Спрашивали ли вас, дорогие мои сограждане, желаете ли вы нашествия в город крупных магазинов-сетевиков? Увы, это их бизнес, при котором население ставят перед фактом: быть здесь дискаунтеру, и все! Хорошо, что хотя бы после этого некоторые сетевики идут навстречу людям и отвечают на накопившиеся вопросы. Сделал это не руководитель сети "Гроздь", и не гендиректор "Магнита", и не начальник "Гроссмарта" - а главный исполнительный директор, председатель правления «Х5 Retail Group» (больше известное как сеть магазинов "Пятерочка", недавно объединившаяся с сетью "Перекресток") Лев Хасис. Было это в Москве, на заседании Клуба региональной журналистики "Из первых уст", и вопросы ЛЬву Хасису задавали журналисты из всех российских регионов.
- Мы работаем в трех основных форматах: супермаркеты, дискаунтеры, гипермаркеты. Сейчас бум – все строят гипермаркеты. Я не открою секрет, если скажу, что некоторые гипермаркеты «Ашан» в Москве имеют выручку больше 400 млн. долларов в год. И если раньше сети дрались только за то, кто в данном месте откроет магазин, то сейчас потихонечку начинается борьба за покупателя. Руководство нскольких магазинов, находящихся рядом, думает: как сделать так, чтобы покупатели ходили именно в его магазин, а не к конкурентам. Следующим неизбежным этапом конкуренции будет конкуренция за издержки. То есть тот магазин, который умеет лучше управлять издержками, сможет предложить товары по более низким ценам, тот и «выживет». Цена является одним из главных стимулов для покупателя в принятии решения. Насколько я знаю, в отношении людей теория Дарвина не доказана, но в отношении бизнеса она, безусловно, действует: выживает сильнейший.
- врезка-
Ошибочно считать, что дискаунтеры только для бедных, супермаркеты только для богатых. Есть разные потребности у людей с разным уровнем доходов. Дискаунтер – это минимальный ассортимент, низкие цены, полное самообслуживание, дешевое оборудование. Вот за это и низкие цены.
Супермаркет – это магазин, в котором широкий ассортимент. В супермаркетах большой упор идет на свежие товары: много овощей, фруктов, готовая кулинария, мясо, рыба и так далее.
Гипермаркет – это всегда приключение. Ты твердо знаешь, что если идешь в гипермаркет, там есть возможность выбрать, потому что ассортимент там больше в 2-3 раза, чем в супермаркете, там много промтоваров. Но поход туда - это не меньше, чем полдня.
- В наш Саратовский регион ваша крупнейшая розничная структура страны еще как следует не вошла. Почему?
- У нас колоссальная неравномерность городов. Скажем, Санкт-Петербург гораздо более конкурентен, чем Москва. Если взять российские регионы, то невозможно сравнивать конкуренцию, скажем, в Екатеринбурге с конкуренцией в Саратове. В Екатеринбурге много сетей и конкуренция достаточно зрелая. В Саратове по-серьезному сетей практически нет вообще. С точки зрения обеспеченности современными торговыми площадями очень неравномерная ситуация по стране.
- Почему один и тот же сок - например, компании «Вимм-Биллль-Данн», в сети продается дешевле на 20-30%, чем в фирменном магазине? Кроме внешнего вида упаковки эти соки не отличаются ничем.
- Это не нами изобретено. Большие бренды берут значительную часть стоимости своей продукции просто за бренд. Его стоимость составляет от 10 до 99%. Если вы возьмете диск с продукцией Microsoft, то сам диск практически ничего не стоит, а все остальное – то, что это Microsoft, что это лицензионная продукция и так далее. Короче, чем больше бренд рекламируется, тем большая доля в стоимости принадлежит бренду. В какой-то момент сети во всем мире поняли: зачем наш потребитель будет платить больше за продукцию аналогичного качества? Наша цель, чтобы частная марка по цене отличалась от брендового аналога примерно на 30-50%. Конечно, это никому не нравится, и мы постоянно являемся объектом нападок брендодержателей.
- Не мешает ли вам развиваться жесткая вертикаль власти?
- В целом, что бы мы хотели от государства? Наше самое заветное желание, чтобы они нас не трогали вообще. Нам все равно: будут они что-то делать нам на пользу или во вред, все равно это будет во вред. А если нам, то, значит, и нашим покупателям. Мы собираемся лоббировать непринятие сильно дурацких законов. К примеру, сейчас обсуждается тема: давайте запретим магазинам работать по выходным. Или, например: давайте запретим, чтобы магазины работали после 20.00. Вот такие «инициативы» с нашей точки зрения попадают под категорию «весенних» и нуждаются в отторжении. Мы считаем, что у нас крайне недостаточная вертикаль власти в стране, потому что часто сталкиваемся с экономически сепаративными регионами. У нас очень часто местные власти пытаются лоббировать локальных производителей. Особенно производителей водки. Если бы у нас была реальная вертикаль власти, конечно, такие проявления были бы причиной отставок губернаторов, мэров. На самом деле ничего подобного не происходит. Реально нарождающиеся федеральные сети являются, я бы сказал, кровеносной системой перемещения товаров и услуг между регионами. Фактически они создают экономическую целостность страны. Именно они будут обеспечивать то, чтобы во всех регионах действовали одни и те же законы, разговаривали на одном языке и так далее. Если этого не будет, если каждый регион будет иметь экономическую самостоятельность, то страна будет держаться только на административных рычагах.
- Вы заходите в регионы самостоятельно или ищете партнеров? Насколько охотно работаете с продукцией местных производителей? Есть ли шансы на выживание у местных сетей?
- Местный ассортимент – это очень важная вещь. 50% спроса по продовольствию в регионах приходится на продукцию локальных производителей. Это невозможно изменить. Мы очень охотно работаем с местными производителями, потому что часто находим производителей наших торговых марок. Что касается выживания... Гораздо больше шансов у отдельно стоящих магазинов. Качество обслуживания в индивидуальных магазинах всегда намного выше, чем в сетях. Поэтому отдельно стоящие магазины будут с большей вероятностью выживать, чем сети.
- Вы сейчас можете представить такую картину, что подорожает в ближайшее время?
- Я помню песню Высоцкого про слухи: «Ходят слухи, будто все подорожает, а особенно поваренная соль». В прошлом году была интересная ситуация, когда вдруг пошел слух, что соль пропала. Сметали все. Мне звонили губернаторы: «Почему соль пропала?». Но за неделю все восстановилось.
Во-первых, бывают сезонные колебания стоимости товаров. Ясно, что летом пиво дорожает, а зимой дорожает водка. Если долгосрочно смотреть, то я бы хотел сказать, что, безусловно, все продовольствие будет дорожать. Почему? Это происходит из-за постоянного и продолжающегося роста цен на энергоносители. Но это только одна часть проблемы. Вторая часть проблемы состоит в том, что при той стоимости топлива, которая сейчас есть, становится выгодным производить топливо для автомобилей из биологических источников.
В Америке только в этом году будет построено мощностей для производства биотоплива (спиртосодержащее топливо из зерна разных видов) больше, чем за все предыдущие годы существования Соединенных Штатов. Фактически мы вступаем в эпоху, когда люди начинают конкурировать с автомобилями за еду.
Если вы откроете свой холодильник, то все продукты, которые там найдете, они либо прямо, либо косвенно связаны с зерном. Либо это просто зерно и продукты из него – мука и так далее, либо это продукты, при изготовлении которых используется зерно. Например, молоко, мясо, рыба и так далее.
А цены на топливо высокие. Это означает, что сейчас помимо 6 млрд. людей на планете вдруг на наше с вами зерно начали претендовать еще 2 млрд. автомобилей. В Америке уже идет резкий рост цен на зерно. И у нас будет это происходить. Поэтому будет дорожать зерно, а из-за этого будут дорожать и все остальные продукты, которые связаны с зерном. Это будет происходить до тех пор, пока не придумают какого-то альтернативного источника энергии, допустим, термоядерной электростанции, солнечная энергия и так далее.

Ирина ЕГОРОВА, г. Балаково. Газета «Суть», июль, 2007 г

|