В будущем году электроэнергетику страны ожидает событие, значение которого невозможно переоценить: 1 июля 1008 года РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование. Решение об этом, принятое российским правительством, является частью плана по изменению системы управления энергетической отраслью. Завершение реформы должно привести к созданию в нашей стране полноценного рынка электрической энергии и, как следствие, привлечению в отрасль столь необходимых для нее инвестиций.
Причины и последствия реформы
Разъяснение сути этой реформы было одной из главных тем очередного семинара «Клуба региональной журналистики», проходившего на прошлой неделе в Москве. Следует отметить, что на всем протяжении перестройки отрасли, информированию населения об этом процессе уделялось очень большое значение. Реформирование РАО ЕЭС не производилось исключительно по спущенным сверху указаниям; специалисты и общество имели возможность обмениваться мнениями относительно стратегии и тактики этого процесса. Оценить, насколько плодотворно было потрачено время, отведенное под реформу, журналистам из разных регионов России помог глава Федерального агентства по электроэнергетике Дмитрий Аханов.
-- Приходится констатировать, что на пути удвоения ВВП электроэнергетика реально становится тормозом. Изношенность сетей и генерирующих мощностей нарастает, а темпы роста потребления энергии растут на 5-7 % в год. Соответственно, примерно столько же новых станций нужно строить, иначе мы можем прийти к ситуации, когда энергетики не смогут удовлетворять растущий спрос. Например, тюменские нефтяники последние годы жалуются, что не могут обеспечивать увеличение добычи именно из-за нехватки электроэнергии.
По прогнозам потребность в установленной мощности к 2020 году составит на территории Западной Сибири 79,4 ГВт (в 2006 году эта цифра составила 43,9 ГВт). Следовательно, энергетикам нужно практически удвоить количество произведенного электричества, а сделать это без строительства новых станций невозможно. Решить эту задачу поможет подписанное между РАО «ЕЭС России» и правительствами субъектов РФ, входящих в состав Тюменской области соглашение, согласно которому в строительство здесь объектов электроэнергетики до 2010 года предполагается вложить более двухсот миллиардов рублей, половина из которых – собственные средства энергокомпании.
Область требует энергии
Тюменский регион – один из самых быстроразвивающихся в стране, и недостаток энергетических мощностей может стать здесь острой проблемой. Одними из основных потребителей электроэнергии были и остаются нефтяники и газовики, которые уже участвуют в развитии сетей и генерирующих мощностей. До 2010 года здесь планируется построить и отремонтировать 3,78 ГВт генерирующих мощностей, более 10 ГВт трансформаторных мощностей и более 5 тысяч километров новых линий электропередачи. Будут введены в строй блоки на Сургутской, Уренгойской и Нижневартовской ГРЭС, построена новая подстанция в Тарко-Сале, установлена парогазовая турбина в Ноябрьске, запланировано строительство ТЭЦ-3 в Тюмени.
Особое значение развитие электроэнергетики имеет для реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». В зоне его реализации необходимо разработать и провести мероприятия по развитию электросетевого хозяйства. В 2007 году «Тюменьэнерго» уже приступило к сооружению линии электропередачи Надым – Салехард – Лабытнанги – Обская (Харп) – Полярный, которая соединит в одну энергосистему локальные системы населенных пунктов и производств, в районе сооружения новой железнодорожной линии. Часть этой трассы сооружается в рамках инвестиционной программы, которая формируется сторонами соглашения – энергетиками, нефтяниками и газовиками, органами власти субъектов и муниципалитетов.
-- Стратегия развития отрасли до 2030 года, принятая российским правительством, предполагает, что электроэнергетика станет локомотивом развития всей страны, -- рассказал Дмитрий Аханов, -- в этом документе заложен ряд механизмов, которые смогут сделать этот процесс эффективным и динамичным. Кроме того, необходимо учитывать реалии рынка, сохранять топливный баланс страны, что является стратегическим вопросом государственной безопасности. Необходимо повышать долю атомной генерации и возобновляемых источников энергии, увеличивать производство электроэнергии за счет угля, снижать объем природного газа, используемого для выработки электричества.
Источники финансирования реформы
Первые итоги реформирования электроэнергетической отрасли можно подвести уже сейчас: благодаря приватизации генерирующих компаний РАО «ЕЭС России» удалось привлечь более 500 миллиардов рублей, которые были вложены в развитие сетей и развитие гидроэлектроэнергетики. Это огромные инвестиции, которых не было бы без веры в нашу страну и в правильность курса на реформирование энергетической отрасли. Следует отметить, что государство не устраняется от управления электроэнергетикой. Более того, чем более либеральным становится рынок энергии, тем более четкие правила игры ему требуются. Уже появилось распоряжение правительства, регламентирующее создание при полпредах в федеральных округах штабов, которые будут следить за надежностью электроснабжения. Тарифы для населения будут регулируемыми до 2011 года.
Эти меры позволят смягчить социальные издержки, возникающие при любой серьезной реформе, тем более такой значимой для всех нас отрасли, как электроэнергетика. Никто не снимает с государства обязанностей по контролю за техническим состоянием оборудования или расследованию аварий – этим по прежнему будет заниматься «Ростехнадзор». Роль «Федеральной антимонопольной службы» после ликвидации «РАО «ЕЭС России» возрастает, как органа противодействующего возможным монопольным сговорам между генерирующими компаниями. За государством остается право устанавливать тарифы, а Министерство экономического развития и торговли будет осуществлять общее управление энергетической отраслью.
-- В законе о реформе электроэнергетике оговорена большая степень саморегулирования отрасли, -- отметил Дмитрий Аханов, -- создана биржа, на которой покупается электроэнергия. В зависимости от спроса и предложения определяется средняя цена, в том числе и в моменты пиковых нагрузок. Торги ведутся каждый час, учитывая, что потребность в электроэнергии разная для дня и ночи или времени года, а к формирующейся цене добавляется плата за обслуживание сетей. Межрегионального субсидирования, которое компенсировало разницу в стоимости электроэнергии между Европейской и Азиатской частями России, больше не будет; деньги на компенсацию запланированы в бюджете особой статьей.
Итоги
Можно сказать, что Тюменская область уже испытала на себе преимущества новой системы управления отраслью, ведь такого масштабного строительства энергетических мощностей здесь не было с эпохи освоения нефтегазового комплекса. Строительство электростанций в непосредственной близости от объектов добычи топлива, удешевляет производство электроэнергии. Следует учитывать, что нефтяники и газовики в обозримой перспективе останутся основными потребителями электричества. Очень выгодными в экологическом и экономическом плане могут стать станции, работающие на попутном газе, объемы сжигания которого по-прежнему остаются непростительно большими.
-- Мы не планируем в массовом порядке переводить уже работающие на газе электростанции на уголь, -- подчеркнул Дмитрий Аханов, -- в каждом случае это должно быть экономически обосновано. И, конечно, для Тюменской области, где проблем с газом нет по определению, выгоднее сохранять работающие на нем станции. Мы рассчитываем на увеличение использования попутного газа, многие нефтяные компании уже понимают перспективность этого ресурса и строят трубопроводы от месторождений к местам, где планируется создавать новые генерирующие мощности. Среди наших главных инвесторов хотел бы отметить «Газпром» и «ЛУКойл», а так же итальянскую компанию «ЭНЭЛ» интересы которых в основном сосредоточены в Западной Сибири. На территории Тюменской области сейчас работает ТГК-10, 60 % акций которой принадлежат РАО «ЕЭС России», и практически все оптовые генерирующие компании. 
Аркадий КУЗНЕЦОВ, г. Тюмень. Газета "Тюменская область Сегодня" 26 ноября 2007 года

|