ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РАО
Автор: Бондарева Нина
Регион: Красноярск
Тема:  Энергетика
Дата: 08.08.2008

Завершилась основная фаза реформирования энергетической отрасли – 1 июля энергохолдинг РАО «ЕЭС России» прекратил свое существование

Реорганизация РАО «ЕЭС России» стала логичным завершением реформирования электроэнеогетики, которое продолжалось в стране четыре года. Устранение «естественной монополии» и создания ряда частных и государственных конкурирующих между собой предприятий электроэнергетики, прежде всего, были направлены на либерализацию рынка и привлечение в отрасль частных инвестиций.

Многолетнее недоинвестирование сетевого хозяйства породило в отрасли ряд проблем, в частности проблему технологического присоединения к электрическим сетям. Начиная с 2007 года, сетевыми организациями реализуется комплекс мер по оптимизации и повышению прозрачности процесса технологического присоединения. Однако все эти меры не носят системного характера и не решают наиболее значимых для малого бизнеса проблем – соблюдения нормативных сроков технологического присоединения и снижения его стоимости, а также борьбы со злоупотребления.

Именно поэтому накануне окончания завершающего этапа реорганизации, правление РАО «ЕЭС России» утвердило пакет документов, структурирующих весь процесс технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе с точки зрения защиты прав потребителей.

Контролировать их выполнение будут Советы директоров сетевых компаний. На всех уровнях – от Холдинга МРСК до региональных сетевых компаний будут созданы Комитеты по технологическому присоединению с участием представителей малого бизнеса и организаций по защите прав потребителей.

Об этих и других механизмах «защиты» реформы от «сбоев на последней миле» рассказали на пресс-конференции 17 июня Марина Либоракина, руководитель Дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России» и Алексей Качай, начальник департамента стратегии РАО «ЕЭС России».

Прощальный подарок РАО

С 18 апреля по 5 мая 2008 г. пакет документов, направленных на повышение прозрачности технологического присоединения (ТП) к электрическим сетям, включающий в себя типовые формы договоров об осуществлении технологического присоединения, Программу мер по оптимизации технологического присоединения для субъектов малого предпринимательства и Стандарт «Порядок раскрытия информации о полученных от потребителей электрической энергии и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению» был вынесен на публичное обсуждение, включая проведение общественной экспертизы на «коррупциогенность».

9 июня их окончательная редакция была утверждена председателем Правления РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом с учетом замечаний и предложений, полученных от бизнес-ассоциаций и организаций по защите прав потребителей.

«Технологическое присоединение должно быть, - говорит Марина Либоракина. – Больше не будет никаких немотивированных отказов – это строго запрещено. Стоимость технологического присоединения станет общественно приемлемой. Технологическое присоединение станет доступным с точки зрения процедур и организации, а также будет выполняться точно в срок без злоупотреблений и коррупции. Наша цель – изменить климат и обеспечить прозрачный, понятный, качественный сервис».

Основным документом, структурирующим этапы технологического присоединения и регулирующими его стоимость, станут типовые договоры.

Типовые договоры регулируют взаимоотношения сетевых компаний с 4 группами потребителей. Первая группа - физические лица и некоммерческие объединения граждан (например, ТСЖ, садовые товарищества, гаражные кооперативы и др.), а также малый бизнес с присоединяемой мощностью до 15 кВт по 3 категории надежности. Вторая группа включает те же категории потребителей с присоединяемой мощностью от 15 кВт до 100 кВт (например, авторемонтная мастерская, автомойка, маленький ресторан) по трём категориям надежности. В третью группу входят потребители, присоединяемые по классу напряжения 10 кВ включительно с присоединяемой мощностью до 10 МВА включительно по 2 и 3 категории надежности. Наконец, четвертая группа состоит из потребителей, присоединяемых на напряжении 35 кВ и выше либо с присоединяемой мощностью более 10 МВА, а также потребителей, осуществляющих присоединение по 1 категории надежности.

Для физических лиц и некоммерческих объединений из 1 группы размер платы составляет 5 МРОТ или 550 рублей по факту технологического присоединения к сетям. Для остальных, за исключением крупных потребителей, присоединяемых по индивидуальным проектам, плата за ТП определяется по тарифному меню. Такое меню утверждают органы регулирования субъектов РФ. «Учитывая социальную значимость малого бизнеса, РАО "ЕЭС России" считает, что субъекты малого предпринимательства с присоединяемой мощностью до 15 кВт, это микропредприятия, должны оплачивать присоединение по тарифу для физических лиц, то есть 550 рублей, - говорит Марина Либоракина. - и надеется, что органы тарифного регулирования поддержат внесение соответствующих изменений в нормативную базу».

В целом для физических лиц, дачных и садовых товариществ, ТСЖ и малого бизнеса ТП станет дешевле: этим потребителям больше не потребуется оплачивать проектную документацию, они смогут выбрать одну из типовых модульных схем электроснабжения.

В общем случае точка присоединения будет расположена не далее 25 м от границы земельного участка потребителя. Лишь в тех случаях, когда расстояние от точки присоединения до ближайшего центра питания или ЛЭП 10 кВ составляет более 5 км, плата за ТП для 1,2 и 3 группы потребителей устанавливается по индивидуальному проекту и определяется исходя из затрат сетевой компании на строительство линий и подстанций.

Гиперответственность энергетиков

Существенно повышена ответственность сетевых компаний перед потребителями. Введены жесткие сроки присоединения (до 1-2 лет в зависимости от категории потребителей), поэтапный порядок оплаты работ, значительные экономические санкции за нарушение условий договора.

Стандарт устанавливает единые требования к сетевым организациям по раскрытию и предоставлению потребителям полной информации, касающейся открытых и закрытых центров питания, включая сроки открытия последних. Потребители смогут получать полную информацию о ходе рассмотрения заявок и осуществлять собственный «контроль за очередью».

«Все возможные источники питания у нас поделены на две группы: открытые источники питания и закрытые источники питания, в которых сформировался дефицит, - разъясняет Марина Либоракина, - По ним информация носит открытый характер. Если в каком-то районе сейчас центр питания закрыт, висит табличка, что он откроется 10 июля 2011 года и будет с объемом мощности таким-то. Такая информация даёт возможность потребителю рассчитывать количество заявок, открывающуюся мощность и свои нужды. Для первой группы, то есть физлиц и самого маленького бизнеса, срок присоединения – 1 год. Независимо от того, закрыт центр питания на этой территории или открыт. Ведь даже у закрытого центра питания остаётся небольшой резерв».

Программа для малого бизнеса предусматривает специальные меры по предотвращению коррупции, вымогательства и волокиты в ходе технологического присоединения. В сетевых компаниях будут созданы службы внутреннего контроля, задача которых – борьба со злоупотреблениями и защита интересов потребителей. К «малым» энергетики будут относить предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Контролировать исполнение этих и других мероприятий по оптимизации ТП будут Советы директоров сетевых компаний. Чтобы повысить эффективность корпоративного управления в этой сфере, на всех уровнях – от Холдинга МРСК до региональных сетевых компаний – создаются Комитеты по технологическому присоединению с участием представителей малого бизнеса и организаций по защите прав потребителей. Планируется внести изменения в систему ключевых показателей эффективности, по которым оценивается деятельность менеджмента. Заработная плата в сетевых компаниях будет впрямую зависеть от качества работы с потребителями и соблюдения требований к ТП. Принятые документы обязывают сетевые компании развивать систему «обратной связи» с потребителями и общественного контроля за технологическим присоединением.

Но главным механизмом гарантии защиты прав потребителей Марина Либоракина считает установленный «контроль рублем».

«За каждый день просрочки физическое лицо будет получать три процента от платы за техприсоединение, - говорит Марина Либоракина. – Три процента от . 550 рублей – это небольшая сумма. Но если техприсоединение задержали на год, то потребитель получит более шести тысяч рублей, что не так уж и мало».

Для более крупных потребителей предусмотрена скользящая шкала: чем больше срок присоединения, тем выше будет неустойка, которую заплатит сетевая организация. Кроме того, предусмотрены не только неустойки, но и возмещение убытков. В договорах будет предусмотрена возможность предъявить сетевой компании претензию и получить компенсацию по упущенной выгоде. Размер упущенной выгоды будет определяться либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке.

Плюс либерализация рынка

Общая система энергетических предприятий с 1 июля работает на базе единого конкурентного рынка.

По мнению Алексея Качая, у нас создана одна из наиболее чувствительных и гибких в общемировом масштабе система секторов рынков электроэнергии. Модель рынка учитывает все важные факторы с точки зрения экономики и физики процесса (сечение проводов, технологические потери, территорию возможных поставок).

«Если случается чрезвычайная ситуация, прошел ураган, шторм или обледенение, если упал провод, то рынок автоматически на это отреагирует, говорит Алексей Качай. - Если есть возможность поставить электроэнергию из другой точки, потоки пойдут по другим проводам, по другим сечениям. Если нет такой возможности, - то в этой точке рынок замыкается, и не даёт выводить энергию из точки дефицита в другие места. А те объекты, которые питал «дефицитный» генератор смогут получить электроэнергию из других источников. Система должна настраивается при минимуме затрат для обеспечения гарантированного энергоснабжения и сбалансированного потребления электроэнергии на любой территории».

В настоящий момент существует целевая модель рынка, которая учитывает возможное развитие всех его сегментов. Так, в частности, в соответствии с графиком либерализации цен на оптовом рынке электроэнергии, осуществляется поэтапная либерализация цен. В соответствии с графиком стопроцентная либерализация будет завершена к 1 января 2011 года.

«Именно либерализация оптового рынка позволила привлечь в энергетику инвестиций, - считает Алексей Качай. – Инвесторам необходимо понимать, из каких источников компании будут зарабатывать деньги».

Поэтому одним из основных «постреформенных» рисков для инвесторов выступает риск отказа от либерализации цен, потому что пересмотр графика либерализации рынка убивает инвестиционную программу энергокомпаний.

Страховкой от этого риска выступает российское законодательство. Во-первых, Закон об электроэнергетике запрещает госрегулирование цен начиная с 2011 года. График либерализации рынка введен постановлением Правительства России. По сути, это прямое обещание Правительства российским и зарубежным инвесторам.

По мнению Алексея Качая, для населения тарифы должны регулироваться только в увязке с бюджетными целевыми дотациями, которые позволят не страдать от возможных колебаний тарифов. «Никто не пойдет на рынок сглаживать колебания цен, - говорит Алексей Качай, - существуют рыночные механизмы сглаживания тарифов, такие как государственное субсидирование или введение социальной нормы потребления электроэнергии».

Борьба с монополией

Опасения, связанные с постреформенными рисками, возникают и у инвесторов, и у потребителей. Многолетнее существование вертикально интегрированной монополии электроэнергетики вызывает опасение монополизации рынка крупным игроком – появления второго РАО, только находящегося в частных руках, и поэтому, практически бесконтрольного. Особенно в ситуации, когда один собственник или группа лиц могут осуществлять владение одновременно компаниями конкурентного и естественно-монопольного секторов отрасли.

«Крупные компании, такие как «Газпром», СУЭК, компания «КЭС-холдинг». покупают себе в том числе и «кусочек электроэнергетики, - говорит Алексей Качай. - Дальше – «ваш выход, товарищ регулятор». Когда мы создавали ОГК и ТГК, то исходили из принципа, что компании должны быть максимально крупными. Тогда у них есть определенные финансовые возможности, технологические возможности и интерес со стороны инвесторов вкладывать в них деньги. Но черту, где возможна потенциально монопольная власть, мы не переступали никогда».

Страховкой от этого риска выступают проекты Постановлений Правительства, которые предполагают введение правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, а также установление особенностей осуществления принудительного разделения хозяйствующих субъектов, осуществляющих монополистическую деятельность в сфере электроэнергетики.

Вторым по значимости риском, Алексей Качай называет риски манипуляции ценами на электроэнергию через цены на топливо.

На сегодняшний день тепловых электростанции в 32 % используют уголь и мазут, в 68 % используют газ, 79% которого для ТЭЦ поставляет «Газпром», и только 21 % - независимые производители. «Газпром» контролирует поставки около 54% топлива для теплоэнергетики России.

Из основных существующих механизмов снижения риска Алексей Качай называет штрафы (в размере до 10% выручки от продажи топлива на локальных рынках) за злоупотребление монопольным положением, а также поведенческие условия для монополистов – вплоть до возможности принудительной продажи активов, а также пятилетние 5-тилетние договора “take or pay» на поставку газа.

«Кроме того необходимо существенное усиление антимонопольной работы правительства в газовой отрасли, - считает Алексей Качай. – Необходимо создание правил недискриминационного доступа».

Страховкой от риска потери управления постреформенной отраслью выступает новая схема управления (схема приводится, стр. слайда 15).

Амбициозная инвестпрограмма

Инвестпрограмма, которая существует сейчас, в энергетической отрасли, фактически начала репродуцироваться с 2006 года. Она была разработана на 5-летний период. Сейчас она покрывает период с 2008 по 2012 год и предусматривает введение в строй до 2012 года 40 ГВт новых энергомощностей, и объем финансирования в размере 4,3 трлн рублей.

«Эта инвестпрограмма сбалансирована по принципу финансирования, строительства и сроков введения в эксплуатацию объектов генерации, объектов сетевой инфраструктуры. По принципу, когда начинает работать станция, откуда берет топливо, какое и достаточно ли его – рассказывает Алексей Качай. -

С реализацией глобальной инвестпрограммы связан один из рисков – риск её неисполнения. То есть, когда построить могут, но не хотят».

В качестве страховки от «нежелания» выступает финансовая ответственность генерирующей компании. Типовой Договор на предоставление мощности на оптовый рынок включает в себя штрафы за неисполнение для генерирующей компании – до 25% от величины инвестпрограммы.

Кроме того, по мнению Алексея Качая, существует реальный рыночный спрос на новые мощности и реальные источники финансирования их строительства (в первую очередь – частные инвестиции). Так, около 800 млрд. рублей – средства, уже полученные от размещения и конкурентных продаж акций ОГК и ТГК. На сегодняшний день существует фактический задел по реализации заключенных контрактов с генподрядчиками. В стадии выполнения – проекты по 58 объектам генерации (сроки вводов – 2008-2012 гг., суммарная установленная мощность 12,6 ГВт).

Кроме того, «в игру» включатся и орыночные механизмы - прирост эффективности и производительности нового генерирующего оборудования (по сравнению с имеющимся). Рост переменной составляющей (стоимость топлива, затраты на оплату труда) будет способствовать строительству новых мощностей и постепенной модернизации уже существующих.

«С определенного момента проходит так называемая «точка невозврата» - разъясняет Алексей Качай. - Станция построенная более чем на 60% проще достроить, чем отказаться от ее реализации. Это одна часть соглашения. Параллельные соглашения на те же мощности заключаются между генерирующей компанией и субъектом рынка. Это некоммерческое партнерство – совет рынка. В рамках этого соглашения компания обязана поставить мощности. На ее усмотрение, где она ее возьмет. Будет ли она строить или нет. В приложении описаны мощности и характеристики их с точки зрения мобильности, функциональности и производительности и так далее. Мощности, которые есть в инвестпрограмме. Если она готова к тому, что будет строить не эти мощности, а купит мощность такого качества у кого-то другого, кто построит почему-то в 2 раза больше, что хватит на себя и на непостроившую компанию, - на здоровье. Но почему-то мне кажется, что будут строить».

По утверждению Алексея Качая, компании будут обеспечены деньгами, которыми им необходимо будет расплачиваться за инвестпрограмму в течение ближайшего года. В ближайшем году у энергокомпаний задача: провести IPO или привлечь иные источники финансирования. Основным риском неисполнения инвестпрограмм, Алексей Качай называет рис её удорожания. Так, например, в Европе в 2005-2008 г. цены на энергетическое оборудование увеличились в среднем в два раза. В Росии также наблюдается опережающий рост цен на энергооборудование и материалы. Плюс кризис на мировых финансовых рынках. Всё это может привести к негативным последствиям для генерирующих компаний - удорожание инвестпрограммы (при сохранении ее обязательности), а также увеличение доли долгового финансирования капвложений (при удорожании кредитов и снижении их доступности).

Механизмом минимизации этого риска выступит рынок, который позволит справедливо распределить дополнительные издержки между производителем и потребителем. По мнению Алексея Качая, рыночная конкуренция плюс функции антимонопольных органов обеспечивает реальное сдерживание затрат, а вводы новых мощностей улучшат финансовые показатели генерирующих компаний.

От Правительства энергетики ожидают активизации антимонопольной работы на рынке энергомашиностроительной продукции; и программы поддержки развития энергомашиностроения и электротехнической промышленности.

По мнению Алексея Качая, любой из возможных постреформенных рисков энергетики имеет пути преодоления – созданные в первую очередь самой реформой.

Марина Либоракина, руководитель Дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России»

Самый главный рецепт против дефицита электроэнергии – это точное территориальное планирование.

Именно для этого энергетики должны делать свою информацию максимально прозрачной. Это даст возможность потребителю не только «контролировать» свою очередь, но и на первоначальном этапе сопоставить свой бизнес-проект с территориальным планированием, объективно оценить риски размещения своего предприятия на данной территории

Алексей Качай, начальник департамента стратегии РАО «ЕЭС России»

Чем сложнее рынок, тем больше полномочий должно быть у регулятора, тем сложнее должна быть система регулирования. Мы должны наращивать компетенцию наших регуляторов, в состав которых будет входить, в том числе, некоммерческое партнерство совета рынков, которое создается в настоящее время. Именно регулятор должен следить за отсутствием внешнего отрицательного воздействия и за созданием правильных стимулов. Если стимул построен правильным образом, то рынок способен развиваться, регулировать и балансировать интересы производителей и потребителей

  

Нина БОНДАРЕВА, г. Красноярск, № 5 журнала "Экономическое обозрение: Красноярский край на карте Сибири", 5 июля 2008 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики