проекте Постановления Правительства на II квартал 2008 года разработка правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике и установление особенностей осуществления принудительного разделения хозяйствующих субъектов, осуществляющих монополитическую деятельность в сфере энергетики. Штраф за нарушение – 15% от выручки (а не от прибыли) надолго выведет компанию из прибыльного существования.
Риск: манипуляция ценами на электроэнергию через цены на топливо. 54% топлива для теплоэнергетики России контролирует Газпром.
Страховка: 5-летние договоры на поставки, антимонопольное регулирование (поведенческие условия для монополистов – вплоть до возможности принудительной продажи активов) и правила недискриминационного доступа. Среди механизмов снижения рисков также штрафы в размере до 10 % выручки от продажи топлива на локальных рынках за злоупотребление монопольным положением.
Риск: потери управляемости отраслью
Страховка: новая схема управления постреформенной отраслью: генерация и сбыт в частных руках, распределение до конечного потребителя через госрегулирование. Создание саморегуляторирующего органа - Некоммерческое Партнерство «Совет рынка».
Риск: неисполнения инвестиционных программ
Страховка: финансовая ответственность генерирующей компании через типовой договор на предоставление мощности на оптовый рынок. Штраф за неисполнение – до 25% от величины инвестпрограммы; рыночный спрос на новые мощности и реальные источник финансирования их строительства – частные инвестиции. Ок. 800 млрд. рублей – средства, уже полученные от размещения и конкурентных продаж акции ОГК и ТГК; фактический задел по реализации заключенных контрактов с генподрядчиком. В стадии выполнения проекты по 58 объектам генерации – сроки вводов 2008-2012 гг – суммарная мощность 12,6 ГВт; прирост эффективности и производительности нового генерирующего оборудования (по сравнению с имеющимся). Рост переменной составляющей (стоимость топлива, затраты на оплату труда) будет способствовать строительству НОВЫХ мощностей и постепенной модернизации уже существующих; привлечение ЕРС и ЕРСМ-контрактов в ОГК и ТГК – 50 тендеров; договора на присоединение генерации к сетям: стандарты и типовой договор технологического присоединения генерирующих компаний к сетям утверждены Правление РАО ЕЭС от 21.01.2008г. Предусматривается финансоваяотвественость Сетевой организации за невыполнение работ по технологическому присоединению. Неустойка до 25% от размера платы генератора по договору (2% за каждый месяц просрочки).
Риск: «перевыполнения» инвестиционных программ представляет собой избыток мощностей вследствие завышенного прогноза спроса.
Страховка: инвестпрограмма РАО ЕЭС предельно консервативна в оценках спроса. Среднегодовой прирост электропотребления по прогнозу Генсхемы на 2008-2012гг – 4,4%. По факту за 2006-май 2008 гг. – 4,1%. Разница может быть закрыта только за счет роста эффективности использования мощности. Прогнозируемый РАО ЕЭС рост потребления электроэнергии составляет в среднем 2-3% в год.
Ценовой риск инвестпрограммы: рост мировых цен на энергетическое оборудование, опережающий рост цен на энергооборудование в России, а также влияние мирового экономического кризиса могут привести к негативным последствиям для генерирующих компаний: удорожание инвестпрограммы (при сохранении ее обязательности), увеличение доли долгового финансирования капвложений (при удорожании кредитов и снижении их доступности).
Страховка: Действия рынка - позволяет справедливо распределить дополнительные издержки между производителем и потребителем, рыночная конкуренция плюс функции антимонопольных органов обеспечивает реальное сдерживание затрат, вводы новых мощностей улучшают финансовые показатели генерирующих компаний. Действия правительства - минимальное требование - не навредить (возможная ошибка – ввод ограничений на импорт оборудования); активизация антимонопольной работы на рынке энергомашиностроительной продукции; максимальное требование – программа поддержки развития энергомашиностроения и электротехнической промышленности.
Из всего вышеперечисленного топ-менеджеры Компании сделали вывод: реформа проведена в полном соответствии с рыночными ценностями, в интересах всех акционеров и потребителей. Любой из возможных постреформенных рисков энергетики имеет пути преодоления, созданные в первую очередь самой реформой.
1 июля 2008 года компания РАО "ЕЭС России" исчезнет с экономической карты страны, оставив вместо себя правопреемников – ОАО "Системный оператор", ОАО "Федеральная сетевая компания", ОАО "ГидроОГК, шесть генерирующих компаний оптового рынка, 14 территориальных генерирующих компаний, 12 межрегиональных распределительных сетевых компаний, региональные энергосбытовые компании, ОАО "РАО Энергетические системы Востока" и ОАО "Интер РАО ЕЭС".
Акционеры РАО "ЕЭС России", которые поверили и поддержали реформу электроэнергетики после реорганизации станут владельцами акций компаний целевой структуры и получат премию ввиде увеличения активов. Совокупная стоимость энергокомпаний, выделяемых из РАО "ЕЭС России", по оценкам экспертов, как минимум, на 40% выше стоимости головной компании холдинга, капитализация которой в период с 1998 года по 2007 год поднялась с 12 до 50 млрд. долларов соответственно.

Катерина РОМАНОВА, Курск, Финам-Лайт http://light.finam.ru/, 18.06.08

|