Преобразования в различных сферах деятельности происходят все чаще. Слово "реформа" нас уже скорее настораживает, чем радует, ведь нередко итоги реформирования любой отрасли ложатся тяжким грузом на плечи населения. Похоже, теперь очередь дошла до местного самоуправления.
Президентом страны внесен на рассмотрение в Государственную Думу законопроект, определяющий общие принципы организации органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, которые вызвали неоднозначную реакцию у представителей различных ветвей власти.
Никто не будет спорить, что именно органы местного самоуправления играют главную роль в решении многих вопросов, возникающих на местах. Они наиболее информированы о реальной ситуации в городе, районе, поселке, потому что живут и работают лицом к лицу со своими избирателями, знают их ежедневные нужды. И от того, какие функции будет выполнять эта власть, будет ли достаточно средств для решения насущных вопросов, зависит уровень жизни каждого из нас. Закон после принятия законодательной властью должен вступить в силу с 1 января 2005 года.
Между тем, у исполнительной власти есть много нареканий к предложенному законопроекту. Чувашия, Дагестан, Орловская, Тверская, Кировская, Московская, Свердловская и Костромская области возражают против положений, оставляющих за федеральным центром право в определенных случаях брать на себя полномочия региональной власти. Ни у губернаторов, ни у глав муниципалитетов нет никакой уверенности в том, что они вместе с новыми принципами разграничения власти, получат и реальное финансирование. Хотя бы потому, что им досталась в основном "социалка", на которую денег у государства никогда не хватает.
На днях Клубом региональной журналистики "Из первых уст" для астраханских журналистов была организована селекторная пресс-конференция с Президентом Фонда "Институт экономики города", экспертом в сфере жилищной политики, финансирования, недвижимости, а также организации местного самоуправления Надеждой Косаревой, которая находится в жесткой оппозиции к законопроекту. Что же даст новый закон местной власти?
Основная суть законопроекта сводится к новой административно-территориальной структуре местного самоуправления, которая будет базой для всех последующих новаций в сфере межбюджетных отношений и формирования местных бюджетов, а также распределения госполномочий. Предлагается ввести три типа муниципальных образований: поселение, муниципальные районы и независимые городские округа. Такое видение административно-территориального деления страны позволяет, по мнению разработчиков законопроекта, нанизать на него все атрибуты власти. Вместо 12 тысяч существующих появятся 34 тысячи городских и сельских поселений, которые войдут примерно в 2 тысячи муниципальных районов.
Функции поселений по распоряжению финансами и собственностью против нынешних урезаются. Они отходят муниципальным районам. Городским округам сохранят существующий набор муниципальных функций и передадут часть от муниципальных районов. Городские округа, по закону, могут быть созданы на базе городов с численностью свыше 200 тысяч человек. Таких городов в России чуть более тридцати.
За каждым уровнем власти будут закреплены налоговые источники, но какие - пока не ясно. Это будет известно позднее, когда Минфин подготовит поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. За два года предлагается полностью перераспределить всю систему местного самоуправления. Должны быть поделены территории, собственность, функции.
По словам Надежды Борисовны, в этот период можно прогнозировать самые печальные экономические последствия, поскольку все будут заняты массовым переделом, и внимание отвлечется от самых насущных проблем населения, которые стоят сегодня на повестке дня: в первую очередь, жилищно-коммунальное хозяйство. Повысится фактор политического риска, что приведет к понижению инвестиционной привлекательности страны.
Местная власть вряд ли станет сильной, так как в их бюджетах на все, что декларируется законом, просто не будет денег. Видимо государство решило переложить свои проблемы на другие плечи. Разработчики проекта приводят такие факты: за год федеральный центр должен выплатить по своим обязательствам более 6 триллионов рублей, когда весь консолидированный бюджет страны составляет только половину этой цифры. "Почему-то решили, что эту задачу нужно было решать за счет местного самоуправления… законопроект исходит из того, что население у нас пассивно… В законе множество противоречий Конституции России. Например, в Конституции говорится о том, что население обладает правом на прямые выборы органов местного самоуправления, а в законе - что субъект федерации может отменить выборы в муниципальных районах. Конституция не позволяет менять границы районов без учета мнения населения, а закон говорит, что субъекты будут делить территорию и население никто не спросит", - констатировала Надежда Косарева. И это далеко не все отрицательные моменты, которые могут возникнуть с принятием закона.
Журналистов интересовало, не будут ли изменены границы муниципальных образований в ущерб населению и не приведет ли дробление территории к увеличению штата чиновников и депутатов. По мнению Н. Косаревой, это обязательно произойдет. Все пороки бюрократической системы расцветут пышным цветом. Немаловажно и то, что на определение новых границ поселений необходимы немалые средства, хотя в финансовом обосновании закона написано, что он не требует дополнительного финансирования. Сколько будет стоить административно-территориальное деление страны, из каких бюджетов будут браться деньги на эти цели - неизвестно.
В минувшую пятницу законопроект был принят в первом чтении депутатами Госдумы России, и смогут ли оппоненты внести ко второму чтению свои поправки и отстоять их - большой вопрос. 
Виолетта ГРИЦАЙ, Астрахань. Газета "Все для Вас" №9 от 26 февраля 2003 года.

|