Объемы строительства в Амурской области увеличиваются, и проблема подключения потребителей к электросетям становится актуальнее. Сейчас в Благовещенске, Белогорске и ряде северных территорий присоединить новый объект без строительства линии электропередач и увеличения мощности на подстанции уже невозможно.
У потребителей возникает масса вопросов, ответы на которые дают наши сегодняшние эксперты: Марина Либоракина, руководитель Дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России» (запись сделана на семинаре Клуба региональных журналистов «Из первых уст», июнь, г. Москва) и Евгений Семенюк, директор филиала ОАО «ДРСК»- «Амурские электрические сети».
- С 1 июля завершается реформа, проводимая РАО «ЕЭС России». Впереди нас ждут свободный рынок, свободные цены. Выиграет ли потребитель?
М. Либоракина: Без рынка будет хуже, это однозначно. Посмотрите на весь мир. Он с трудностями, но идет в сторону либерализации рынка. Такова экономическая логика. У нас сейчас глобальная экономика, хотим мы этого или не хотим. В условиях глобальной экономики нельзя держать инфраструктуру за счет государственного бюджета. Другого пути – без рынка – нет. Но реформы делаются не ради реформ, а для блага потребителей. Готовя программу действий по обеспечению прав потребителей, мы в РАО «ЕЭС России» очень внимательно проанализировали все разнообразные проблемы. Встречались с самыми разными группами предпринимателей. Переговорили и с организациями по защите прав потребителей, с Союзом потребителей России и целым рядом людей, которые представляют разные группы наших потребителей. Составили свод этих проблем. Мы предложили общественности обсуждать и критиковать документы, которые находились у нас в разработке. Это новый типовой договор, в котором прописываются все условия присоединения. Цена. Порядок оплаты. Возможные экономические санкции. Длительность – сроки процедуры. Второй крупный документ – это стандарт раскрытия информации. Поскольку бессмысленно говорить о каких-то злоупотреблениях и борьбе с ними, если система в целом непрозрачна, и потребитель никогда не может понять, в чем же его права, и где у него есть возможности их защищать. И третье. Там же мы опубликовали базовый перечень мер в поддержку малого бизнеса. Потому что малый бизнес оказался на самом переднем крае и является самой сильно пострадавшей стороной. Именно для малого бизнеса очень критичны все сложности техприсоединения. Получив не только анализ проблем, но и критические замечания по поводу наших проектных документов, мы разработали пакет документов. Остановлюсь на самых главных моментах. Технологическое присоединение должно быть. Никаких немотивированных отказов больше не будет. Это запрещено очень строго. При этом, оно должно быть доступным со всех сторон. Стоимость технологического присоединения должна быть общественно приемлемой. Присоединение должно быть доступным с точки зрения процедур и организации. Чтобы на человека не обрушивалось огромное количество непонятных процедур, терминов. Техприсоединение должно быть выполнено точно в срок. Все, что записано в нормативно-правовой базе, в условиях договора, должно быть выполнено день в день. Если это не происходит, то на сетевую организацию должен быть возложен крупный штраф. Техприсоединение должно осуществляться без вымогательств, без злоупотреблений, без коррупции. Мы должны обеспечить прозрачный, понятный, качественный сервис.
- Отличается ли стоимость подключения для физических лиц, желающих подключить дом и для юридических лиц? Или тариф зависит от запрашиваемой мощности?
М.Семенюк: Для физических лиц, подающих заявку на технологическое присоединение в целях потребления электрической энергии для коммунально-бытовых нужд при условии присоединяемой мощности, не превышающей 15 киловатт включительно, установлены особые правила. Физические лица оплачивают работы в объеме, не превышающем в сумме 5,5 минимальных размеров оплаты труда, или 550 рублей.. Если заявителем на технологическое присоединение выступает юридическое лицо – некоммерческая организация для поставки электроэнергии на коммунально-бытовые нужды не в целях извлечения прибыли, гражданам, членам этой организации, плата тоже не должна превышать 5,5 МРОТа, умноженного на количество членов (абонентов) этой организации, при условии присоединения каждым членом этой организации не более 15 киловатт.
К юридическим лицам – некоммерческим организациям, на которых распространяется вышеуказанная плата, относятся:
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство);
- некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);
- гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки, объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения), рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе;
- содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
- Получается, что за все появившиеся в ходе реформы организации: генерирующие компании, системный оператор, ФСК, ДРСК, ДЭК и муниципальные компании расплачиваются простые люди. Конкуренции в энергетике как не было, так и не будет никогда!
М.Семенюк: Это организации, появившиеся в результате реформы РАО «ЕЭС России». Цель этой реформы – отделение конкурентных видов бизнеса от неконкурентных (регулируемых государством). Дальний Восток пошел по особому пути, конкуренции здесь пока нет. Но созданы условия для конкуренции – по крайней мере, в генерации точно. Что касается «расплачиваются простые люди» - они и раньше расплачивались за электроэнергию, за теплоэнергию. Тарифы регулируются регуляторами. Процесс роста тарифов расписан на годы вперед, лишнего энергетики не берут.
Кроме того, благодаря реформе выросли и продолжают расти качество и надежность предоставляемых услуг. Каждая организация теперь занимается своим профильным делом – электрики, тепловики, «системщики»; ФСК обеспечивает перетоки, РСК доводят энергию до потребителя.
- Из чего складывается плата за техприсоединение и куда вы направляете полученные средства?
М.Семенюк: При подключении новой электроустановки заявителя к нашим электрическим сетям мы оказываем комплексную услугу. Она включает в себя подготовку технических условий; разработку проектной документации; выполнение технических мероприятий, необходимых для присоединения новых энергопринимающих устройств; проверку выполнения технических условий, а также фактические действия по подключению устройств потребителей. При наличии технической возможности для подключения (резервных ячеек и отсутствия дефицита мощности) заявитель оплачивает только стоимость разработки и проверки выполнения технических условий, а также действий по подключению электроустановок. Если же техническая возможность отсутствует, то требуется выполнить ряд мероприятий, связанных с реконструкцией объектов. Они, как правило, достаточно затратные, поэтому за осуществление этой услуги сетевая организация взимает соответствующую плату с заявителя. Размер платы должен компенсировать экономически обоснованные расходы сетевой организации на проведение мероприятий по присоединению. Размер платы за присоединение утверждает регулирующий орган – в Амурской области – Управление государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области.
Если ставка установлена для сетевой организации без учета инвестиционной составляющей, то в этом случае, когда присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, сетевая организация обращается в регулирующий орган для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Средства, полученные в качестве платы за присоединение, направляются исключительно на строительство энергообъектов в интересах заплативших потребителей.
- Высокие тарифы тормозят развитие бизнеса, особенно мелкого и среднего - а ведь именно о снятии барьеров к его росту говорит президент Дмитрий Медведев. Почему бы не распределить тариф на подключение между всеми потребителями, сделав что-то вроде перекрестного субсидирования?
М.Семенюк: Перекрестного субсидирования не будет. По концепции правительства России, оно подлежит секвестированию. каждый должен платить за себя. Тарифы устанавливаются законодательством на основе методических рекомендаций по расчету тарифов на технологическое присоединение. Да, рекомендации позволяют установить плату с учетом инвестиционной составляющей. Подобное предложение мы направляли в управление госзаказа и государственного регулирования тарифов, но его, к сожалению, отклонили. На наш взгляд, оптимальным вариантом стал бы расчет стоимости киловатта на присоединение на основании полученных нами за определенный период времени заявок и – на этой основе – установка усредненной платы за подключение для всех потребителей. Конечно, плата должна быть экономически обоснована и утверждена регулирующими органами.
М. Либоракина: Понятно, что всех волнует вопрос – что же будет после 1 июля? Процитирую Анатолия Борисовича Чубайса. Он сказал: «Я всех прошу принимать решения, руководствуясь интересами рынка. Потому что выше рынка ничего нет. Выше рынка только совесть». Я думаю, что в вопросе взаимоотношений с потребителями нужно тоже этого принципа придерживаться всем нашим сетевым и сбытовым компаниям.

Наталья ПИДЖУКОВА, г. Благовещенск, журнал «Деловое Приамурье», июль
Использована информация www.drsk.ru ИА Амур.инфо

|