Государственные закупки - тема сложная и в то же время интересная. Особенно, если о ней рассказывает знающий человек. Такой, например, как Александр ШАМРИН - генеральный директор Федерального центра проектного финансирования.
По сути, этот механизм был придуман для экономии государственных средств. В России цена этого вопроса такова: на госзакупки уходит треть годового бюджета. Конкурсные же торги позволяют уберечь от растрат до 25 процентов выделенных на эти цели денег. Только на федеральном уровне можно сэкономить до 100 миллиардов рублей в год. Если бы удавалось это делать, стране меньше бы приходилось заимствовать из внешних источников.
Инструмент экономии есть, но как им пользуются? У ответственных за это министерств не хватает полномочий для реагирования на негативную информацию. Например, в прошлом году одно министерство собралось закупить сто машин. Оно объявило конкурс на приобретение автомобилей "Фольксваген Пассат". Интересно, что крупные иностранные фирмы, которые готовы идти на серьезные скидки, к участию в тендере приглашены не были. Закуп производился через местных посредников. Какая уж тут экономия.
Другой пример. Практически под угрозой срыва прошла в 2002 году Всероссийская перепись населения. Госкомстату пришлось судиться с одной фирмой, которая не была допущена к конкурсу, по разработке программного продукта. Еще одна проблема заключается в том, что правила игры конкурсных торгов на федеральном и региональном уровнях разные. В субъектах проводить тендеры поручают операторам, которые и определяют их условия. Торги бывают обычно закрытыми, в них участвует определенный круг предприятий. В итоге - цена госзакупок не снижается, а, наоборот, повышается. Кроме того, все стараются закупать у себя на местах, не распространяя информацию в других регионах. Побеждают, как правило, одни и те же.
Если бы все понимали, что тендеры нужны не только государству. Это хороший ориентир для предприятий любой формы собственности. Это интересно для малого и среднего бизнеса. Это стимул и постоянный заказ. Если предприниматель уверен, что его продукция или услуги будут востребованы, он будет учитывать спрос государства. Чем выше уровень участия, тем дешевле товары и услуги. Между прочим, предприниматели не намерены отказываться от участия в торгах. Для решения этого вопроса они начинают объединяться.
По словам Александра Тихоновича, повсеместное внедрение механизма госзакупок - один из приоритетов государства. В этом году на рассмотрение депутатов Госдумы будет внесен проект закона о внесении изменений и дополнений в действующий законодательный акт. Надо полагать, слуги народа постараются создать правовую основу госзакупок. Кстати, в России с конкурсными торгами не все так плохо. Существует информационная система о госзакупках. Издание "Конкурсные торги" высоко оценила комиссия Мирового банка, приезжавшая в Москву.
Р.S. Кто же все-таки тормозит развитие системы госзакупок? Как сообщают информационные агентства, недавно Государственная Дума Федерального Собрания России заключила выгодный контракт при закупке мобильных телефонов с АО "Вымпелком", оказывающим услуги сотовой связи под торговой маркой "Би-Лайн". Каждый из 450 депутатов Госдумы получил телефон "Моtогolа Т191", корпоративные контракты с прямыми номерами и по сто долларов на счету на каждый месяц.
Этот контракт может обернуться для сотовой компании юридическими проблемами, так как главные конкуренты "Би-Лайна" - МТС и "Мегафон" - вопреки действующему законодательству официального уведомления о готовящейся госзакупке не получили. 
Марият АРТЮХОВА, Уфа. "Новая экономическая газета", № 3, 25-31.01.2003 г.

|