ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ, ГОСПОДА!
Автор: Стефанив Татьяна
Регион: Екатеринбург
Тема:  Энергетика
Дата: 26.07.2008

На завершающем этапе реформирования РАО «ЕЭС России» сделало, без преувеличения, царский подарок россиянам. А именно: приняло ряд мер, которые должны будут максимально упростить процесс технологического присоединения к электрическим сетям. 9 июня председатель правления Анатолий Чубайс подписал пакет документов, регулирующих эту процедуру.

Почему эту инициативу можно считать подарком, особо расписывать не нужно. Претензии, которые потребители предъявляют сетевым компаниям, общеизвестны. Они касаются высокой цены за технологическое присоединение, ограничений в потребляемых мощностях, или, хуже того, немотивированные отказы в присоединении, разного рода злоупотребления, вымогательства и понуждения ко всевозможным поборам. С принятием документов все эти негативные явления должны будут исчезнуть.

На встрече с представителями СМИ в Клубе региональной журналистики в Москве об этом рассказала руководитель дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России» Марина ЛИБОРАКИНА.

Правление холдинга утвердило новые формы типовых договоров на технологическое присоединение. Принята программа мер по оптимизации техприсоединения для субъектов малого предпринимательства. Утвержден стандарт раскрытия информации о заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения и сроках реализации.

Что это за документы и как они повлияют на весь процесс?

Коротко говоря, потребители смогут получать полную информацию о ходе рассмотрения заявок и осуществлять собственный "контроль за очередью". Вводятся жесткие сроки присоединения (до одного-двух лет в зависимости от категории потребителей), поэтапный порядок оплаты работ и значительные экономические санкции за нарушение условий договора сетевыми компаниями. В целом система нацелена на повышение доступности присоединения к распределительным электрическим сетям и прозрачность этого процесса.

Электроэнергетики выделили четыре группы потребителей. К первой отнесены физические лица, разные некоммерческие объединения, садовые, гаражные товарищества, ТСЖ, религиозные организации, а также субъекты малого предпринимательства. Эти клиенты нуждаются в мощностях не более 15 кВт. Кому-то нужно лампочку в гараж, кому-то – обеспечить электричеством пару швейных машин. Ко второй группе отнесли клиентов, чей бизнес нуждается в более серьезных мощностях – от 15 до 100 кВт. Речь об авторемонтных мастерских, автомойках, маленьких ресторанах и так далее. К третьей группе отнесены представители среднего бизнеса, и к четвертой – крупняки, владельцы заводов, фабрик которым необходимы весьма серьезные мощности.

Для представителей первой группы потребителей срок техприсоединения не должен превышать один год, независимо от того, закрыт центр питания или открыт на данной территории. Потому что даже у закрытых есть маленький резерв. Если раньше кто-то использовал этот резерв на цели вымогательства и мошенничества, то теперь с этими злоупотреблениями придется расстаться, и за год использовать различные средства для усиления сети в данном районе.

Основная масса злоупотреблений проходила под видом «отсутствия технической возможности технологического присоединения», ведь потребитель не может сам определить, так это или не так. И его легко можно было «развести на деньги», предложив подключение по индивидуальному проекту. Сейчас подобной практики не будет. Клиентам первой группы потребителей на выбор предложат разные модульные решения. Точка присоединения – не дальше 25 метров от границы земельного участка. Индивидуальные же проекты могут предложить только группам крупных и средних потребителей.

Немало нареканий было и на ставку платы за присоединение. Потребителям важна прозрачность ценообразования. Главное, что нужно усвоить – ставку устанавливает региональная энергетическая комиссия. При этом есть рекомендации, методические указания, которые готовит Федеральная служба по тарифам. ФСТ установила для потребителей первой группы – то есть физических лиц и представителей самого малого бизнеса - ставку за присоединение в размере 5,5 МРОТ (в настоящее время это 550 рублей). Если клиент нуждается в мощностях, превышающих 15 кВт, соответственно, он заплатит по более высокой ставке. И не за факт присоединения, а за киловатт. Стоимость этого киловатта в разных регионах разная, и ее также устанавливает региональная энергетическая комиссия. В целом по стране в прошлом году средняя цена составляла 8,7 тысячи рублей за киловатт-час. Кстати, для малого бизнеса с присоединяемой мощностью до 15 кВт РАО "ЕЭС России" предлагает установить размер платы аналогичный тому, что установлен для физических лиц.

Новые правила также запрещают стопроцентную предоплату за подключение. С представителей второй, третьей, четвертой групп потребителей плата взимается поэтапно. Причем, потребитель может контролировать сетевую организацию. Если есть задержка выполнения работ, клиент вправе задержать оплату.

В случае несоблюдения сроков техподключения сетевым компаниям грозят серьезные штрафные санкции. За каждый день просрочки физическим лицам будут выплачиваться 3 процента от стоимости присоединения. Для защиты прав крупных потребителей предусмотрена скользящая шкала штрафов - чем дольше не подключают, тем выше неустойка, которую заплатит сетевая организация. Клиент также может предъявить претензию и в судебном порядке получить компенсацию по упущенной выгоде.

Документ под названием стандарт раскрытия информации обеспечит потребителю доступ к информации о заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения и сроках реализации. Вся интересующая информация будет размещаться в Интернете, на сайте сетевой компании. Потребитель также должен иметь возможность следить за продвижением очереди.

Контроль за выполнением всех этих требований возложен на Советы директоров сетевых компаний. Повысить эффективность корпоративного управления на всех уровнях – от Холдинга МРСК (Межрегиональные сетевые компании) до региональных сетевых компаний – должны будут комитеты по технологическому присоединению, в которые войдут представители малого бизнеса и организаций по защите прав потребителей. Даже заработная плата в сетевых компаниях будет впрямую зависеть от качества работы с потребителями и соблюдения требований к техприсоединению.

И, наконец, главное – разработана специальная программа по предупреждению разного рода вымогательств и мошенничества. Сейчас в РАО «ЕЭС России» действует штаб по работе с потребителями, куда можно подать жалобу. Эта система будет действовать и после ликвидации РАО, – в холдинге МРСК. Программой предусмотрены система обжалования решений, возможность обратиться анонимно, попасть на личный прием к любому руководителю. В каждой сетевой организации по всей вертикали будут действовать службы внутреннего контроля.

Итак, электроэнергетика постепенно становится клиентоориентированной отраслью. Но на этом пути сделаны только первые шаги. В условиях роста конкуренции и завершения либерализации рынков потребуется усилить роль органов государственного управления в защите прав потребителей и общественный контроль, в том числе с помощью СМИ.

Врезка в текст:

1 июля этого года РАО "ЕЭС России" прекращает свою деятельность в качестве государственной монополии. Основная часть реформы электроэнергетики завершена. Впереди нас ждет свободный рынок, выше которого, по словам Анатолия Чубайса, «только совесть»…  

Татьяна СТЕФАНИВ, г. Челябинск, областная газета «Южноуральская панорама», июль 2008

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики