19 февраля пресс-служба администрации области совместно с клубом региональной журналистики "Из первых уст" организовала селекторную пресс-конференцию президента фонда "Институт экономики города", члена правительственной комиссии по жилищной политике Надежды Косаревой. Она высказала свое мнение по поводу президентского проекта Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который прошел первое чтение в Госдуме.
- По мнению разработчиков, новая структура местного самоуправления будет достаточно эффективной, но я считаю, что она не учитывает реального положения дел и нарушает Конституцию РФ, делая эту структуру единой для любых муниципальных образований, определяя, например, размеры территорий и количество представителей от поселения.
За два года предполагается изменить всю систему местного самоуправления "для оптимизации ее работы". Такая радикальная мера - разновидность шоковой терапии, следствием которой становится передел территории (тех же земельных угодий) и собственности муниципальных образований.
В течение двух лет не будут в полной мере решаться насущные вопросы местного значения, более того, закон в принципе ограничит экономическое развитие муниципалитетов. Принципы финансово-бюджетного выравнивания, которым придается большое значение (когда профицитная территория объединяется с дефицитной), - не прибавят стимулов развития территориям - экономическим лидерам.
Более того, международное рейтинговое агентство считает, что принятие закона повысит фактор политического риска в стране и приведет к снижению инвестиционной привлекательности России в целом.
Разработчики проекта считают, что субъекты Федерации стремятся сделать муниципальные образования более управляемыми, и находят выход в наделении жителей каждого поселения правом иметь свои органы самоуправления. Но вряд ли это необходимо самому населению - не в каждом населенном пункте есть возможности для эффективного самоуправления.
Вместе с тем закон позволит субъектам Федерации по своему усмотрению изымать функции у органов местного самоуправления, "если решения органов местного самоуправления создают угрозу массового нарушения прав и свобод гражданина, угрозу жизни и безопасности граждан".
В финансово-экономическом обосновании к проекту закона сообщается, что он "не предполагает дополнительных расходов за счет федерального бюджета". Тем не менее, в законе говорится, что органы местного самоуправления, избранные в середине 2004 года и начинающие функционировать с 2005?го, полгода должны содержаться за счет региональных бюджетов. Согласно проекту переданное местному образованию госполномочие должно быть четко описано и профинансировано через целевую субвенцию. Однако даже если переданное госполномочие не будет оплачено, муниципалитет обязан исполнять его вплоть до отмены такого полномочия решением суда. Тем самым местные образования подталкиваются к выполнению государственных обязательств за счет своих средств.
На наш взгляд, старый закон еще не исчерпал себя. Его общеконцептуальная направленность предоставляет широкие возможности для реализации местного самоуправления. Этот институт должен модернизироваться не путем принятия новых нормативных актов, а по мере повышения гражданской активности населения. 
Алексей Дмитриев, Астрахань. Газета "Астраханские ведомости" № 9 от 27 февраля 2003 года.

|