ЕСТЬ ЛИ У КНИГИ БУДУЩЕЕ
Автор: Трофимова Наталья
Регион: Северодвинск
Тема:  Бизнес
Дата: 07.04.2008

Ни Интернет, ни электронные издания её не заменят, -- считает известный предприниматель Александр Мамут

Недавно социологи Российской государственной библиотеки провели исследование: читают ли современные дети? Треть опрошенных (в возрасте 10-15 лет) ответили, что "любят читать, но им на это не хватает времени", 27,6% подростков сказали, что "читают много", а примерно каждый десятый признался: "Читаю редко, не люблю".

И всё-таки открываются книжные магазины, издаются новые книги, в том числе для детей и молодёжи, появляются новые авторы. И бизнесмены, которые готовы вкладывать средства в развитие книжной индустрии. Одним из первых на книгоиздание обратил внимание известный российский предприниматель Александр МАМУТ. Что побудило его, юриста по образованию и успешного финансиста, заняться книгоиздательской деятельностью? На этот и другие вопросы Александр Леонидович ответил на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст", который прошел в Москве и в котором мне довелось участвовать.

-- Вы пришли в книжный бизнес из банковской сферы. Многие крупные бизнесмены предпочитают вкладывать в СМИ, а вы занялись книгоизданием. Почему?

-- Все это голоса из детства, из молодости, когда мы много читали. Я учился в МГУ на юрфаке в 80-е, мои однокурсники и друзья были людьми вполне интеллигентными. В условиях того времени чтение, пожалуй, было единственным способом не только образовываться, но и развлечься. Еще существовала иерархия нравственных и гуманитарных ценностей, при которых человек начитанный вызывал уважение. И все старались прочесть больше, понять больше. Читали не только художественную или научную литературу, читали критику, переписку знаменитых людей. Времени было много, поскольку видео, кино, Интернета, путешествий, кафе -- ничего этого не было. Вот такое пространство духа существовало.

...Я помню, как формировались домашние библиотеки в 1960-1980-е годы. Это была целая наука. Три-четыре книжные полки в квартире, которые были составлены из хороших книг, свидетельствовали о том, у кого в гостях вы находитесь, что это за человек, каков его уровень. Я читал не так много, но старался читать хорошие книжки. Потом их собирал. У меня дома было около ста хороших для того времени книг. Обидно, что сейчас ценность домашних библиотек утрачена. Нет того культа, который был раньше. С другой стороны, и доступ к книгам увеличился в несколько раз. Книги, которые раньше запрещались, или те, которые трудно было достать, сейчас лежат на прилавках. Мы когда-то переплетали редкие книжки, дарили друг другу. Берёшь, например, Зиновьева "Зияющие высоты", оборачиваешь в плотную бумагу, как учебник, и пишешь "Шолохов. Судьба человека". Тогда и в метро можно читать.

-- Ваши шаги в книгоиздании?

-- Сначала мы объединили три издательства в один издательский дом: "Махаон", которое издает детские книжки, издательство "Иностранная литература", которое ценится переводной зарубежной художественной прозой, и издательство "Колибри" (его создатель Сергей Пархоменко), которое выпускает красивые книги, в основном, "non-fiction".

Сейчас мы приступаем к строительству типографии в Тверской области. В России последняя книжная типография, я думаю, строилась в конце 1980-х годов. С тех пор современных книжных типографий в России не строили. А книжек стало печататься больше и читать люди меньше не стали. Интерес к хорошо изданной книжке, мне кажется, только растет. В наших планах построить современную типографию года за полтора. В результате нам будет где печатать. И нам есть что издавать.

Сейчас наши издательства выпускают около 1000 наименований книг общим тиражом 12 млн. экземпляров в год. Я, конечно, буду рассчитывать на приобретение или объединение с каким-то издательским домом. Беру во внимание сектор русской художественной литературы, потому что интерес к ней также растёт. Будем расширять ассортимент, так сказать, наш книжный репертуар.

...Проблема книгоиздательства заключается в розничной торговле, потому что очень тяжело конкурировать книжным магазинам с магазинами, которые торгуют электроникой из Юго-Восточной Азии, или одеждой, или продуктами. Но потихоньку мы создаем в стране книжные сети. Например, в торговой сети "Букберри" не просто книжные магазины, здесь не обязательно покупать книгу, можно походить, посмотреть новинки, почитать журналы. Побыть в такой интеллигентной обстановке.

Очень тяжело добраться с книжками в небольшие города. Во-первых, у нас там нет своей инфраструктуры, нет своих магазинов. Хотя в каждом городе, наверное, есть Дом книги. Но какой там выбор изданий? Мы даже замечаем, что книжки за Уралом стоят дороже, чем в Москве. Впрочем, сейчас есть служба "Книга-почтой", есть большие интернетные каталоги. Книга стала доступной.

-- Какие книги вы любите читать?

-- У Гришковца есть фраза: "Зашел в магазин и увидел, сколько книг. Расстроился: никогда я их не прочту". Поэтому каждый человек для себя должен решить, в связи с чем он вдруг возьмет в руки книгу. Я всегда читал книжку после того, как мне человек десять скажут: "Не читал? Ну, что ж ты? Отстаешь, брат". Еще бывает так. Хочется чего-нибудь почитать, а новой книжки нет. И я беру старую, проверенную, читаю ее снова. Если читать одно и то же произведение, например, раз в пять лет, от этого большая польза. Очень всем рекомендую. Берете, например, книжку Платонова или Олеши и читаете ее абсолютно другими глазами. Вы сегодня и вы десять лет назад -- два совершенно разных человека. Поэтому можно и нужно перечитывать. Соответственно, можно и переиздавать время от времени.

-- Что вам дает издательская деятельность?

-- Во-первых, это предпринимательский интерес, а во-вторых, удовлетворение внутреннего желания. Например, можно сказать: а давайте издадим ранее не изданного Довлатова. А неизданного Довлатова практически нет. Тем не менее, нашли в Америке какой-то архив, его наброски, рисунки, заметки на полях. Издали тиражом 25 тыс. экземпляров. Это большой тираж для художественной книжки, тем более, что она была рекомендована не широкому кругу читателей, а, в основном, тем, кто собирается, как вы, стать "акулами пера". Она и называлась "Колонка редактора". 25 тыс. экземпляров разлетелись за два месяца. Довлатов -- божественный автор с таким стилем, с таким юмором, что его надо читать всего подряд. То есть, когда ты сможешь сказать: "Ребята, издайте-ка вот это", и всё получается, это и есть момент счастья.

-- Не рискуете ли вы, вкладывая деньги в книгу? Выживет ли она в наше время Интернета? Электронную книгу легче издавать, легче копировать, легче распространять, чем бумажную, и дешевле.

-- У бумажной книги большое будущее. Я в это верю. Не как специалист по авторскому праву, а как читатель со стажем. Не верю ни в электронные книги, ни в аудиокниги. Книгу надо трогать, ее надо листать, с ней надо засыпать, с ней надо на диване лежать, с ней надо в электричке ехать, в метро. И читать, отдавать, дарить с надписью. Вокруг нее столько тактильного, столько от нашего поведения, что никакая электронная версия заменить ее не может.

А мы ещё посмотрим, если кто-то на электронных книгах поднимется всерьез. Это аналогично истории: "Скоро ли будет что-то вместо бензина?" "-- Скоро, скоро", -- говорит автомобиль и уезжает все дальше.

-- Возможен ли вариант, что книги не будут возить из издательств Москвы или Твери, а напечатают в местных типографиях? То есть будет пересылаться оригинал-макет, и там уже печататься такое количество книг, которое нужно для местного рынка.

-- Я бы очень хотел, чтобы что-то похожее произошло. Типографский цикл производства книги -- это большая история. Современная книжная типография (как та, что мы строим сейчас) стоит около 60 млн. долл. Она выпускает книги общим тиражом 45-50 млн. экземпляров в год. Разместить это по периферии невозможно. На местах развивается газетно-журнальная полиграфия. Она не имеет отношения к книжной и действительно сейчас растет, потому что журналов и газет немало. А вот с книжной сложнее. Книжные типографии-лидеры, скажем, Можайск, Тверь или Ярославль загружены под завязку. Причем это не новые производства. Но с другой стороны, полиграфические мощности размещены в больших красивых зданиях. И всегда найдется человек, который скажет: "А эти большие помещения надо отдать под магазин или под бизнес-центр". Типографии сейчас вытесняют из старых зданий.

-- Интересна ваша точка зрения на возникновение нового имени в современной литературе. Продвижение любой книги должно сопровождаться затратной PR-кампанией, это сложно для молодого автора. Понятно, что недостаточно просто написать хорошую книгу. С другой стороны, в "Иностранке" вы печатаете совершенно неизвестных зарубежных авторов, и их книги распространяются.

-- Как стать писателем в России сегодня? Есть Алексей Иванов, "Золото бунта". Это проект издательства "Азбука", политика которого -- создавать своих авторов.

У нас таких возможностей немного, скажу откровенно. В детской литературе, безусловно, мы ищем авторов, читаем рукописи, ищем художников для детских книг. Детская литература -- коммерчески рентабельный сегмент, их покупают.

Что касается издательства "Иностранная литература", то его редакторы находят новых итальянских, немецких, французских авторов по рекомендациям литературных агентов, мы покупаем права на издание книги, авторы приезжают в Москву для встреч с читателями, их книжки продаются...

Я бы рекомендовал начинающему автору искать для себя какого-то "болельщика", например, литературный журнал, интернет-издание, издательство или писателя с именем. У людей состоявшихся, поверьте, появляется желание помогать молодым и талантливым. Вам нужно стараться кому-то понравиться. И работать. Вспомните Пушкина -- у него при жизни ни один тираж полностью не продался, его ругали.

__________________________________________________________________________

Александр МАМУТ, известный российский предприниматель, в настоящее время -- совладелец сети книжных магазинов "Букбери", председатель Совета директоров компании "Корбина Телеком", один из акционеров издательской группы "Аттикус Паблишинг", куда входят издательства "Махаон", "Иностранная литература" и "Колибри". Сейчас осуществляет крупный проект -- строительство современной типографии в Тверской области. А. Мамут -- один из соинвесторов компании "СУП", которая ведет обслуживание русскоязычного блога "LiveJournal".   

Наталья ТРОФИМОВА, г. Северодвинск. Общественно-политическая газета «Северный рабочий», от 12 апреля 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики