На прошедшем в Москве семинаре клуба региональной журналистики «Из первых уст» бывший начальник департамента стратегии РАО ЕЭС России Дмитрий Аханов рассказал о ходе энергетической реформы в России.
За прошедшие 8–9 месяцев в отрасли произошел ряд важных событий. От системы управления электроэнергетикой начала 90-х годов был пройден длинный и сложный путь. В постсоветское время существовало бывшее Министерство электороэнергетики, затем преобразованное в госкомпанию РАО ЕЭС России. Существовала очень сложная структура капитала РАО ЕЭС России, с контролем государства. Компания была частично приватизирована. На нижнем ярусе существовало порядка 72 АО Энерго, подконтрольных РАО ЕЭС, а также компании, неподконтрольные РАО ЕЭС.
Также существовала сложная система контроля за состоянием отрасли, но часть своих функций по управлению отраслью государство делегировало именно РАО ЕЭС. Этот факт четко определяет те общие системные функции, которые должна выполнять РАО ЕЭС России.
Тем не менее на пути реформы, которая началась в 2002 году, ландшафт электроэнергетики изменился коренным образом именно на нижнем ярусе. Имеются в виду компании, которые непосредственно занимаются производством, передачей и сбытом электроэнергии. По этому поводу на разных уровнях высказывались опасения. В 2002 году многие губернаторы были фактически против того подхода, который был выбран.
Однако факт остается фактом, и сегодня мы находимся в ситуации запуска легализованного рынка электроэнергии. Это значит, что в энергетике должна обеспечиваться конкуренция, электроэнергия должна распределяться на справедливых принципах. В этой ситуации на пути остался один корпоративный барьер…
Многие спрашивают: почему же РАО ЕЭС надо реорганизовывать, почему не оставить компанию? Логика проста: если мы хотим обеспечить конкуренцию на рынке, то должны обеспечить независимость тех игроков, которые конкурируют между собой. А ведь пока существует РАО ЕЭС России, она владеет всеми энергетическими активами. Чтобы войти в новую экономическую плоскость, необходимо реорганизовать РАО ЕЭС.
В этом и заключается логика государственной программы реформирования отрасли: завершающий этап всех преобразований — это именно реформирование РАО ЕЭС России, в данном случае, путем реорганизации.
Однако сегодня страна находится в ситуации, когда в ряде регионов существует дефицит электроэнергии. В 2004–2005 годах произошел так называемый скачок перехода к новой культуре потребления электроэнергии. Старые советские инфраструктурные резервы и производственные мощности были исчерпаны во многих регионах.
Когда темпы роста начали совпадать или приближаться к темпам роста ВВП, это стало серьезным вызовом для российской электроэнергетики. Начиная с конца 80-х годов темпы роста электроэнергетики существенно сократились. Еще в советское время прекратились большие масштабные стройки, то, что было построено с того времени, можно пересчитать по пальцам. Но любое оборудование имеет тенденцию изнашиваться, еще более быстро морально устаревать, а кроме того, в нормальной системе электроэнергетики всегда нужен резерв, поскольку хочется, чтобы свет горел всегда.
Конечно, можно прийти в магазин и, не обнаружив на полке сахара, вернуться за ним через два дня. Но если мы придем домой и света нет, а нам скажут «обождите, через два дня будет, подвезем», это никого не устроит. Резерв должен быть всегда, потому что техника есть техника, всегда может сломаться.
Система надежна, если ее резерв составляет порядка 15%. Но темп роста потребления в России все увеличивается, выходит на уровень 5-6-7%. Пусть мы находимся в ситуации, когда резерв составляет 15%, но при этом темпы потребления растут на 5% в год. Это означает простую вещь: через три года этого резерва просто не будет! А через четыре — у нас уже минус 5%. Таким образом, чтобы поддержать надежность электроснабжения на должном уровне, необходимо ежегодно строить 5% мощностей.
Этого не происходило никогда. В 1991 году энергии было «полно»: экономический спад, уменьшение электропотребления. Потом наступили совсем тяжелые 90-е годы, когда страна просто выживала. В начале 2000-х годов заговорили о том, что рано или поздно придется строить. Вопрос — за счет чего? Электроэнергетика — очень капиталоемкая отрасль.
В России еще работают станции, построенные в 30–40-х годах. Инвестиции в отрасль требуются очень значительные. Так сложилось, что совпало два тренда: на либерализацию, в том числе, для привлечения инвестиций, и на необходимость инвестиций в электроэнергетику.
Все помнят аварию в Москве, примерно представляют себе тяжесть ситуации энергопотребления в Питере, наверняка слышали многочисленные жалобы нефтяных компаний на то, что они не могут не увеличивать объемы добычи, они не могут обеспечить себе надежного энергоснабжения, а любой перебой электропотребления в промышленности — это большие потери. Любая остановка приводит к тому, что затраты на перезапуск значительно больше, чем потери от простоя.
Проблемы в сетях есть практически везде, просто масштаб разный. А ведь электросети — это тот инструмент инфраструктуры, который обеспечивает развитие регионов. Электроэнергетика стала тормозом развития, потому что когда были проанализированы огромные цифры объемов подключения, которые были удовлетворены в 2005 - 2006 годах, то оказалось, что они находятся на уровне 25-% заявок. Больше сетевые компании были не способны удовлетворить. Что это означает? Это означает, что приходит человек и говорит: «Хочу построить себе дом!». С точки зрения экономики страны — это благо. А ему говорят: «Извини, электроэнергии нет, ты строй, но вот попробуй как-то сам себя обеспечить». Приходит человек: «Хочу открыть завод, нанять рабочих, обучить их, инвестировать деньги». Ему отвечают: «Не вопрос, только лет через пять, сейчас нет электроэнергии».
Краткосрочная инвестиционная программа на ближайшие пять лет многими критикуется, но с точки зрения государства полностью приемлема. Для государства, чем больше будет сетей и станций, тем лучше, тем успешней они будут между собой конкурировать на рынке, чем больше сетей, тем надежней энергоснабжение.
Помимо этой программы, государство впервые задумалось о стратегии развития отрасли. Правительством рассматривается «Генеральная схема размещения объектов», которая планируется к принятию в ближайшем будущем. Это видение государством того, как может развиваться электроэнергетика, частично синхронизированное со смежными отраслями, с топливной базой: газом, углем, атомной электроэнергетикой. Документ основан на региональных прогнозах, в регионах была проведена работа с местной промышленностью. Очевидно, что если внезапно придет кто-то и скажет: «Хочу построить здесь металлургический комбинат, на 15 тысяч человек, на большой объем металла», то говорить о том, что электроэнергетики обязаны его подключить в течение года невозможно, потому что слишком большие объемы. Любые программы развития должны быть скоординированы.
Однако предлагаемые в этом документе цифры шокируют самих электроэнергетиков: в целом они предполагают практически удвоение электроэнергетической отрасли. Это очень большие цифры, как для экономики страны, так и для электроэнергетики. Такой объем вложений не может пройти незамеченным с точки зрения экономического развития страны.
В настоящее время РАО ЕЭС России планирует выпустить аналитическое издание, которое будет называться «Видение развития электроэнергетики до 2030 года». В ближайшие 10–15 лет одним из главных вызовов станет экологическая часть электроэнергетики — как с точки зрения госполитики, так и практической реализации. Наша электроэнергетика экологически неэффективна по сравнению с западной. Сегодня такое положение экономически оправдано, но это не будет продолжаться долго.
Топливный баланс страны — это вопрос национальной безопасности, именно поэтому сегодня генеральная схема четко обозначает приоритеты государства в области топливного баланса: увеличение доли атомной и гидроэлектроэнергетики, угля и снижение доли газа: с точки зрения национальной безопасности доля газа в нашей энергетике просто зашкаливает. Кроме этого остро стоит вопрос о введении в промышленный обиход более эффективных и экологичных технологий сжигания угля.
Эти задачи предполагается решить с помощью развития полноценного конкурентного рынка в энергетической отрасли. Государство сохранит за собой доступ к определенным регулирующим рычагам, однако многие стратегически важные вопросы будут решаться с помощью экономических, рыночных методов. Реформирование структуры российской энергетики обещает создать значительный прирост в отрасли. Это будет реальным ответом на современные требования: через 10–15 лет потребность в электроэнергии вырастет более чем вдвое.

Святослав ОДАРЕНКО, г. Новосибирск. Газета «Наукоград-ВЕСТИ» 30 ноября 2007 года

|