Перед самым концом своего существования РАО ЕЭС России принял пакет документов, направленных на улучшение качества обслуживания потребителей. Документы регламентируют порядок технологическое присоединение к распределительным сетям. Работать в соответствии с ними после 1 июля будет уже МРСК. В регионах же, энергосистемы которых не входили в РАО ЕЭС, качественное техприсоединение будет зависеть от доброй воли, активности потребителей и ФАС. О нюансах разработанных правил и будущего порядка техприсоединений на семинаре «КРЖ» рассказала руководитель Дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России» Марина Либоракина.
КС: В чем заключаются основная сложность технологического присоединение к распределительным сетям? Какие категории потребителей, на ваш взгляд, больше всего страдают от нее?
--Вопрос технологического присоединения к распределительным сетям беспокоит и волнует, прежде всего, малый бизнес. Кроме этого сильно пострадавшей стороной являются потребители, которым приходится присоединять свою дачу, и потребители, которые занимаются строительством жилья. Регионов, где отсутствует проблема технологического присоединения, сегодня в России нет. Основными сложностями являются высокая цена за присоединение, ограничение потребляемой мощности, распространенная практика – требование стопроцентной предоплаты. Также есть проблема немотивированных отказов и в целом бесправие потребителя по отношению к сетевой компании. Есть факты злоупотреблений, вымогательства и понуждения к разнообразным поборам, и это является позорным пятном на репутации электроэнергетики.
КС: Расскажите о процессе создания новых правил техприсоединения и их принципах?
Готовя программу действий по обеспечению прав потребителей, мы встречались с представителями самого малого, малого и среднего бизнеса, с организациями по защите прав потребителей, с Союзом потребителей России и целым рядом представителей других организаций. Составили свод проблем. Провели очень жесткие дискуссии внутри холдинга и на уровне правления, и ниже. Подготовили проекты документов. Сразу после майских праздников, разместили их в открытом доступе в Интернете. Получив не только анализ проблем, но и критические замечания по поводу наших проектных документов, их доработали. И 9 июня этот доработанный пакет документов был подписан председателем правления.
Главный принцип: технологическое присоединение должно быть, немотивированные отказы не имеют права на существование. Кроме этого оно должно быть доступным со всех сторон: по общественно приемлемой стоимости, с точки зрения процедур и организации. Следующий важный принцип: техприсоединение должно быть выполнено точно в срок. Все, что записано в нормативно-правовой базе, все, что записано в условиях договора, должно быть выполнено день в день. Если не выполнено, то на сетевую организацию должен быть возложен крупный штраф.
Мы должны давать людям полную информацию. Например, человеку сообщают, что могут выдать ему половину запрашиваемой мощности. Так вот он должен иметь возможность зайти на сетевой сайт компании и посмотреть там карту, и, например увидеть в каком районе есть открытый центр питания, и что в нем осталось допустим, 100 единиц. И уже на 58 поданы заявки. То есть человек, если ему нужно 60 единиц, может задуматься об открытии бизнеса в соседнем районе. Вся эта информация должна быть заранее, а не сваливалась как снег на голову.
Да, кстати, все возможные источники питания у нас поделены на открытые и закрытые (в которых дефицит действительно сформировался). Если в каком-то районе сейчас центр питания закрыт, должна висеть табличка, когда он откроется, какова будет его мощность.
Техприсоединение должно осуществляться без вымогательств, без злоупотреблений, без коррупции. Должен быть контроль рублем за соблюдение всех условий техприсоединения. Мы должны обеспечить прозрачность, защиту от злоупотреблений, защиту потребителя в случае жалоб на менеджмент сетевых компаний. Многие люди предпочитают не жаловаться, опасаясь последствий. Я занимаюсь непосредственно штабом по работе с потребителями, и могу гарантировать, что почти 40% решений выносились в пользу потребителей, и затем мы тщательно следили, чтобы люди не пострадали в последствие.
КС: Все эти принципы и правила закреплены в каких-то документах?
Да. Их три группы. Первая - система типовых договоров, в которых прописываются цена, порядок оплаты, сроки процедуры подключения, возможные экономические санкции при нарушении установленных условий.
Потребителей, исходя из объема присоединяемой мощности, мы разделили на 4 группы. Первая – это потребители, которым требуется присоединение до 15 кВт.: физические лица, некоммерческие объединения, садовые, гаражные товарищества, ТСЖ, религиозные организации, которые существуют за счет средств прихожан, субъекты малого предпринимательства, владеющие микропредприятиями. Вторая группа – присоединения от 15 до 100 кВт. Такая мощность может потребоваться, например, авторемонтной мастерской, автомойке, небольшому ресторану. Третья группа – это средний бизнес. Четвертая группа – крупный.
Первая группа должна быть присоединена в течение одного года. Независимо от того, закрыт или открыт центр питания на этой территории. Это очень важный момент, потому что, когда закрываются центры питания, у них все равно остается очень маленький резерв. И теперь он должен быть не номинально и использоваться не на цели вымогательства и мошенничества, а на цели присоединения самых маленьких потребителей.
Кроме этого для первой категории больше не будет существовать индивидуальных проектов. Дело в том, что самым большим и главным злом, с точки зрения цены, является именно он. Есть инженерный термин «отсутствие технической возможности технологического присоединения», смысл которого в том, что пропускная способность сети в названном месте маленькая. Как раз основная масса злоупотреблений проходила под этим «соусом». Потому что потребитель не может определить, есть технические возможности, или нет. Ему говорят: нет, значит нужно делать индивидуальный проект, который по определению дороже. На группы крупных и средних потребителей, для которых он действительно нужен, правило отмены не распространяется.
КС: Не дороже, чем положено, а сколько положено?
Ставку платы за присоединение устанавливает РЭК. При этом есть рекомендации, методические указания Федеральной служба по тарифам. В решениях ФСТ установлена цифра – 5,5 минимального размера оплаты труда. Если плата за присоединение касается присоединения менее 15 кВт, то это 550 руб. Мы выступили с предложением ввести аналогичную стоимость для субъектов малого предпринимательства, которым необходимо до 15 кВт. Надеемся, что органы тарифного регулирования его поддержат. Кроме утвержденного органами государственной власти размера платы, не будет никаких дополнительных расходов. Обычно стандартная стоимость присоединения всегда удваивалась за счет того, что приходилось оплачивать различные дополнительные работы. Теперь это все берет на себя сетевая компания, за исключением случаев средних и крупных потребителей, которые все оплачивают сами.
В соответствие с новыми нормами запрещена и стопроцентная предоплата. У второй, третьей, четвертой групп потребителей будет возможность произвести оплату по этапам. 30, 30, 30 и 10 в конце. Если речь идет о физическом лице, можно платить 80% в начале срока действия договора и 20% - в конце, или всю сумму вначале. Таким образом появляется возможность контроля сетевой организации, выполнения ей условий договора. Если происходит задержка, никто ничего не оплачивает.
За нарушение условий договора установлены серьезные санкции. Если речь идет о физических лицах, то верхний размер неустойки вообще не устанавливается, и за каждый день просрочки клиент будет получать 3% от платы за техприсоединение: на месяц оно задержано или на год. Для ситуаций с более крупными потребителями предусмотрена скользящая шкала: чем больше срок присоединения, тем выше будет неустойка, которую заплатит сетевая организация.
Кроме неустойки предусмотрено возмещение убытков, полученных вследствие задержки техприсоединения. В договоре предусматривается возможность апелляции и предъявления претензии по возмещению убытков. Например, можно указать сумму, которую человек потратил на оборудование, которое ему не потребовалось, и получить компенсацию по упущенной выгоде. Размер упущенной выгоды будет определяться либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке.
Вы говорили, что пакета документов три. В чем суть и смысл второго и третьего?
Второй документ – стандарт раскрытия информации. Для ликвидации дефицита мощностей и пропускной способности сетевого хозяйства, чтобы вложенные деньги инвесторов, были вложены в правильном месте, энергетики должны как можно точнее, полнее и раньше раскрывать свою информацию. Стандарт раскрытия информации имеет две составляющие. Первая - тактическая. Человек должен иметь возможность контролировать свою очередь. Он должен иметь возможность зайти на сайт, посмотреть, что он подал заявку 1 июля, а его знакомый подал 21 июля. Он сможет задать вопрос и получить внятный ответ: почему соседа присоединяют раньше, чем его. Вторая составляющая -
увязка с территориальным планированием. Человек должен иметь возможность сравнить риски размещения своего предприятия в том или ином районе города, или выноса предприятия за пределы областного центра.
Последний, третий, документ - некоторый базовый перечень мер в поддержку малого бизнеса. Подразумевается категория потребителей, у которых мощность не более 100 кВт, и которые работают по упрощенной системе налогообложения. Для них предусмотрены самые простые процедуры, наиболее доступные по цене решения, специальная программа по предупреждению разного рода вымогательств и мошенничества.
В плане повышения доступности средств на техприсоединения, ставка делается на кредитование. Сейчас практически все банки начали очень активно разворачивать программу создания специальных кредитных продуктов для техприсоединения субъектов малого предпринимательства. Например, МДМ-Банк вместе с международной финансовой корпорацией FC предлагают специальный кредитный продукт: «МДМ-Энергия». Вместе с деньгами в качестве дополнительного бонуса предлагается возможность провести анализ энергоэффективности малого бизнеса. Если человек следует тем или иным рекомендациям, у него с точки зрения банка, снижаются кредитные риски, и он может предложить ему более льготные условия кредитования. Банки очень заинтересованы в сотрудничестве с сетевыми компаниями. Они дают человеку кредит на открытие ресторана и уверены, что он действительно откроет ресторан в течение года, а не через 5 лет.
Еще раз скажу про злоупотребления. Для того, чтобы их предотвратить, предусмотрены расследования и наказание виновных, а также профилактика. Сейчас в РАО «ЕЭС России» действует штаб по работе с потребителями, куда любой человек из любого города может пожаловаться на региональное начальство. Такая же система будет продолжена и закреплена в холдинге МРСК. Будет возможность обратиться анонимно, возможность попасть на личный прием к любому руководителю, система обжалования решений.
Вместе с организациями малого бизнеса будут созданы специальные контролирующие арбитражные структуры. Сетевые компании будут обязаны организовать систему публичных слушаний участием территориальных отделений ФАС, местным РЭК, журналистов.
Сейчас мы обязываем сетевые компании в комиссии, которые действуют по согласованию инвестиционных программ, ввести представителей от общественных организаций и малого бизнеса, обеспечить контроль очереди, публичность информации о работе с жалобами. Каждая сетевая компания обязана при совете директоров создать комитет по технологическому присоединению, куда включить представителей малого бизнеса. Осенью можно публично потребовать от сетевых компаний отчета. Также будет введена система ключевых показателей эффективности, по которым оценивается деятельность менеджмента.
КС: Скажите, а каким образом будут транслироваться все вышеперечисленные стандарты работы на те территории, энергосистемы которых не входили в РАО ЕЭС?
В сетевых компаниях энергосистем, которых не входят в РАО ЕЭС, тоже будет специальная услуга по техприсоединению. У нас создан проект национального стандарта по обслуживанию потребителей в сфере электроэнергетики. Хотя, , принятие нацстандартов движется очень медленно. И в отличие от технического регламента национальный стандарт – добровольное дело. То есть, если «Новосибирск-Энерго» не захочет к ним присоединиться, это их дело. Но я хочу сказать, что в «Новосибирск-Энерго» была создана служба расследования жалоб по аналогии с нашим штабом по работе с потребителем. Поэтому думаю, что нужна популяризация принятых решений, которые сейчас сделаны в РАО, и прямые вопросы руководству. Кроме этого есть Федеральная антимонопольная служба, общественное давление. Кроме этого сейчас будут пересматриваться правила недискриминационного доступа. Это уже документ государственного уровня. Он обязателен к исполнению. Скажите, каков алгоритм гарантий выполнения всех новых правил?
В сетевом хозяйстве сохраняется государственный контроль. Оно не будет приватизировано до 2011 года. И новое министерство энергетики – это та структура, которая от имени государства заседает на всех советах директоров, принимает все решения и требует исполнения всего того, что сделано. На самом верху – холдинг МРСК, в который входят межрегиональные сетевые компании, центры Северного Кавказа. В каждый из них входят региональные компании. Решения, о которых я говорила, пройдут через советы директоров всей системы. Дальше государство, как держатель контрольного пакета, будет обязано контролировать их исполнение. То есть, в принципе, механизм есть. Но, как всегда с нашим государством, есть вопрос: будет ли эта система реально действовать? Здесь ничего другого, кроме постоянного контроля, требований со стороны общества и потребителей нет.

Анастасия БЕЛЕНКОВА, г. Новосибирск, еженедельник «Континент Сибирь», 27 июня 2008

|
|